Ярославль XIII века

В этом номере мы представляем тринадцатый век, один из самых страшных веков в нашей истории.

Недолгий рассвет
После смерти великого князя Всеволода Большое Гнездо в 1212 году начинается распад Великого княжения Владимирского, куда входил и Ярославль. Отныне он стал самостоятельным, и княжил здесь сын Всеволода князь Константин.
Наш город все больше спорил с Ростовом за право быть «первым». Считается, что Ярославль в большей степени любим Константином. Именно здесь просвещенный правитель мечтал видеть «город Константина» – новый Константинополь. Кстати, при Константине положено начало уникальной библиотеке Спасского монастыря, включавшей в себя 14 пергаментных рукописей и единственный список (!) «Слова о полку Игореве».

Богоматерь Оранта – икона, созданная в Ярославле в XIII веке. В Оранте Богоматерь предстает с поднятыми, раскинутыми в стороны руками, ладони раскрыты наружу.

Черное время
Рассвет был недолгим. В 1218 году князь умирает, и княжит его сын Всеволод. Но в 1238 году он погибает в Ситской битве с монголо-татарами. Город захватывают татары, и начинается страшное время пожарищ и убийств. Князья Василий и Константин, дети Всеволода (именно к ним переходит власть после его смерти) пытаются свергнуть иго. Так, 3 июля 1257 года на Ярославском холме, сейчас – Тугова гора, проходит легендарная кровопролитная битва. Многие ярославцы, в том числе и князья, погибли. Иго свергнуто не было.
Наследников мужского пола не осталось, престол переходит к малолетней дочери князя Василия – Анастасии. В 1261 году она выходит замуж за Федора Ростиславича Черного. И после ее смерти он женится второй раз… на дочери хана. В крещении она становится Анной. Федор правит вплоть до конца XIII века. В это время, до начала XIV века, удельное Ярославское княжество претендовало на доминирующую роль в Верхневолжье. Будучи зятем золотоордынского хана, великий князь Ярославский Федор играл одну из главных ролей в русской политике своего времени. При нем Ярославль обзавелся торгово-ремесленным посадом и неукрепленными слободами. Да и качество жизни горожан улучшилось.

17 церквей на 7 гектарах!
В XIII веке Ярославль разросся далеко за пределы существовавшей тогда крепости. Следы застройки этого времени найдены за Медведицким оврагом, вдоль поймы Которосли. По современным меркам эта площадь была небольшой, около 7 гектаров. Однако на ней располагалось не менее 17 церквей. И город продолжал быстро расти. Вокруг небольшой вымощенной бревнами площади теснились избы дружины и многочисленной челяди. Над ними возвышался двухэтажный деревянный княжеский дворец с просторными сенями. С 1215 года началось строительство первых каменных церквей.

XIII век – время «новостроек»
Именно в XIII веке начались серьезные изменения в жизни ярославцев и городском строительстве. Рубленые дома начали приходить на смену землянкам. В то время они занимали территорию Ярославского кремля и посада. Это в границах современной Первомайской улицы. Наземный дом ярославца того времени – «квадратное или почти квадратное помещение, служившее всей семье для работы, приема пищи и для сна. Размеры были различны и колебались от 3,3 до 5,5 м. Кровля дома была двускатной». Строили так же часто полуземлянки. Это жилище, немного углубленное в землю (иногда почти на метр). Ее стены возвышались над землей, в отличие от землянки, у которой над землей возвышалась только кровля. Простой дом-землянка снаружи имел вид небольшого, правильной формы холма.

Коммуналка древних веков
О характере «коммунальных удобств» и хозяйственных построек в городском дворе XII – XIII веков известно немного. Краткая редакция «Русской правды» называет «клеть» (хранилище различного имущества) и «хлев». Археологическими раскопками были открыты зольники (углубления), чаны для обработки и дубления кож, гончарные и металлургические горны, мастерские, овин, гумно. Не все постройки обязательно присутствовали во дворах. Например, «баня» (мовница) как отдельная постройка характерна для лесной зоны.
В состав усадьбы мог входить сад. Двор был окружен забором с воротами. А вот рубленые бани находились в районе Которосли. Непременными атрибутами бани, расположенной в центре города, стали особый колодец и большие дубовые кадушки для принятия водных процедур.

Александр Бородкин, кандидат исторических наук.
Фото Андрея Комиссарова.

Родной город

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе