Голову Берлиоза отрезали законно

Депутат Бортко против режиссера Бортко
Если бы ветряные мельницы, с которыми борются российские государственные мужи, вырабатывали электричество, а не законы, их энергии давно уже хватило бы с головой, чтобы осветить (тут главное не перепутать гласную в корне) всю планету.

К слову о голове. Накануне общественность потеряло очередную из них. И хотя укатилась та всего на несколько секунд, но зато чья это была голова! На исходе майских праздников канал «Россия 1» устроил своим зрителям показ сериала Владимира Бортко «Мастер и Маргарита».

Всех эпизодов, за исключением одного — того, в котором Берлиоз, поскользнувшись на масле, лишается головы под колесами трамвая. Подобное самоуправство не осталось незамеченным. Вопрос поставили ребром сначала зрители, потом радиостанция «Эхо Москвы», потом Владимир Бортко и, наконец, сыгравший Берлиоза Александр Адабашьян. Суть претензий режиссера чиста, как помыслы наших депутатов (благо, Бортко относится и к творцам, и к законотворцам — он депутат Госдумы от КПРФ, зампред комитета по культуре): сериал «Мастер и Маргарита» является цельным произведением, а значит, изменять его без воли автора никто не имеет права.

Углубившись в хитросплетения формулировок ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», которым позавидует любой автор детективов, можно выяснить, чего так боялись телевизионщики. Дело в том, что подобные сцены, которые могут быть квалифицированы как вызывающие шок у несовершеннолетних (если быть точным, зрителей младше 16 лет), должны демонстрироваться на экранах телевизора не раньше 23.00.

Соответствующий закон вступил в силу только 1 сентября 2012 года. То есть в 2005 году, когда состоялась премьера сериала на ТВ, подобных проблем у творения Бортко быть не могло. (Хотя и в те, по нынешним меркам бездумно свободные годы, сериал шел в вечернем эфире.) Но случай с «Мастером и Маргаритой» не первый, когда от действия политиков страдает Бортко-режиссер. Так, в декабре 2014 года стало известно, что государственное агентство Украины отказало в выдаче прокатного удостоверения другой его экранизации, «Тарасу Бульбе».

Итак, понять Владимира Бортко можно. Причины для подобного поведения были и у руководства канала. Но прежде чем начать искать компромисс, нужно отметить, что все, сказанное выше — только часть истории. А вторая ее часть заключается в том, что отрезав отрезанную голову Берлиоза, на канале совсем забыли про другого безбашенного героя Булгакова — конферансье Жоржа Бенгальского из Театра Варьете. Тот тоже расстался со своей головой по причине неверия в черную магию. Но сыгравший его Андрей Ургант, в отличие от Александра Адабашьяна и его Берлиоза, пускал по этому поводу фонтаны крови совершенно беззастенчиво и несмотря на все законы и доброе время суток.

Стоит добавить, что подобную двойственность порой демонстрирует и сам Владимир Владимирович. Так, он сначала в трех чтениях в Госдуме проголосовал утвердительно за закон о запрете мата (в том числе и в кино), а уже потом принялся публично защищать право художника на самовыражение.

Попытка разобраться в логике всех действующих не действующих запретов может обернуться головной болью посильнее, чем у Понтия Пилата. А ведь, казалось бы, что может быть проще: не лезть в чужие головы и тщательнее приглядывать за своей. Но, видимо, гораздо интереснее сначала строить стены, а потом самим их и расшибать. Головой.

Ладно «Мастер и Маргарита». Рукописи, как известно, не горят — глядишь, и теперь обойдется. В крайнем случае, в следующий раз поставят сериал в эфир поздно вечером. Сразу после всех выпусков новостей с Донбасса и криминальных хроник. Но, когда следишь за разразившейся дискуссией, дрожь берет от одной только мысли о Колобке. Какая там лиса, когда есть законы Российской Федерации.

Ведь если так пойдет и дальше, его сказка закончится, так и не начавшись.

Никита Карцев
Автор
Никита Карцев
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе