Либеральный консерватизм

Идеологией ведущей политической силы России должен стать либерализм. Однако, чтобы быть успешным в нашей стране, либерализм должен быть российским, консервативным, социальным и прикладным

Любая партия нуждается в идеологии. Особенно это актуально для «Единой России» — ведущей политической силы страны, которая должна не просто использовать президентский ресурс в электоральных кампаниях (не секрет, что за нее голосуют в первую очередь как за партию Владимира Путина), а сама стать мощной опорой для главы государства Российского. Без идеологии, только на осознании себя партией власти, она не сможет выполнить эту задачу. Лишь объединенная понятной и перспективной идеей «Единая Россия» может стать не «орденом меченосцев» и не «партией флюгеров», а мощной, современной политической силой.

Я убежден, что партия должна взять на вооружение идеологию либерального консерватизма. На первый взгляд такая точка зрения кажется парадоксальной — ведь либерализм неоднократно в российской истории терпел поражения и, кажется, оказался дискредитирован. Дело дошло до того, что либерализм стал сопровождаться такими эпитетами, как «гнилой» и «недопустимый». Но, по сути дела, в периоды наибольшего падения российского либерализма речь шла о поражениях его догматических, доктринерских версий, к тому же отличавшихся политическим радикализмом.

Либерализм — это следование идеалам свободы, правового государства, равных возможностей для всех граждан, развития их инициативы и творчества. Оспаривать эти принципы — все равно что утверждать, что лучше быть бедным и больным, чем богатым и здоровым. Политическая власть, не стремящаяся следовать этим принципам, не просто аморальна —она неэффективна в условиях современной глобальной экономики и информационного общества.

Однако либерализм дискредитирует себя, когда отрывается от национальных корней. Когда забывает об исторической традиции. Когда пренебрежительно относится к социальным запросам граждан. Когда забывает о «приземленных» вопросах в угоду красивым, но нежизненным конструкциям. Все эти грехи были свойственны многим российским либералам 90?х годов, которые потерпели очевидное, болезненное, но заслуженное поражение.

Из всего этого следует, что успешный либерализм в нашей стране должен обладать следующими характеристиками — российский, консервативный, социальный, прикладной. При этом нет речи об открытии Америк — многие отечественные и зарубежные мыслители подробно разрабатывали эту тему. Струве и Маклаков, Кистяковский и Леонтович — вот только некоторые имена из большого списка. Точно так же, как проект социального либерализма (или же социальной рыночной экономики), разработанный тогда мало кому известным профессором Эрхардом, принес успех христианским демократам на переломе германской истории и стал магистральной идеей на последующие десятилетия. Сейчас Россия переживает не менее важный период своей истории, и партия, не боящаяся брать на себя политическую ответственность, должна предложить обществу свой вариант либерально-консервативной программы.

Российский либерализм

Настоящий либерал должен быть патриотом своей страны, последовательно выступающим за ее суверенное развитие. В противном случае его деятельность несовместима не только с национальными интересами, но и с принципами свободы. Только сильное и независимое государство способно гарантировать гармоничное развитие своих граждан, защитить их законные права и интересы.

Либералов в России традиционно считают западниками, хотя целый ряд либеральных идей в позапрошлом столетии высказывали и славянофилы. Безусловно, российский либерал должен использовать опыт других стран — той же Германии при Аденауэре и Эрхарде; Франции при де Голле, заставившем сограждан снова поверить в себя; Японии, поднявшейся из руин и совершившей экономическое чудо. По сути дела, все экономические чудеса в развитых странах были следствием сознательного выбора либерально-консервативного курса. Равно как заслуживает внимания и практика современного Китая, где хорошо помнят мудрые слова Дэн Сяопина о том, что все равно, какого цвета кошка, лишь бы ловила мышей (это к вопросу о бесконечных и не слишком плодотворных спорах о том, какие компании работают лучше — государственные или частные). Однако этот опыт должен быть творчески осмыслен для органичного употребления в России, с учетом ее уникальных особенностей.

Каковы же российские особенности? Это уважение к государству и стремление к порядку, которые парадоксально сочетаются с особым значением «вольной жизни», неприятием бюрократического рэкета и коррупции. Именно таков запрос уже не нарождающегося, а утверждающегося российского среднего класса — наиболее модернизаторской части общества. Однако в данном случае средний класс выражает точку зрения не только собственную, но и общества в целом.

Либерализм дискредитирует себя, когда отрывается от национальных корней, забывает об исторической традиции, пренебрежительно относится к социальным запросам граждан, забывает о «приземленных» вопросах в угоду красивым, но нежизненным конструкциям

Еще одна особенность — историческая и геополитическая — это особая роль России как одного из мировых лидеров, законодательницы мод в политике, экономике, культуре. Нелепы иллюзии, будто мы можем жить, как малые и уютные европейские страны — отказ от лидерства приведет лишь к хаосу и смуте, потере веры в собственные силы, резкому снижению конкурентоспособности, реальной перспективе распада. И, как следствие, к утрате суверенитета и переходу в разряд лишенных субъектности и не имеющих исторической перспективы государств. В таком государстве будет неуютно жить его гражданам, которые, поступившись лидерством, не смогут сохранить и свободу.

Другое дело, что в современном мире лидерство означает не только военно-политическое могущество. Лидерство — это устойчивая мощная сбалансированная экономика, высокий жизненный уровень населения и интеллектуальный ресурс, который в постиндустриальную эпоху имеет все большее значение. Это способность применять на практике современные управленческие технологии и реализовывать большие проекты, но не с помощью архаичных мобилизационных методов, а на основе общественного согласия и осознанного выбора граждан.

Консервативный либерализм

Либерализм нередко дискредитируется слепым заимствованием чужого, пусть даже и положительного опыта. Так произошло в России в 90?е годы, когда безусловный приоритет отдавался свободе, а о других, не менее важных принципах и ценностях просто забывалось. Многие члены наших «либеральных» партий, по сути дела, именно поэтому оказались в положении маргиналов и сейчас находятся в оппозиции к государственной власти, которая на деле реализует либеральные реформы — создала институты рыночной экономики, ввела суды присяжных и сделала первые реальные шаги на пути создания профессиональной армии. Редко когда у либералов 90?х (а, по сути, безответственных радикалов) встретишь хотя бы упоминание о моральных ценностях: семье, религии, традициях общества.

 

Именно поэтому либерал в вопросах прав человека и экономики должен быть консерватором, когда речь идет о семейных ценностях, которые призваны оздоровить моральную обстановку в стране. Без крепкой семьи невозможно решить демографическую проблему, которая со временем становится все более острой и носит общенациональный характер.

Консервативный либерал уважает традиционные конфессии, признавая за ними роль хранителей таких ценностей, как духовность, нравственность, совесть. С тем же уважением он относится к истории своей страны, понимая, что любая модернизация должна быть основана на неразрывной связи поколений. Для него неприемлемы опасные попытки разрушить пусть несовершенный «мир насилья» и начать с нуля строить новое общество. В этом смысле либерализм всегда предпочитает эволюцию революции, реформу — бунту. Мы не можем отрицать всего лучшего, что было сделано в нашей стране при разных социально-экономических моделях, понимая, что народ раскрывал свои творческие возможности даже в обстановке политической несвободы. Поэтому недопустимо неуважительное отношение к советскому периоду нашей истории, когда была создана и промышленная, и социальная инфраструктура, используемая нами и поныне. В то же время было бы ошибкой огульно осуждать и непростые 90?е годы, когда россияне (пусть и не все, и не в равной мере) получили доступ к преимуществам политической и экономической свободы.

Для консервативного либерала духовность не является чем-то второстепенным. Экономический детерминизм, не учитывающий духовных потребностей людей, для него неприемлем точно так же, как и пренебрежение законами хозяйственного развития. Отсюда и большое значение, которое придается развитию культурной сферы, системы музеев и театров, которая не должна стать жертвой примитивно понимаемой рыночной экономики.

Социальный либерализм

Современная Россия нуждается в эффективной социальной политике. Ни одно государство не может быть устойчивым, если большинство его населения живет в бедности или с трудом сводит концы с концами.

Разумеется, социальная политика не должна иметь ничего общего с безответственным популизмом. Поэтому консервативные либералы выступают за выбор приоритетов, который позволил бы снизить уровень бедности без опасности раскрутки инфляционной спирали. Отсюда и понимание ими выдвинутых президентом России национальных проектов как меры не только не противоречащей, но соответствующей либеральному вектору развития страны и необходимой для того, чтобы общество адекватно восприняло модернизационный проект.

Действительно, без обеспечения достойной жизни врачей и учителей невозможно превращение среднего класса из меньшинства (которым он является в современной России) в стабильное и уверенное большинство. Абсолютное же большинство населения средний класс должен составлять для того, чтобы страна не была подвержена угрозе внутренней дестабилизации. Во всех развитых государствах средний класс включает в себя работников образования, здравоохранения, научную и техническую интеллигенцию. В последние полтора десятилетия жизненный уровень именно этих групп населения существенно снизился, и теперь государство должно создать реальные возможности для его роста.

Без активной жилищной политики, которая должна позволить людям со средним достатком, молодым семьям приобретать жилье в рассрочку, по ипотечным схемам, невозможно будущее страны. Человек не сможет быть сознательным и активным участником модернизационного процесса в современном мире, если он не имеет собственного жилья, которое удовлетворяет нормам цивилизованной жизни. Кроме того, ипотечная политика способствует тому, что люди, ориентированные на сбережения, в значительно большей степени востребуют политическую стабильность.

Уважение к государству и стремление к порядку, которые сочетаются с особым значением «вольной жизни», неприятием бюрократического рэкета и коррупции, — таков запрос российского среднего класса

Особо следует сказать о социальном обустройстве села. В среде российских либералов традиционно существует недопустимо пренебрежительное отношение к крестьянам, сочетающееся с иллюзорными и самоуверенными представлениями о том, как можно быстро реформировать село. Надо понимать, что любые реформы в аграрной сфере невозможны без создания (а в ряде случаев — восстановления) социальной инфраструктуры, стимулирующей людей к тому, чтобы продолжать жить и работать на селе. Нужно приблизить достижения современной цивилизации к сельскому жителю — речь идет и о газоснабжении, и о дорожном строительстве, и о сети медицинских и образовательных учреждений, и о телефонизации небольших населенных пунктов.

Без сильного социального государства мы не сможем предложить людям идеологию оптимизма и успеха — без такого государства все разговоры останутся пустыми и даже раздражающими общество словами.

Прикладной либерализм

Теория, безусловно, важна, но любые теоретические выводы должны проверяться практикой. Поэтому либеральные ценности должны быть адаптированы к практическим задачам разных уровней — предприятия, региона, страны в целом. В этом случае люди увидят их эффективность.

Пример Тверской области последних лет показывает, что это не пустые слова. Мы поставили перед собой задачу создания максимально благоприятных условий для инвестиций в региональную экономику, и, как результат, к нам потянулись инвесторы — как российские, так и зарубежные. При этом используются традиционные преимущества нашего региона. Да, у нас нет нефти и газа, но ведь успех зависит не только от обеспеченности субъекта федерации этими природными ресурсами. Надо эффективно использовать тот потенциал, который имеется в наличии, — а это и эксклюзивный транзитный статус области как своего рода моста между Москвой и Петербургом. И экономические возможности, которые существуют для таких традиционно тверских отраслей промышленности, как деревообработка и производство строительных материалов. И природные условия нашего региона, способствующие развитию туристической сферы. Надо сказать, по всем этим направлениям уже заметно серьезное продвижение, которое положительно сказывается на благосостоянии области и ее жителей. Рост реальных денежных доходов населения за 2004 год составил в области 115,4% (второе место в Центральном федеральном округе), а за прошлый год — уже 121,4% (первое место). По среднедушевому денежному доходу населения Тверская область еще в 2004 году занимала 12?е место среди 18 субъектов федерации ЦФО, а по состоянию на ноябрь прошлого года — уже шестое.

Кроме того, проводится активная политика в социальной сфере для того, чтобы вывести ее на современный уровень. Только один пример: началась модернизация сферы здравоохранения, в том числе с помощью развития института врачей общей практики, которые приближены к пациенту и способны оказать ему комплексную помощь. В области на сегодняшний день открыто 115 офисов врачей общей практики, оборудованных необходимыми диагностическими аппаратами и мобильной связью, транспортом (до конца года будет оборудовано еще 50 офисов). Их создание способствует всестороннему обследованию больных по месту их жительства с тем, чтобы им не приходилось совершать утомительные поездки в больницы районных центров только для осмотра и диагностики.

Прикладной характер консервативного либерализма должен быть ориентиром и для партии «Единая Россия». Если мы принимаем принцип приоритета личности (при его гармоничном сочетании с общественными и государственными интересами), то и партия должна более активно учитывать человеческий фактор — как в своих программных установках, так и в повседневной деятельности. Только так мы сможем не просто добиться поддержки избирателей, но и сохранить ее на долгосрочную перспективу.

Дмитрий Зеленин
губернатор Тверской области

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе