Михаил Бударагин: Два врага для четырех партий

На осенних выборах-2010 политическим партиям придется искать новый образ врага, всеобщего, жестокого и бескомпромиссного. Внешние противники не годятся, среди внутренних на эту роль есть лишь две кандидатуры.

Выборы 14 марта, как и любая региональная кампания, были забыты очень быстро: партии и эксперты подвели итоги (каждые – свои) и перед подготовкой к осени-2011 ищут главную опору – образ врага, без которого невозможно будет хорошо выступить в ходе федеральной кампании. 

На этот поиск отведено не так много времени: уже к лету каждый участник выборов должен предъявить избирателю (пока еще на местном уровне) сильного, бескомпромиссного, но хотя бы теоретически преодолимого противника. 
В регионах у партий многовато врагов, но ни один из них не годится для больших выборов: какие-нибудь рязанские бандиты, скопом вставшие под знамена «либерал-демократов», подойдут для Рязани, но для избирателя в Костроме и Липецке останутся пустым звуком. Так что искать придется федеральную тему. 

Для оппозиционных партий ею может стать (и наверняка станет) борьба с «Единой Россией» – на ее губернаторов и мэров можно свалить многое. Единороссам в любом случае нужно быть готовыми к тому, что они станут главной мишенью осени 2011 года: рост тарифов ЖКХ, который удалось лишь приостановить, плохая инфраструктура, увольнения, инфляция – отвечать придется за все сразу. 

Однако и борьба с ЕР вряд ли сложится в федеральную кампанию. Во-первых, у оппозиции достаточно своих «людей во власти», в том же Иркутске коммунистам трудно будет апеллировать к плохой работе городских властей. Во-вторых, «Единая Россия» на выборах декабря 2011 получит сильную медийную поддержку и премьера, и президента. Против такого лома трудно подобрать стопроцентный прием, который работал бы в каждом отдельном регионе и по всей стране в целом. 

Поэтому оппозиция будет искать врага вместе с «Единой Россией», которой тоже жизненно необходим спарринг-партнер. 

Теоретически на выборах мог бы сработать образ врага внешнего, если бы Россия не успела замириться со всеми, кроме грузинского президента Саакашвили. США сосредоточены на решении внутренних проблем и демонстрируют крайнее миролюбие, Украина заполучила симпатичного России Виктора Януковича, ЕС борется с кризисом, Китай тоже занят явно не нами – остается только Грузия, но всерьез строить кампанию на борьбе с Саакашвили просто смешно. Пока грузинская артиллерия сдуру не палит по нашим миротворцам, фигура местного президента слишком мала для серьезного высказывания. Грузия оставлена МИДу. 

Внутренних врагов, на которых можно опереться в трудное время, найти попроще: на них и будет сосредоточены партии. 

Скорее всего, не обойдется без «олигархов»: по крайней мере, они обязательно будут рассматриваться в качестве «врага № 1». Бороться с представителями крупного капитала довольно просто: во-первых, они – после дела ЮКОСА – вообще предпочитают отмалчиваться вместо развернутого и прямого ответа об истории владения ресурсами и собственностью, во-вторых, критика партий может задеть их самолюбие, но вряд ли слишком сильно повредит бизнесу. 

Однако в случае с бизнесменами партии обязательно столкнутся с тем, что результат борьбы, который стоило бы предъявить накануне выборов, может оказаться нулевым. Существует лишь один сюжет, который действительно в состоянии – хотя бы на время – сильно ударить по очень богатым согражданам. Речь о прогрессивной шкале подоходного налога, но она не будет введена, потому что опасность того, что крупный бизнес тут же уйдет в тень, слишком велика на фоне постоянного роста бюджетных расходов. Компенсировать даже кратковременную потерю уведенных в «серую» зону денег будет нечем. 

Коммунисты и ЛДПР, разумеется, будут настаивать на новом, «справедливом» варианте раскулачивания, но очевидно, что в 2011 году силами партии отобрать у кого-нибудь что-нибудь будет просто невозможно. 

Так что борьба с олигархами в том виде, в каком вообще возможна, вряд ли воодушевит избирателя: она скорее разозлит и без того не слишком лояльный самому институту выборов «средний класс», но устраивать только ради этого большую «охоту на ведьм» – себе дороже. 

Вторым и главным врагом, которого и предъявлять нет специальной необходимости, станут чиновники. Их в России столько и они так разнообразны, что пострадал от них едва ли не каждый. Кому-то «закрыли» разрешение на землю, кому-то «мурыжат справку», кто-то недоволен длинной очередью в детский сад, поборами на дорогах, взятками в поликлиниках или работой пожарных и СЭС – претензий к чиновникам накопилось столько, что придумывать ничего не нужно. 

Вряд ли все избиратели воспримут эту борьбу всерьез, и совсем уж сомнительно, что партиям удастся справиться с вечной отечественной бюрократией, но «злые чиновники» – прекрасная региональная тема, конвертируемая каждой партией в федеральный контекст. 

ЛДПР будет проще всех: Жириновский слишком старый популист, чтобы не суметь воспользоваться столь простым ходом. Несложно придется и «левым», особенно коммунистам, у которых всегда есть в запасе апелляция к «советской эффективности» бюрократического аппарата, во многом уже придуманной постфактум, но оттого – не менее привлекательной. 

«Единой России», партии, в которой чиновников столько, что даже иногда слишком, тоже придется бороться с бюрократией, и здесь у ЕР есть важное преимущество: правящая партия может снимать с должностей представителей власти. По крайней мере, в регионах. По крайней мере, среднего звена. Оппозиция обязательно победит ЕР в пространстве разговора о вреде бюрократии, но «Единая Россия» должна побеждать там, где речь идет о решениях, принять которые партии по силам. 

Если она осмелится. 

Накануне кампании 2011 года людям нужно будет предъявить чьи-то головы, и если партия власти всерьез надеется этого избежать, она обречена соревноваться с оппозицией в ритуальных заклинаниях – формат, плохо подходящий для парламентского большинства. Или – совсем уже негодный вариант – останется бороться с «олигархами», пока оппоненты будут предметно громить чиновничество. 

Так что думские выборы станут для «Единой России» испытанием на смелость. Партии впервые придется выступить против своей же социальной страты, отмобилизовав тем самым и разумную ее часть, и тех, кто уже разуверился в том, что в России кого-то когда-то вообще можно уволить. 

Президент, кстати, увольняет, и мир не рушится, работа не останавливается, революций не происходит. Есть с кого брать пример.

Михаил Бударагин

Взгляд
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе