Вопль олигарха

  Владимир Потанин, глава "Интерроса" и совладелец "Норильского никеля", крупнейший российский олигарх и богатейший человек мира, занимавший недавно 35-е место в списке миллиардеров, — вдруг исторг из груди вопль. В газете "Ведомости" он дал интервью, из которого следует, что он трагически ощущает неприязнь народа к крупному бизнесу. Понимает невозможность преуспеть в обществе, расколотом на две ненавидящие друг друга части. Ищет способ добиться реабилитации олигархов в глазах ненавидящего их населения. Так сытый и остроклювый ястреб прилетает к соловьям, малиновкам, ласточкам, чьи гнезда он жестоко разорил и чьих птенцов растерзал, и предлагает им помириться. Несчастные птицы всей стаей налетают на стервятника и начинают его клевать. Подобным образом отреагировала российская общественность на призыв олигарха. Даже либералы, когда-то обслуживавшие олигархизм, ответили ему злыми насмешками. 
  Что подвигло Потанина на столь ошеломляющее заявление? Быть может, кризис — эта экономическая чума, сократившая его состояние с девятнадцати миллиардов до двух? Или страх "русского бунта", когда уже однажды горели усадьбы, буржуев расстреливали, царских министров топили в проруби, а вывезенные из России состояния превращались в прах? Или рациональный мотив, заставивший Ходорковского написать о "левом повороте"? Или это тайное послание Кремлю, который готов в популистских целях пощипать богачей? Может быть, Потанину явился во сне ангел и побудил к раскаянию, к соблюдению евангельских заповедей? Пока это остается сокрытым. Но возникает соблазн не поддаться эмоциональной публицистике, не требовать возмездия, не отвергать саму возможность обсудить новую ситуацию, возникшую в стане олигархов. И, быть может, в очередной раз оказаться обманутым. Стать посмешищем в глазах лукавых миллиардеров. 

  В девяностых годах был момент, когда олигархам предлагалось возглавить экономическое развитие страны, стать "локомотивами развития". Использовать свою экономическую и политическую власть в целях модернизации. Приступить к "ускорению", провозглашенному еще Горбачевым, но потом отвергнутому в хаосе разрушения. Олигархи использовали свои возможности для воспроизводства олигархического строя, для подавления оппозиции, для усиления жесточайшей эксплуатации России. Они рассматривали страну как гигантский кусок сырья, пользоваться которым мешает ненужный, всем недовольный народ. Вместо "локомотивов развития" были созданы "бульдозеры грабежа", и те, кого грабили, накапливали в себе лютую ненависть. Именно среди этой кипящей, как магма, ненависти прозвучал призыв Потанина. 

  Проще всего увидеть в этом скрытую корысть, углядеть "волка в овечьей шкуре". Но что, если с этим помедлить? Попытаться еще раз, пусть с ничтожной вероятностью на успех, сесть с олигархами за стол переговоров? Отложить хоть на малое время землетрясение, в котором погибнут Кремль и Рублёвка, хрущевские пятиэтажки и скворечники на пяти сотках? 

  Развитие, которое ожидалось от Путина, не состоялось. Ресурс развития: несметные нефтедоллары, накопленные казной, — были разворованы, сгорели в топках кризиса, или были переданы американцам как дань, которую платит Россия за проигрыш в "холодной войне". Однако Медведев вновь заговорил о модернизации, не объясняя, правда, откуда появятся ресурсы. В чем концепция модернизации. Кто является "локомотивом модернизации". Коррумпированное ли чиновничество? Или обессиленный и поверженный народ? Или крупный бизнес, обслуживающий не Россию, а заморскую экономику? Не превратятся ли медведевские разговоры о модернизации в очередной блеф? В длящийся годами "День города" с гусарами на конях, шотландскими волынщиками, монахами Шаолиня, пафосными речами властителей, заглушающими рев воды в прорванной енисейской плотине, взрывы падающих самолетов, скрежет оседающей "русской цивилизации"? Не продолжится ли отвратительная и смехотворная показуха, которой олигархи маскируют свое убийственное, ненавидящее Россию лицо, — все эти дурные "яйца Фаберже", "Открытые общества", жертвы на храмы и монастыри, за которые церковь осыпает дарителей-кровопийц высшими наградами? 

  Если Потанин готов добиваться народного прощения, искупить вину перед гибнущим русским народом, пусть он затеет не мнимую, а реальную модернизацию — не России в целом, а, скажем, одной из обескровленных её областей: Псковской или Смоленской, Рязанской или Костромской. Пусть создаст сельскохозяйственные центры, которые соберут в себя уцелевших русских крестьян, поселят их в современных коттеджах, снабдят современными технологиями выращивания скота и полевых культур. Обеспечат крестьянские поселения всей инфраструктурой жизни, позволяющей эффективно работать, рожать детей, преодолеть деградацию, почувствовать себя полноценными русскими людьми. Не отдавать эти центры на откуп беспомощным и часто вороватым властям, а сделать их частью своих "непрофильных активов", обеспечить их управленцами, пресекать все попытки разворовать эти центры. 

  Почему бы олигархам не поделить между собой разоренные русские губернии — не для того, чтобы высосать оттуда последние соки, а для того, чтобы "рекультивировать" их, дать им возможность выжить. 

  Этот шаг не останется не замеченным. Жители мегаполисов — это дети и внуки русских крестьян, в душе которых не исчезает боль по поводу гибели родных деревень, продолжают реять сны об их родовых погостах. Пожалуй, они бы откликнулись на эту олигархическую инициативу. Отодвинули бы на задний план свою ненависть и негодование. Сначала стали осторожно приглядываться к этим необычным деяниям, а потом превратились в участников "Общего дела", понятного народу. 

  Вдруг в этой утопии есть здравое зерно? Вдруг — это способ, которым Россия вернет из оффшоров награбленные миллиарды? Вдруг власть, ответственная за катастрофу России, отслоит от себя олигархов и заставит их работать на страну? Вдруг власть таким способом станет "выдавливать из себя по капле" олигарха? 

  Не хочет ли господин Потанин обсудить эти идеи в открытом диалоге? Или он расхохочется, продавая на внешнем рынке очередную тонну норильского никеля, сидя на костях русских зэков, освоивших заполярные рудники, — конечно же, не для господина Потанина.

  Александр Проханов 

Завтра
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе