Зона особого атомного режима

30 января 1973 года принято решение Минэнерго СССР "О вводе в действие первого энергоблока ЧАЭС"

Крупнейшая в мире ядерная техногенная катастрофа - авария на Чернобыльской АЭС, расположенной на севере Киевской области, произошла в ночь с 25 на 26 апреля 1986 года.

26 апреля в 1.23 проводилось плановое выключение реактора, длившееся 20 секунд, однако спустя несколько секунд в результате резкого скачка напряжения в 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошел химический взрыв, в результате которого в атмосферу было выброшено около 520 опасных радионуклидов.

Причиной аварии явился ряд системных ошибок в атомной отрасли СССР. Такое мнение высказал на прошлой неделе профессор Курчатовского института, эксперт МАГАТЭ по радиационным авариям Александр Боровой на мультимедийной пресс-конференции в РИА Новости.


Первой ошибкой Боровой назвал отсутствие продолжительного опыта управления уникальными реакторами РБМК, которые эксплуатировались только в СССР:

- Зарубежные производители реакторов, имевшие в своем распоряжении значительные средства, пошли по пути предварительных испытаний на специальных тренажерах. Говоря образно, были некая река, по течению которой двигались большинство стран, и отдельный ручеек, по которому плыли мы, так как реакторы РБМК строились только в Советском Союзе.

По мнению Борового, нельзя было запускать в массовое производство реакторы, на которых - в силу их уникальности - не в полной мере были изучены вопросы безопасности:

- Когда случилась авария, буквально за несколько дней специалисты поняли, в чем дело, и были приняты меры, способствующие тому, чтобы чернобыльская катастрофа не повторилась никогда.

Еще одной системной ошибкой эксперт МАГАТЭ назвал передачу руководства атомными реакторами от Министерства среднего машиностроения СССР созданному незадолго до ЧП Министерству атомной энергетики:

- Оказалось, очень большое количество людей из Минсредмаша не успело или не захотело переходить в подчинение Минатома. И если посмотреть на подбор персонала для работы на атомных станциях, то не всегда он соответствовал должному уровню. Поэтому человеческий фактор стал одной из причин трагедии.

Третья системная ошибка, по его мнению, заключалась в чрезмерном усердии сделать приятное начальству:

- В случае с Чернобылем, как следует из последних наших данных, на пульт дежурного станции поступил звонок из Москвы, который, по сути, и запустил на станции эксперимент, последствия которого мы пожинаем много лет. Никто не должен оказывать влияние - и тем более давление - на людей, принимающих участие в обеспечении безопасности на атомном реакторе, а руководство станции в первые часы после аварии все представляло в Москву в очень благостном виде.

Замдиректора Института проблем безопасного развития атомной энергетики Рафаэль Арутюнян: 90% информации о Чернобыле - это страшные сказки

Чернобыль - это набор мифов, сформировавшихся с 1988 года. Приведу цифры, что он представляет собой сегодня, я уверен, что население их не знает. Загрязненных территорий (это те, где радиационный фон выше одного кюри на квадратный километр) в России, на Украине, в Белоруссии - около 130 тысяч квадратных километров. В Европе таких же территорий - 70 тысяч квадратных километров. У нас эти зоны законом 1990 года были отнесены к пострадавшим, и все их население (около 8 млн человек) было объявлено пострадавшим. В Европе такого нет. Хотя, например, в Норвегии на 7 тысяч квадратных километров фон тоже выше одного кюри на квадратный километр, но пострадавшими там никого не признали. Это говорит о том, что чернобыльская зона - не что-то особое, а то, что мы сформировали своей нормативной базой. Европейцы, разобравшись, что дополнительные дозы облучения меньше, чем дозы от природного фона, не предпринимали тех мер, которые у нас стали масштабными: переселять население, ограничивать потребление продуктов питания и т.д.

Причины, которые привели к чернобыльской катастрофе, до сих пор волнуют мир. Ведь атомные станции еще вовсю эксплуатируются. Принципиальных причин на самом деле три. Первая: персонал станции нарушил все, что можно было нарушить. Вывод - недопустимо, чтобы на атомной станции персонал мог что-то нарушать. И уроки извлечены - если говорить про российскую атомную энергетику. Параметры безопасности со всех атомных станций, с каждого блока, 24 часа в сутки поступают в систему концерна "Росэнергоатом", в кризисный центр. То есть персонал станций не может самостоятельно предпринимать действия, которые выходят за пределы его должностных инструкций.

Вторая причина - конструкция станции вообще не предусматривала такой нештатной ситуации. Там не было "защиты от дурака". После Чернобыля требования изменились - и не только у нас, но и в западных странах. Были созданы пассивные системы безопасности, предусматривающие резервирование активных систем, которые допускают, что оператор может элементарно ошибиться.

Третья причина - в том, что произошла передача атомных станций в Минэнерго - министерство, занимающееся тепловыми станциями, которые технологически совершенно другие, это и было ключевой ошибкой, приведшей к трагедии.

На международном форуме к 20-летию аварии докладывалось: острую лучевую болезнь получили 134 человека - это персонал станции, пожарные, охрана. Среди ликвидаторов этой болезни не было. Из них 28 человек по радиационному фактору умерли в первые три месяца 1986 года. Трое оказались завалены внутри - погибли от ожогов. И 14 человек умерли за прошедшие 20 лет - это и есть реальные жертвы Чернобыля. Когда произносят "острая лучевая болезнь", все думают: человек скоро умрет. Ничего подобного: "острая лучевая болезнь" 1-й степени - это когда человек месяц в больнице, а потом он вполне здоров. Действительно пострадали те, кто получил огромные дозы, а это 2-я, 3-я, и даже 4-я степени. Что касается населения, то дозы в наших чернобыльских зонах - это касается и Украины с Белоруссией, и европейских стран - за 20 лет составили цифру на уровне 0,5% милизивертов в год, это одна пятая от природного фона. Население Финляндии, например, получает 7,5 милизиверта в год. Население Республики Алтай - 9,7. И ясно, что никаких последствий для здоровья людей нет.

В 1986 году я был в зоне аварии, там были десятки тысяч людей, причем мы работали внутри 4-го блока, где дозы были - сотни рентгенов в час. Я руководил программой аэро-гамма-съемки и каждый день пролетал над 4-м блоком, зависал над ним. Многие из моих коллег и после 1986 года остались в Чернобыле и работали там до 1988-го. Причем не просто на 4-м блоке, но и внутри саркофага. И что-то среди них эпидемии рака я не видел, слава богу. А мы уже в возрасте все, нам не по 20 лет.

В 30-километровой зоне вокруг Чернобыля с 1986 года находились десятки тысяч людей. Хотя зачем их туда нагнали, я лично не понимаю. Реально работали пять человек из ста. Всех остальных система зачем-то подняла "в ружье" - огромное количество солдат было, не понятно зачем. С 1986 по 1990 год тысячи российских специалистов работали там практически не выезжая - только в отпуска. Все эти люди - я говорю про своих коллег, которых знаю, - живы-здоровы. Все они родили детей и слава богу. Так что то, что зона сегодня обитаема - это жизнью показано, тут даже не нужна наука. А люди боятся там жить, потому что наслушались всяких страхов про эту зону. Если бы мы не нагнетали страхи, а спокойно провели мероприятия по дезактивации и вернули бы туда людей, было бы лучше.

Важно, что сегодняшняя атомная энергетика прозрачна для мирового сообщества. Есть Всемирная ассоциация ядерных операторов, регулярно обменивающаяся делегациями, посещающая наши атомные станции, и наоборот. И это один из важнейших уроков чернобыльской аварии. Ведь одной из ее причин все-таки была закрытость. Не только у нас аварии случаются - это тоже миф. В 1979 году крупнейшая авария случилась в США на Трехмильном острове - реактор расплавился наполовину. Но мировое сообщество из аварии 1979 года сделало выводы, начало развивать новые подходы к системам безопасности. В СССР отреагировали тогда - "а ладно, это у них", а у нас - дисциплина. Но дисциплина исчезла, и случилось то, что случилось. Почему я возражаю, когда люди мне говорят, что Чернобыль - это тысячи смертей. Если бы были "тысячи смертей", то атомную энергетику надо было бы закрыть всю и сразу во всем мире.

Известия
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе