Третьяковы: собаки лают, а караван идет

Третьяковы — это, пожалуй, самая знаменитая династия русских предпринимателей. В историю династия вошла не только и не сколько благодаря делам купеческим, а благодаря художественному вкусу и чутью Павла Михайловича Третьякова. Над Третьяковым и его увлечением поначалу посмеивались, но, как говорится, хорошо смеется тот, кто смеется последним.

Самой знаменитой династией русских предпринимателей следует признать Третьяковых. Фильмы снимали о Строгановых, фильмы снимали Ханжонковы, но Третьяковы оставили о себе память в картинах, которые писали художники и сюжетом которых были совсем не эти меценаты.

Третий ребенок в семье — Елисей Мартынович — получил традиционное прозвище Третьяк. Позже малоярославский мещанин и его супруга Василиса с сыновьями Захаркой и Осипом прописались в небольшом домишке близ церкви Николы Чудотворца, что в Голутвине, как Третьяковы. И было это в 1774 году. Тогда же Елисей Третьяков записался третьей гильдии московским купцом. Торговал Мартынович маленькими пуговицами, которыми снабжал тогда все Замоскворечье.

Купец уже второй гильдии Захар Елисеевич Третьяков рано овдовел, но через год снова женился. Супруга родила ему сына Михаила. 15-летний Михаил Захарович, после кончины бати, продолжил отцовское дело. И не просто продолжил, а расширил. Когда подросток подрос, он приобрел еще четыре торговые точки и принялся торговать льняными тканями, потом открыл еще две небольшие фабрики — бумагокрасильную и отделочную. Тридцатилетний Михайла Захарович выгодно женился, взяв в жены дочку Данилы Борисова, богатого поставщика в Британию русского сала. Красавица Александра Даниловна 15 декабря 1832 года родила первенца Павлушу. Второй сыночек, Сереженька, появился спустя один год, один месяц и четыре дня. Всего за 18 лет жена Третьякова произвела на свет 12 детей обоего пола.

Михаил Захарович не дожил и до полтинника, наказав жене в своем завещании "ведать всеми делами до достижения Сергеем совершеннолетия, а дочерей держать при себе и по исполнении возраста выдать замуж по своему усмотрению, сыновей Павла и Сергея до совершеннолетия воспитывать, не отстранять от торговли и от своего сословия… и прилично образовывать". По тогдашним законам совершеннолетие мужчин наступало в 25 лет, а до той поры пришлось выдать замуж старшую дочь 17-летнюю Елизавету Михайловну.

Супруг сыскался быстро. Им оказался 27-летний приказчик одной из третьяковских лавок Владимир Дмитриевич Коншин. Своего жилья у молодых не было и семья приобрела в собственность просторный домишко в Толмачах (Лаврушинский переулок). Со временем это место стало очагом русской культуры. Нельзя сказать, что знаменитая на весь мир Третьяковская галерея началась с дюжины простеньких литографических картинок, приобретенных в 1853 году Павлушей у торговца лубками, но именно с интереса к ним зародилась у будущего покровителя искусств любовь к прекрасному.

В том же году он побывал в столице и в частной галерее министра почт, тайного советника Федора Ивановича Прянишникова, увидел подлинные картины художников. Особенно ему приглянулись полотна реалиста Павла Федотова. После посещения галереи в Санкт-Петербурге Павел Михайлович дал зарок не приобретать более дешевенькие литографии, а купил несколько картин голландских мастеров. На знакомых московских купцов эти творения не произвели ровно никакого впечатления, а вот заплаченная их товарищем по бизнесу цена сильно удивила повидавших виды деляг. Эти картины не нравились и Павлу Третьякову, тогда он дал себе слово не покупать модные творения, а прислушиваться к внутреннему голосу.

Вот вам и начало Третьяковки. Перефразируя ахматовские строчки "Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда", можно сказать, что Третьяковская галерея началась с нелепых картин малоизвестных живописцев, если бы не одно НО. Бывалые кураторы художественных музеев и прочие искусствоведы, слегка поморщив носики, сквозь зубы произнесут имена малоизвестных Василия Худякова и Николая Шильдера — первые настоящие приобретения Павла Михайловича Третьякова, положившие начало художественной галереи его имени.

Полотна "Стычка с финляндскими контрабандистами" Худякова и "Искушение" Шильдера — может быть и не шедевры живописи, но и не кич или провокация, вроде "Целующихся милиционеров". Вполне добротная реалистичная живопись. Во всяком случае собрание крупнейшего собрания русской живописи началось с них. Тут никак невозможно обойтись без аналогии с позднейшим временем. Известно, что фильм "Белое солнце пустыни" стал культовым во многом благодаря советским космонавтам, у которых пошла традиция смотреть эту картину перед каждым полетом. Смотрели ее и многочисленные представители других наций, вынуждены смотреть и теперешние космические туристы. Не всем она по нутру, не все они ее понимают.

Заокеанские критики вообще забраковали эту ленту из-за отсутствия в ней привычного хэппи-энда. Зато она понятна всем русским душой и сердцем. Именно такую живопись искал и приобретал меценат Третьяков. Понятную своим. Отвечающую русским вкусам. Про Павла Михайловича в среде русских художников ходили легенды. Говорили, что он покупал не только картины, но и этюды к ним. Такого ранее не водилось. Наброски считались чем-то вроде отбросов производства.

Вначале над купчишкой посмеивались, потом богема взялась за ум. Грешно смеяться над тем, кто тебе дает хлеб с маслом. Третьяков покупал не только готовые картины, но и готов был платить за будущую работу. В конце концов, художественные вкусы стал диктовать тот, кто заказывал, пусть не музыку, а живопись. Именно Павел Михайлович Третьяков. Последними словами умирающего в декабре 1898 году от обострения язвы желудка Павла Третьякова были слова: "Берегите галерею".

Игорь Буккер

Правда.Ру

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе