ЯРСТАРОСТИ: Романовы в Ярославле – последний император

Николай II посетил Ярославль в триумфальном для России 1913 году.
Этот год воистину стал вершиной развития Российской империи.

Больше ста лет с тех пор мы сравниваем очень многие показатели социально-экономического развития страны в разные годы именно с этим временем. После него все кубарем покатилось вниз – войны, революции, перевороты, реформы… Но пока на дворе май 1913 года, и вся Россия отмечает 300-летие дома Романовых.


Николай Александрович Романов родился будущим императором – он был старшим сыном Александра III и с рождения готовился занять престол. По заведенной в семье Романовых в 19 веке традиции его учили дома лучшие российские ученые. Особого рвения в учебе Николай не проявлял. Однако, как все Романовы, любил военное дело, особенно его парадную часть.

С 16 лет отец начал привлекать будущего императора к управлению государством: отправил на военную службу, а с 1889 года стал приглашать на заседания Государственного совета и Кабинета министров. К этому же времени относится большое путешествие на Дальний Восток, где наследник едва не погиб в результате покушения в японском городе Оцу.

На престол Николай II вступил в 1894 году, в возрасте 26 лет, после смерти отца. В начале 1895 года в Николаевском зале Зимнего дворца он выступил с первой публичной речью перед депутатами дворянства, земства и городов: «Пусть все знают, что я, посвящая все свои силы благу народному, буду охранять начала самодержавия так же твёрдо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный, покойный родитель».


Вера в правильность своих действий как помазанника Божьего сопровождала Николая всю жизнь. Формула «Такова моя воля» была аксиомой в действиях императора. Однако на рубеже веков она работала уже не так, как в прежние годы. Россию раздирали разнонаправленные векторы. Интенсивное промышленное развитие, строительство новых заводов, железных и автомобильных дорог, научные успехи, распространение образования и медицины сопровождалось социальным неравенством, вмешательством иностранных держав, косностью государственного аппарата. Стремящийся – как многим казалось – больше к частной жизни, слабовольный Николай II не сумел удержать вожжи все разгоняющейся русской птицы-тройки.

Обагрившая начало царствования кровь –  на раздаче подарков после коронации в 1896 году на Ходынском поле только по официальным данным погибло 1379 человек – сопровождала всю дальнейшую жизнь Николая, до страшной ночи в подвале Ипатьевского дома в июле 1918.

Но пока в нашей истории – май 1913 года, благополучнейшее время в истории России. Страна, оправившись от поражения от Японии и революционных потрясений 1905-1907 годов, получила некоторые либеральные послабления, начался экономический рост. И кажется, что ничего не может омрачить празднование 300-летия императорского дома Романовых.

К этому юбилею власти Ярославля, города, откуда Михаил Федорович Романов отправил свой первый царский указ (читайте об этом в Ярстаростях), начали готовиться за несколько лет.


5 октября 1910 года ярославский губернатор Дмитрий Татищев провел совещание о подготовке к 300-летию дома Романовых и призвал изыскать средства для увековечения этого события. Предлагали разное. Председатель Ярославской губернской земской управы Аполлинарий Крылов предложил, не мудрствуя лукаво, возвести в честь этой даты памятник. Даниловский уездный предводитель дворянства, член Государственного совета Российской империи от дворянских обществ Яков Ушаков и ярославский городской голова Петр Щапов предложили заглянуть в историю глубже и поставить памятник Ярославу Мудрому (да, эта идея появилась именно тогда). Общую же поддержку получила идея губернского предводителя дворянства Ивана Куракина устроить воспитательный дом для детей всех сословий и назвать его в память 300-летия дома Романовых. Комитет по подготовке к юбилею возглавил сам губернатор. Все дворянские организации, земства и города губернии должны были выделить на подготовку праздничных торжеств 50 тысяч рублей.

Кстати сказать, Ярославская городская дума не сразу отказалась от идеи памятника Ярославу Мудрому. В 1912 году депутаты даже выделили на его создание тысячу рублей, но эти средства были потрачены тоже на торжества по случаю 300-летия дома Романовых. Так что памятник основателю Ярославля появился лишь в новой России, в 1993 году.

По распространенной российской традиции к трехсотлетнему юбилею готовились во всех сферах, подгоняя к нему различные события. Так, к дню избрания Михаила Федоровича Романова на царство (21 февраля) в Ярославле для постоянной эксплуатации был открыт Волжский железнодорожный мост.

Мост в Ярославле стал первым железнодорожным мостом на Волге. Он связал Север страны с Москвой, значительно облегчив переброску товаров. Прежде тысячи тонн грузов приходилось переправлять через Волгу на баржах и на специальных трамваях везти на вокзал для погрузки.


Мост длиной в 870 метров под один железнодорожный путь был построен в течение трех лет. Его пролеты – пять речных и два береговых – проектировал инженер, профессор Лавр Проскуряков. Строительство моста началось в 1910.

Оно должно было завершиться в 1912, но вмешалась стихия. 28 июля 1912 года сильнейший ветер сбросил в воду второй от правого берега пролёт моста, еще не закрепленный как следует. Упавший пролёт разбирали, причём особые проблемы причинила та его часть, что лежала в воде. Её пришлось демонтировать с помощью взрывчатки, после чего остатки вытаскивали на берег. Рухнувший пролет возводили заново, что на несколько месяцев задержало завершение строительства.

Падение затронуло и центральный пролет – он немного (на 63 миллиметра) прогнулся. Строители решили, что вносить коррективы и тем более переделывать пролет не стоит – и так будет служить. Накануне пуска в эксплуатацию мост проверяла целая комиссия. Эксперты пришли к выводу, что прочность конструкции достаточна. Так что немного покривившийся центральный пролет таким и оставался все годы эксплуатации.

Кстати, контроль над строительством ярославского железнодорожного моста осуществлял Петр Орлов – отец будущей звезды советского кино Любови Орловой. Он служил тогда в должности контролера в отделе контроля Северных железных дорог в звании надворного советника. Семилетняя Любочка вместе с отцом жила в Ярославле. Сохранился дом на площади Челюскинцев, в котором три года жили Орловы.


18-20 февраля 1913 года специальная комиссия произвела испытание моста. А через сутки, в день 300-летия царствования Дома Романовых, он был принят в эксплуатацию «для правильного пассажирского и грузового движения». Новый железнодорожный мост стал одним из пунктов программы пребывания в Ярославле императорской семьи, а 31 мая по предложению министра путей сообщения Сергея Рухлова он был назван «Мост императора Николая II». В народе его еще долго называли «николаевский» или «императорский».

Николай II с семьей отправился в юбилейное путешествие 15 мая 1913 года из Москвы. Романовы посетили Владимир, Суздаль, Боголюбово, Нижний Новгород, Кострому. В наш город император прибыл 21 мая.

Сохранились кадры кинохроники, на которых можно увидеть встречу Николая II на Волжской Набережной и некоторые эпизоды его пребывания в Ярославле. Оно было кратким, но весьма насыщенным. Программа включала в себе посещение самой губернской столицы, Ростова и Петровска (Переславля-Залесского тоже, но он входил тогда в другую губернию). При этом все расписание высочайшего визита – «Высочайше утвержденный порядок дней пребывания Их Императорских Величеств в пределах Ярославской губернии с 21 по 23 мая» – была опубликована в «Ярославских губернских ведомостях» за неделю до – 14 мая.

В день визита Ярославль был празднично украшен влагами, гирляндами, вензелями императора; магазины, учреждения и предприятия не работали. Множество ярославцев собралось на бульварах и улицах, на Волжской Набережной.

21 мая в 9 часов утра к пристани на Стрелке причалил пароход «Межень», на борту которого находились Николай II, императрица и дети императора. /Императорскую семью приветствовал почетный караул 181 пехотного Остроленского полка. Николай поднялся в кафедральный Успенский собор, где гостей встречал архиепископ Тихон. После молебна и поклонения мощам святых ярославских князей Василия и Константина императрица с цесаревичем, который быстро уставал, вернулись на «Межень», а Николай II с девочками отправились дальше. Они посетили Спасо-Пробоинскую церковь, церковь Иоанна Предтечи, Спасо-Преображенский монастырь.


Далее Николай II посетил храм Ильи Пророка, а затем принял депутатов от живших в Ярославле иноверцев – от римско-католического духовенства, лютеран, магометан, еврейской общины. Здесь же ему представились делегации от биржевого комитета, мещанского общества и студентов лицея.

Император и великие княжны осмотрели расположенный за Романовской заставой приют для сирот-мальчиков, открытый в честь 300-летия дома Романовых (сейчас в этом здании расположена областная клиническая наркологическая больница). На его организацию под руководством губернатора Татищева собрали 80 тысяч рублей.


Гости приняли парад вольно-пожарной дружины. Судя по подаркам, ярославские пожарные императору понравились. Николай II подарил брандмейстеру городской пожарной команды Н.А. Маныгину и механику ярославского пожарного депо П. Смирнову золотые и серебряные часы с изображением Государственного герба.

Император с дочерьми посетил «земскую выставку производств Ярославской губернии», организованную в Полушкиной роще. Инициатива ее устройства исходила от местных землевладельцев и промышленников. Еще за два года до императорского визита они попросили содействия у ярославского губернатора. На выставке были представлены традиционные для ярославских земель отрасли – ярославская порода коров, романовская овца, лён, овощи, изделия промышленных производств. Выставку Николай II и княжны осматривали почти два часа. Как ведется исстари, высоким гостям преподнесли подарки. В их числе был дар книгоиздательства Константина Некрасова – книга «Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле», росписями которой император уже успел восхититься.


Следующим пунктом визита стал железнодорожный мост через Волгу. Император осмотрел величественное сооружения, а архиепископ Ярославский Тихон (который через несколько лет станет Патриархом Московским и всея Руси) его освятил.

Посетив Толгский монастырь, император вернулся в центр Ярославля. Вечером был организован торжественный прием в Екатерининском доме призрения ближнего, где традиционно устраивались балы в честь российских монархов, посетивших наш город. Парадный зал там был, как писали в газетах, «эффектно декорирован материями, живыми цветами и тропическими растениями». В числе тогдашних эстрадных звезд перед Николаем выступал и ярославец Леонид Собинов.

Ближе к ночи Николай (по некоторым сведениям, на автомобиле) отправился в Ростов. Там императорская семья провела день, осматривая древние храмы. Романовы посетили Успенский собор, церкви на территории ростовского Кремля, Белую палату и Княжьи терема, Яковлевский монастырь. Затем гости осмотрели деревянную церковь Иоанна Богослова на реке Ишне и уехали в Петровск.

В Петровске 23 мая Николай II встретился с местными отрубниками. Так назывались крестьяне, вышедшие из крестьянских общин в ходе столыпинской аграрной реформы. В наших краях в то время к отрубникам было повышенное внимание. Так, по свидетельству «Владимирских губернских ведомостей» от 8 марта 1913 года, хозяйствам единоличного владения Переславского уезда в предыдущем году была оказана значительная агрономическая помощь:

1) На приглашение агрономического старосты 600 р.

2) На показательные мероприятия 150 р.

3) На снабжение единоличников орудиями и семенами 600 р.

4) На садоводство и огородничество 150 р.

5) На содержание прокатных и зерноочистительных пунктов 150 р.

6) На внешкольное распространение с.-х. знаний 50 р.

После обеда Николай II отправился в Переславль-Залесский, который тогда входил в состав Владимирской губернии. Там его встретил губернатор Иван Сазонов. Романовы посетили несколько переславских монастырей и осмотрели музей «Ботик Петра Первого».


После этого император со свитой на автомобилях поехал обратно в Петровск, где их ждал царский поезд. Николай с семьей отправился в Сергиев Посад и далее – в Москву.

Если судить по раздаче наград после визита, Николай остался доволен Ярославлем. Восемь должностных лиц были отмечены орденами и чинами, в том числе вице-губернатор Владимир Кисловский получил орден св. Анны первой степени, председатель губернской земской управы Леонид Каратыгин стал действительным статским советником. Ярославцам попроще были вручены 20 золотых и 40 серебряных часов (золотые часы получил, например, архитектор Григорий Саренко). Кроме того, император оставил для раздачи беднейшим 10 тысяч рублей.

Запомнил Николай II и ярославского губернатора. Сразу после визита ему был вручен в качестве награды портрет императора, а через два года граф Дмитрий Татищев был назначен командующим Отдельным корпусом жандармов.

Визит императорской семьи в Ярославль выглядит теперь открыткой из невозвратного светлого прошлого. Через год разразится Первая мировая война, через четыре года – революции, а через пять лет семья Романовых будет уничтожена в подвале Ипатьевского дома.

С именем Николая II связана еще одна интересная страница истории Ярославля – император подарил нашему городу дополнительный выходной день. Читайте об этом в следующем выпуске Ярстаростей.

Автор
Александр Шиханов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе