Точка невозврата пройдена

Сто лет назад произошло решающее событие февральской революции.
Точка невозврата была пройдена 27 февраля (12 марта) 1917 года, когда Волынский польский гвардейский полк перешёл на сторону восставших рабочих. 

Они выказали неповиновение офицеру, пришедшему их успокоить на утреннем построении, и застрелили его. Затем, воодушевив другие части, находившиеся рядом, они двинулись через Литейный мост на Выборгскую сторону, в центр манифестаций рабочих прошедших дней. Это было первое из череды судьбоносных событий 12 марта 1917.

Другими частями, присоединившимися в Волынскому полку, были запасные батальоны Литовского и Преображенского полков вместе с 6-м сапёрным батальоном. Во второй половине дня к восстанию присоединились Семёновский и Измайловский полки. К вечеру бунтовало уже около 67 тысяч солдат Петроградского гарнизона. Это были не те гвардейские части, верные императору. Настоящую гвардию отправили на фронт. В запасных частях проходили подготовку новобранцы. Офицерский состав был им под стать — прапорщики военного времени, без особой закалки. Все понимали, что им скоро на фронт, а на фронт не хотелось. Тем более, что везде, в том числе в императорской фамилии, виделась измена.


27 февраля (12 марта) гарнизон Петрограда перешёл на сторону восставших


Под звуки «Рабочей Марсельезы», которую играли военные оркестры, офицеры либо разбежались, либо были убиты. Попутно восставшие солдаты избивали и расстреливали полицейских. В 13.00 был захвачен Арсенал и боевое оружие стало бесконтрольно раздаваться демонстрантам. В 14.00 было подожжено здание Окружного суда. У соединившихся сил рабочих и солдат возникла мысль освободить заключённых в тюрьмах. Около 15.00 были захвачены городские тюрьмы «Кресты», Литовский замок и «Шпалерка», все арестованные и заключенные, включая уголовников, освобождены.



В 14.00 солдаты заняли здание Государственной Думы — Таврический дворец. Депутаты оказались в затруднительном положении. С одной стороны, работа Госдумы была приостановлена царём, с другой, необходимо было перейти от слов — все предыдущие дни в Думе произносились пламенные оппозиционные речи — к делу. Тем более в окружении революционной толпы, видевшей в Думе авторитет, альтернативный центр власти. В результате депутаты продолжили заседание в виде «частных совещаний», по результатам которых был создан Временный комитет Государственной думы («Комитет Государственной думы для водворения порядка в Петербурге и для сношения с учреждениями и лицами»). В состав Комитета вошли октябрист М. В. Родзянко, назначенный председателем, члены «Прогрессивного блока» В. В. Шульгин, П. Н. Милюков и некоторые другие, а также меньшевик Н. С. Чхеидзе и «трудовик» А. Ф. Керенский. Решение о создании временного комитета было принято не без колебаний. Думское большинство опасалось идти против пока ещё законной власти. Однако, подогреваемая «трудовиками» во главе с Керенским и приближавшейся толпой, Дума приняла решение, сделавшее из думы и комитета своего рода протоправительство.



В этот же день бюро Центрального Комитета РСДРП опубликовало манифест «Ко всем гражданам России». В нем выдвигались требования установления демократической республики, введения 8-часового рабочего дня, конфискации помещичьих земель и прекращения империалистической войны. Лидеры фракции меньшевиков в Государственной Думе, представители солдат и рабочих объявили в Таврическом дворце о создании Временного исполнительного комитета Петросовета, в который из членов временного комитета вошел только Н. С. Чхеидзе. Так Россия вступила в период «двоевластия», когда один центр силы, Петросовет, конфликтовал с Временным комитетом Думы сначала, а затем с Временным правительством. Появление Петросовета, социалистического центра силы во власти, подталкивало левых радикалов к ещё более решительным действиям.


Подталкиваемая революционной толпой, Дума создала Временный комитет


В 16.00 состоялось последнее заседание царского правительства в Мариинском дворце, на котором было принято решение отправить царю телеграмму с предложением о самороспуске Совета министров и создании «ответственного министерства». В 19.00 о положении в Петрограде снова доложили Николаю II. Царь заявил, что все перемены в составе правительства он откладывает до возвращения в Царское Село. Также он назначил генерала Н. И. Иванова новым командующим Петроградского военного округа, который возглавил «карательную экспедицию» в составе 4 пехотных и 4 кавалерийских полков.

В это же время в Петрограде председатель Госдумы Родзянко начала начал убеждать великого князя Михаила Александровича, младшего брата Николая II, принять на себя диктаторские полномочия в пределах Петрограда, отправить правительство в отставку и просить царя о даровании ответственного министерства.


Первое заседание солдатской секции Петроградского Совета в Таврическом дворце


В 20.00 эту идею поддержал и премьер-министр царского правительства князь Голицын. Сначала Михаил Александрович отказывался, но в итоге ночью отправил царю телеграмму, в которой говорилось: «Для немедленного успокоения принявшего крупные размеры движения — необходимо уволить весь совет министров и поручить образование нового министерства князю Львову как лицу, пользующемуся уважением в широких кругах». На фоне беспорядков и властного паралича вечером 12 марта было разгромлено Петроградское охранное отделение и как «немецкий» сожжен дом министра императорского двора Фредерикса.
Автор
Сергей Алумов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе