«Вежливые люди» XVIII века

Русский десант в Италии вызвал всеобщее уважение и любовь

В июне 1799 г. десантный отряд Черноморской эскадры России после победного шествия по югу Италии штурмом взял столицу Неаполитанского королевства. 

Данное событие произошло во время экспедиции русского флота по противодействию французской экспансии в Восточном Средиземноморье (1798 – 1800 гг.).

Присутствовавший при отряде неаполитанский министр Мишуру так характеризовал эти действия русских матросов и солдат: «За 20 дней небольшой русский отряд возвратил моему государству две трети королевства. Это еще не все, войска заставили все население обожать их. Не было ни одного солдата, и тем более офицера, который бы оказался виновным в малейшем насилии или инсубординации, или грабеже. Вы могли бы их видеть осыпаемыми благословениями посреди тысяч жителей, разоренных во время французского правления, которые называли их своими благодетелями и братьями».

Пока основные силы эскадры Ф.Ф. Ушакова были заняты операцией у побережья Балкан, по просьбе неаполитанского короля Фердинанда к берегам Южной Италии был направлен отряд из 4-х фрегатов с десантом для действий против укрепившихся там французов. Основу десанта составляли морские гренадеры Черноморских флотских батальонов, сформированных в Новороссии.

После быстрого взятия Бриндизи и Бари, 20 мая российские корабли высадили десант у города Манфредония (в составе 570 чел. при 6 орудиях) под командованием командира фрегата «Счастливый», капитана 2 ранга Г.Г. Белли. Несмотря на свою малочисленность отряд взял Фоджио, после чего пересек с востока на запад весь Апеннинский полуостров и подступил к Неаполю, который оборонял крупный французский гарнизон (свыше 2 тыс. чел).

Один за другим черноморцам сдались три форта, защищавших Неаполь с суши. Затем метким огнем русской артиллерии была разбита батарея, прикрывавшая вход в город. Десантники бросились в штыковую атаку и через мост ворвались в город, опрокинув и рассеяв бригаду генерала Виртцмена. Сам генерал был убит при попытке остановить бегство своих солдат.

Бои в самом Неаполе шли несколько суток. Французы и итальянские республиканцы укрылись в хорошо укрепленных замках. Оттуда они пытались контратаковать превосходящими силами, но снова были отброшены. Русская артиллерия вновь прибегла к бомбардировке укреплений противника, принудив его попросить о пощаде.

22 июня условия капитуляции французского гарнизона были приняты российской стороной. Они были довольно почетными: французам разрешалось выйти из замков с военными почестями, с оружием и военным имуществом, с развернутыми знаменами и эвакуироваться на родину. Итальянским республиканцам гарантировалась жизнь и свобода, предлагалось отбыть во Францию или остаться в Неаполе. Эти условия были подтверждены представителями английского командования и неаполитанского короля.

Однако не успели высохнуть чернила на соглашении, как в Неаполь прибыла эскадра во главе лордом Нельсоном. Он не захотел признавать достигнутые договоренности и приказал повесить на своем флагманском корабле адмирала-республиканца Карачиолло. Была учинена расправа над пленными республиканцами, местные монархисты и мародеры начали резню всех, кто хотя бы подозревался в сочувствии французам. Ее жертвами стали тысячи ни в чем не повинных людей. Улицы города были завалены трупами, которые долго не убирались.

Единственными, кто пытались хоть как-то обуздать это кровопролитие, были русские моряки и солдаты. Они спасали преследуемых республиканцев, отбивая их от черни. По свидетельству одного из отечественных историков, наш десант своею замечательной дисциплиной и честностью внушал к себе такое уважение неаполитанцев, что дом, в котором квартировал русский офицер или солдат, делался уже неприкасаемым убежищем.

Вскоре русский отряд попал в довольно сложное положение, так как лишился поддержки своих кораблей, отозванных Ф.Ф. Ушаковым в район Ионических островов. Однако это не помешало черноморцам освободить от неприятеля еще 2 города: Гасту и Ливорно.

Русские десантники располагались в Неаполе до 1802 г., после чего вернулись в Россию. В рескрипте А.В. Суворову император Павел I, восторгаясь взятием столь ограниченными силами Неаполя, писал: «Сделанное Белли в Неаполе доказывает, что русские люди на войне всех прочих бить будут, да и тех, кто с ними, тому же научат».

Игорь Иваненко

Russkie.org

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе