Ярославль XIX века

Век девятнадцатый. Век декабристов и Пушкина. Век освобождения крепостных. А как его прожил наш 1000-летний город? Об этом – в очередном материале, посвященном юбилею Ярославля.












Первый железный мост через Которосль ярославцы называли
«Американским» и очень им гордились. Мост построили в 1874 году.

«Экономическая столица Севера»
В XIX столетии Ярославль стал важным торговым, транспортным, промышленным пунктом. Сюда поступали грузы практически со всех концов страны. В город привозили лес, металл, различные промышленные изделия. Шутники утверждали, что «Ярославль снабжает Русский Север всем – от хлеба до огурца».
По описи 1802 года, в Ярославле находилось 81 промышленное предприятие. К числу самых значительных относилась Ярославская Большая мануфактура. Там работало 3820 человек. А вот первые паровые машины в Ярославле были установлены на крупчатной мельнице купца Крохоняткина и заводе купца Пегова. В середине XIX века паровыми двигателями оснащались и небольшие предприятия, например, лесопильный завод купца Мосеева.
В целом по числу рабочих в 1890 году Ярославль находился на восьмом месте в Европейской России среди центров фабрично-заводской промышленности. Продолжали ярославцы вести торговлю хлебом, железом и тканями. По торговле железом Ярославль удерживал почетное второе место.
Город рос и богател. Если в конце XVIII века в Ярославле числилось 114 купцов, то, по данным 1861 года, в городе было уже 1698 купцов.

Кто живет в Ярославле?
В Ярославской губернии, по данным переписи 1833 года более 68 % населения составляли крепостные помещичьи крестьяне, в 1859-м их было 57 %. Маркиз де Кюстин, посетивший Ярославль, в своих записках «Россия в 1839 г.» писал: «Контрасты до того резки в этой стране, что кажется, крестьянин и помещик не принадлежат к одному и тому же государству».
В ведомости о народонаселении Ярославля за 1853 год сказано: общее число жителей – 26 144 человека, дворян – 1 608, из них 913 – дворяне личные (выслужившиеся), а не потомственные.
Население города постоянно росло. В 1861 году в Ярославле насчитывалось уже 31 609 жителей, в 1897-м – 71 616 человек. В конце столетия Ярославль занимал 23-е место в России по численности населения.
Жили ярославцы не только в городе, но и в многочисленных рабочих поселках. Например, за Которослью вокруг Большой Мануфактуры сформировались поселки Творогово, Починки, Полянки, Забелицы, в промышленно-складском районе – поселок Дядьково. Город быстро строился и расширялся. К 1821 году окончательно засыпают старые рвы и срывают валы. На их месте был разбит бульвар, а остаток рва был преобразован в Красный спуск к Волге. В 1835 году утверждается новый регулярный план застройки Ярославля. Драматург Островский записал в своем дневнике в 1848 году «Ярославль – город, каких очень немного в России. Набережная на Волге уж куда как хороша». В 1821-м был построен большой деревянный мост через реку Которосль. В 1874 году мост заменили на железный и назвали «Американский». А в 1883 году в Ярославле был открыт водопровод.
Вверх по реке,
вниз по реке
Именно в XIX веке Волга становится самой судоходной рекой России. Регулярное пароходное сообщение на Верхней Волге было установлено в ­50-х годах. В мае 1854-го между Тверью и Рыбинском, а затем между Ярославлем и Нижним Новгородом. Первый пассажирский пароход рыбинского общества «Самолет» прибыл в Ярославль в 1854 году. Значительно возрастала значимость железнодорожного сообщения. В феврале 1870 года было открыто движение составов по линии Ярославль – Москва, а в ­1898-м из Ярославля в Рыбинск. Ярославль превратился в крупный железнодорожный узел.
Поскольку Ярославль стал очень привлекательным для российских банков, в городе появляются их конторы и отделения. В 1872 году возник Ярославско-Костромской земельный банк. Развиваются и средства связи. В 1860 году Ярославль был соединен телеграфной связью с Москвой и Рыбинском. А в 1894-м в Ярославле появился телефон.
Родной город
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе