Кто больший патриот и можно ли измерить степень патриотизма?

В течении нескольких лет мы совместно с социологами и психологами изучали, чем для человека является понятие "Патриотизм", причём не с философской, а с технологической точки зрения.
Патриотизм - это не чувство гордости, а потребность гордиться
Фото: Алексей БУЛАТОВ


Что такое "Патриотизм" с точки зрения подкорки и массового бессознательного? Какие свойства имеет это понятие? Можно-ли и как им управлять? Что население ждёт от государства в этом вопросе - что должно делать государство для формирования и развития патриотизма? Кто такой патриот и какие качества характеризуют настоящего патриота? Кто бОльший патриот и можно-ли измерить степень патриотизма?


 Вот основные выводы и рекомендации, полученные нами в результате количественных исследований, по 800-1500 интервьюированных; качественных, глубинных интервью в фокус-группах и экспертных опросах в течении ряда лет.


 ПАТРИОТИЗМ, как понятие, практически не существует без понятия ДУХОВНОСТЬ. Эти два понятия то смешиваются в восприятии населения, то немного расходятся, но всегда присутствуют рядом и почти всегда реализуются только в паре. Причём духовность в данном случае-не только и не столько с религиозной точки зрения, а патриотизм-не только с военно-прикладной. Оказывается, многие программы или проекты на эту тему правильнее называть не просто "...патриотизм", а "...Духовность и Патриотизм"; или не "....воспитание Патриотизма", а "...воспитание Духовности и Патриотизма", так они естественнее воспринимаются людьми.

ДУХОВНОСТЬ в восприятии большинства населения России-это то, что во всех конструктивных идеологиях, верованиях, религиях, нравственных догматах и доминантах воспринимается одинаково как "хорошо": "Не убий, не укради, не предай, помогай, делай, защищай, обучай...", то есть значимо одобряемые большинством населения понятия, критерии и примеры морально-нравственного поведения человека.

Достаточно неожиданный и первый из двух главных выводов: ПАТРИОТИЗМ - это не ЧУВСТВО гордости, а ПОТРЕБНОСТЬ гордиться. Потребность гордиться своей страной перед иностранцами; хоккейной сборной своей страны; очень хочется погордиться, ну хоть когда-нибудь, футбольной сборной...; гордиться музеями, парками и чистотой своего города перед гостями; своей работой и семьёй перед друзьями; своей малой Родиной; своими успехами в спорте и на рыбалке; рисунком, который нарисовал твой ребёнок на конкурсе детского рисунка в школе...

Как только мы поняли, что патриотизм в массовом бессознательном - это не ЧУВСТВО, а ПОТРЕБНОСТЬ, то патриотизм сразу идеально вписался в принципы "Пирамиды потребностей Абрахама Маслоу", причём во все ее слои со второго по пятый, что ещё раз подтвердило абсолютную правомерность этого вывода.

Второй главный вывод: вот эта ПОТРЕБНОСТЬ ГОРДИТЬСЯ и двигает человека на ДЕЯНИЯ, а ДУХОВНОСТЬ задаёт ВЕКТОР и РАМКИ этих ДЕЯНИЙ..

Без Духовности (то есть без "рамок") Патриотизм, как правило, быстро превращается в этнонационализм с переходом, зачастую, в экстремизм и терроризм.

Когда человеку нечем гордиться, или он не знает, чем ему гордиться, а потребность такая есть, он начинает гордиться тем единственным, что у него есть от рождения-принадлежностью к нации. Это, возможно, один из основных источников национализма.

6. Что может и должно делать государство для воспитания патриотизма? Что ждут россияне от государства в этом вопросе? Всего четыре основные вещи.

Как оказалось, на самом деле, многое из того, что нужно, государство уже делает в той или иной степени, просто сегодня это некий почти хаотичный набор пазлов, а вот законченная картинка из них получается при наложении на эти действия полученной нами данной системы или Матрицы Духовности и Патриотизма -МДП,- причём сразу видны "дырки", "белые пятна" недоработок, то есть по факту мы получили четкую и конкретную системную многоуровневую программу действий по воспитанию Духовности и Патриотизма в России.

Итак, что должно делать государство:

ПЕРВОЕ - масштабное информирование населения, особенно подрастающего поколения, о мировых достижениях, успехах и победах нашей страны и свершениях отдельных её граждан - проще говоря,углубленное изучение истории России с акцентом на достижения: открытия-научные и технические; создание чего-либо; свершения и подвиги россиян; победы страны как военные так и, например, в медицине или спорте.

Ломоносов,Кулибин, Виноградов-открытие оригинального рецепта российского фарфора,братья Черепановы,Пушкин, Толстой, Менделеев, Достоевский, Циолковский,Попов, Павлов,Славянов-открытие электросварки, братья Корниловы,братья Третьяковы, Савва Морозов, Малевич, Зворыкин-изобретение телевизора,Мельников,Бунин, Шолохов, Сикорский - изобретение вертолета, Зорге, Вавилов, Королёв, "Т-34", День Победы, спутник, автомат Калашникова, Пастернак, Гагарин,Терешкова, Леонов, балет, Ойстрах, Плисецкая, Ростропович,Яшин,Третьяк, Роднина, Брумель, Тарасова, Винер, Спиваков..,список, конечно же, не аксиомный и далеко далеко не полный.

Причём, что очень ВАЖНО-региональное руководство должно делать то же самое в отношении региона. Муниципальное - в отношении муниципалитета.

По сути, это то, что раньше было обязательным предметом в школе - краеведение.

ВТОРОЕ - создание современных масштабных поводов для гордости на федеральных и мировых уровнях.

- Сочи (получение права на проведение Олимпиады, строительство нового города, выигрыш Олимпиады и Паралимпиады )-гордимся? -Гордимся!

- Крым-гордимся? -Гордимся!

- Мощь и успехи Российской Армии, в том числе в Сирии-гордимся? -Гордимся!

- Российское оружие, от вертолетов и танков до ракет точного наведения и сверхскоростных торпед-гордимся? -Гордимся!

- Космические двигатели и ракеты-носители, международные космические станции-гордимся? -Гордимся!

- Поисковик Яндекс, лаборатория Касперского, социальные сети и мессенджеры - мы одна из двух стран в мире по наличию собственных базовых интернет-продуктов; - гордимся? -Гордимся!

И многое другое.

Скоро построим Керченский мост - и вся страна будет искренне гордиться!

И опять очень ВАЖНО - регионально-муниципальные власти также должны создавать поводы для гордости на своих уровнях.

Причём "повод/предмет гордости" должен быть значим на следующем уровне: федеральный повод должен быть лидером на мировом уровне; региональный повод - на федеральном ("В нашем крае лучшая хоккейная команда России" или "В нашей области один из лучших театров страны"); муниципальный - на региональном ("Команда школьников нашего города стала чемпионом в программировании по области"; или "Наша новая городская школа самая современная в республике").

ТРЕТЬЕ - обеспечение ЗНАЧИМОГО присутствия в информационном поле, особенно - в Интернете, как самом массовом информационном источнике, следующих тем с констатацией государственных позиций по этим темам :

- а) ПОНЯТИЙ, КРИТЕРИЕВ и ПРИМЕРОВ моральных и нравственных ПРИНЦИПОВ и ДЕЙСТВИЙ граждан нашей страны в соответствии с этими принципами и критериями. Респонденты считают ошибкой устранение власти от "морально-нравственного воспитания" населения в целом.

Также необходимы для жизни и воспитания ПОНЯТИЯ и ПРИМЕРЫ свершений, достижений и подвигов КУМИРОВ, как для подражания, так и как возможные цели жизни.

Опрашиваемые хотят слышать ответы на вопросы: На кого равняться? Кем быть? Как себя вести? Что такое хорошо и что такое плохо? Кто герой, а кто изгой? Почему?

-б) Достаточно неожиданным для нас оказалось, что люди ждут от государства - государственной информационно-воспитательной политики - ответы на экономико-нравственные вопросы: зарабатывать-это хорошо? Богатый человек-это хороший или плохой? Быть карьеристом-стыдно или нормально?

Большинство респондентов считает, что основой экономики страны должен стать средний класс. Это надо и это хорошо. А олигарх-это плохо? Те, кто реально тащат вверх экономику страны, региона, муниципалитета - это рвачи или примеры для подражания?

Опрашиваемые считают, что материальная обеспеченность каждого жителя и экономическое богатство страны - это значимый фактор воспитания патриотизма. А собственная цель конкретного человека стать богатым в своём городе, регионе, стране-она патриотична?

И снова - региональные и муниципальные власти должны обеспечивать наличие этих понятий и примеров в информационном пространстве своего уровня. "Город должен знать своих героев, тружеников и праведников".

ЧЕТВЁРТОЕ - если у человека появляется потребность в действии, созидании, достижении чего-либо, то государство должно дать ему возможности для этих действий, чтобы он мог сделать то, что позволит ему, этому человеку, гордиться своими личными деяниями и достижениями, самореализоваться:

а) если он хочет быть обеспеченным:

- рабочие места с возможностью роста заработной платы в конкурентной среде;

-возможность открывать и вести свой бизнес в понятных и логичных условиях;

-однозначного понимания государством и его структурами, в том числе правоохранительными, что надо не "душить и кошмарить" бизнес, а создавать и поддерживать правила и условия для развития бизнеса и экономики муниципалитета, региона, страны.

б) если он хочет развиваться личностно:

- развитие спортивных/культурных/образовательных и иных подобных организаций во всех формах и видах, как государственных (бесплатных), так и коммерческих (платных);

в) если у него есть потребность в общественной деятельности:

- поддержка системы благотворительности, волонтерства и добровольчества;

- развитие социально ориентированных НКО, системы общественных палат и других подобных учреждений;

г) и так далее по всем видам человеческой деятельности.

Если человек хочет что-то сделать, чего-то достичь - у него должна быть такая возможность.

Вкратце основные направления действий государства с точки зрения респондентов

-а) образование; в первую очередь, акцентированное изучение истории России в мировом аспекте, если же речь идёт об отдельных отраслях знаний - акцент на вклад нашей страны и ее граждан в мировое развитие этих отраслей;

-б) государственная информационная политика, в первую очередь-в интернете; с введением и развитий понятий нравственности и морали, и формирования понятий "кумиров", образцов для подражаний и стремлений;

-в) экономическая политика, способствующая повышению благосостояния граждан и страны в целом;

-г) целевая работа регионально-муниципальных органов власти в образовательной, социально-общественной, экономической и информационной сферах.

7. Кто, с точки зрения населения, является патриотом? Кто самый большой патриот?

С точки зрения массового бессознательного - патриот - это человек, который что-то ДЕЛАЕТ для страны (патриот страны), города (патриот города), работы (патриот работы), семьи (патриот семьи)...

Деяния могут быть совершенно разными, как материальными, так и не материальными, например:

а) материальными:

-строительство (как за свой счёт, так и в качестве коммерческого или государственного) выдающегося объекта: Дворца Культуры, Моста, Галереи; жилого района, завода, самой большой теплицы в деревне...

-создание культурно-художественных произведений, в том числе написание цикла картин художником о своём городе; создание лучшей песни-гимна о любимой футбольной команде; написание книги, которая станет бестселлером или расскажет об истории и преподавателях родного университета...

-научно-технические открытия федерально-мирового масштаба российскими гражданами в российских учреждениях...

- и многое другое...

б) нематериальными:

- отстаивание интересов страны (города, работы, бизнеса,клуба) в спорте, политике, внешних сношениях, экономике;

- исторические, культурные и научные исследования и открытия;

- воинская служба и воинские подвиги;

- краеведческая работа;

- и многое другое...

Массовая оценка "патриотический-ли это поступок" или "человек это сделал только для себя", впрямую зависит от наличия соответствующей массовой позиции,наличия оценки,"ярлыка", в информационном пространстве.

Все знают, что "фарфоровые яйца Фаберже" принадлежат олигарху Вексельбергу, "он их купил для себя", но оценка "он их вернул на Родину, он это сделал для страны" значительно превалирует; то есть "олигарх" в данном случае не "рвач, вор, хапуга", а "патриот страны".

9. Как оказалось, системность, многоуровневость и полность полученной Матрицы Духовности и Патриотизма даёт не только направления, "площадки" работы по духовно-патриотическому воспитанию, но и практическую комплексную конкретику действий с разбивкой по уровням власти.

Президент России Владимир Путин сказал, что у нас не может быть иной национальной идеи, кроме патриотизма, а мы создали систему целеполагания, критериев и основных принципов развития этой национальной идеи.

Так кто же самый большой патриот?

Все просто: бОльший патриот - тот, кто делает больше других.

Естественно, что самым большим патриотом, который больше всех делает для России, подавляющая часть населения безоговорочно признает и считает Владимира Путина.

Александр Нода

Автор
Григорий Куранов, общественный, политический деятель, к.м.н.
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе