От СССР до секс-шопа

«Hостальгия по красному» свойственна сегодня едва ли не большинству наших сограждан. Не нужно быть идейным коммунистом, чтобы испытывать щемящую тоску по стране, где ты родился.

Помимо прочего, у той страны была еще уникальная эстетика. Четверть века назад мы дружно глумились над ней и потешались, а теперь — потерявши, плачем. Неслучайно на прошлой неделе в Пермском крае прошел фестиваль «Мой Союз», посвященный советской культуре, быту и традициям. И неспроста в Москве открылся «Музей СССР»…

— А я знаю, пап, это ВДНХ! — озадачила меня шестилетняя дочь, когда мы оказались вместе на кастрюльно-грохочущей с 1992 года ВэВэЦэ. Увидев мои круглые глаза, Настюшка пояснила: «Ну как же! Ты что, не помнишь? Там же собачка Стрелка и крыс Веня жили, вон в том самом памятнике!»

Действительно, «Белка и Стрелка. Звездные собаки» — мультфильм 2010 года о событиях полувековой давности — во многом играет на тех самых красно-ностальгических нотках. А потому за космическими приключениями цирковой собачки и ее бродячих друзей, живших внутри статуи «Рабочий и колхозница», дочка следила вместе со своей бабушкой, которой в год полета настоящих Белки и Стрелки было тоже шесть…

Сегодняшний Всероссийский выставочный центр мало напоминает Выставку достижений народного хозяйства. Какие-то достижения там, конечно, по-прежнему выставляются. Однако у рядового человека может сложиться впечатление, что главными из них являются шубы и шапки — реклама мехов наиболее агрессивна и навязчива.

Тем не менее именно ВВЦ со своими многочисленными павильонами — шедеврами сталинской архитектуры и относительно недавно отреставрированным фонтаном «Дружба народов СССР» остается местом, где можно вспомнить тот самый «единый могучий», в котором родились практически все читатели нашей газеты.

— Пап, а откуда они взяли столько золота? — дочь не может налюбоваться фонтаном. А ведь и правда, фигуры всех шестнадцати девушек, символизирующих союзные республики (16-я — Карело-Финская), покрыты сусальным золотом.


Рядом с «Дружбой народов» — несколько павильонов, и в одном из них, бывшем «Северном Кавказе», ныне именуемом «Народное образование», сосредоточились сразу несколько музеев. В том числе завлекательный «Музей истории пьянства». Но даже он не собирает столько посетителей, сколько относительно небольшая экспозиция, открывшаяся в конце прошлого года — «Музей СССР».

Задумка и впрямь неплохая. В отличие от музеев краеведческих, здесь позволено в буквальном смысле слова прикоснуться к быту, сопровождавшему многих из нас на протяжении десятилетий. Трогать экспонаты не только разрешается, но и поощряется.

Вот игрушки моего детства, не сильно отличающиеся от игрушек детства моих родителей. Настолько родные сердцу, что стало даже как-то обидно, когда моя дочь ими совсем не воодушевилась. Вот мотоцикл «Урал» с люлькой. Как у нашего соседа Дядьвовы, которого не так уж сложно было уговорить, чтобы прокатил. А вот — истинная классика советского застолья: граненые рюмки-лафитники. Их, кстати, недавно стали выпускать снова, и один мой знакомый, большой ценитель советской старины, рассекающий по Москве на тюнингованной «Волге» ГАЗ-21 (говорит, гаишники нередко отдают честь), купил сразу несколько десятков.

Особенно впечатляет воссозданная комната коммунальной квартиры. Быт нескольких поколений советских семей передан здесь довольно точно. Карболитовый телефон и никелированная кровать из 50-х соседствуют с «бобинным» (катушечным) магнитофоном 60-х и хлипкой мебелью 70-х. Трельяж захламлен всякими женскими причиндалами. Пользоваться можно всем. Например, попшикаться одеколоном «Свежесть» с резиновой грушей.

Интересно, что многочисленные советские идеологические плакаты соседствуют в музее с псевдосоветским эротическим пинапом. Впрочем, как я узнал чуть позже (музейные сотрудницы несколько смутились при, казалось бы, банальном вопросе — кто же инициатор и идейный вдохновитель экспозиции?), эта фривольность неспроста. Директор «Музея СССР» одновременно является создателем московского «Музея эротического искусства и секса» с сопутствующим «гипермаркетом для взрослых». От Советского Союза до секс-шопа — всего один шаг. В историческом отношении, как выяснилось, тоже. И все больше тех, кому очень хочется сделать шаг назад.

Михаил ТЮРЕНКОВ

Газета "Культура"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе