«Нет плохих дат, есть плохие фильмы»

Представители киноиндустрии — о праве Минкультуры регулировать график релизов кинопремьер.
Со 2 июня 2016 года в силу вступят новые кинематографические правила — правительством утверждены обновленные Правила выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения на фильмы и правила ведения госрегистра фильма.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дамир Булатов


По сути, новые правила официально закрепляют уже существующую практику выдачи прокатных удостоверений. Не получат их картины, содержащие порнографию, пропаганду терроризма, насилие, нецензурную лексику.  

Действительно новыми являются пункты 13–16, согласно которым Министерство культуры сможет официально регулировать график релизов. Если, например, в прокат готовы одновременно выйти два крупных проекта, сходных по жанру и кассовым возможностям, одному из них может быть отказано в выдаче прокатного удостоверения. Рекомендации чиновникам по отбору достойного будет давать экспертный совет, действующий при ведомстве.

По мнению генерального директора кинокомпании «Каро Премьер» Алексея Рязанцева, данная мера не ущемляет ничьих интересов, а, наоборот, поможет навести порядок в индустрии.

— Сегодня государство оказывает большую поддержку развитию кинематографии, а потому вправе защищать свои инвестиции, — отметил Рязанцев. — Обновленные правила помогут избежать столкновения крупных российских релизов. Разумеется, нет плохих дат, а есть плохие фильмы. Но следует учитывать и интересы хороших, социально значимых проектов, которые при продуманном графике могли бы собирать больше.

По словам Рязанцева, упорядоченный график в первую очередь поможет российскому кино, так как у зарубежного с этим проблем нет: всё расписано на несколько лет вперед и четко соблюдаются даты. В отличие от российских фильмов, прокатчики которых зачастую переносят ранее заявленные премьеры на более поздние сроки.

— Мы, как представители WarnerBros, уже знаем, что будем выпускать в 2018 году, —сообщил Рязанцев. — Дать стартовать крупной российской картине, выходящей при господдержке, для голливудских студий не проблема. В шуме вокруг изменений больше надуманности, чем реальной угрозы интересам индустрии и проката.

В качестве примера Рязанцев сослался на Китай, который, несмотря на квотирование, остается привлекательным рынком для западных дистрибуторов. К тому же, как отмечает Рязанцев, за проектами крупных голливудских компаний стоит репутация, которая даст хорошие сборы при любой дате.

Западные компании действительно идут навстречу пожеланиям чиновников. Так, была изменена дата премьеры блокбастера «Мстители: Эра Альтрона» — с 30 апреля на 23 апреля 2015 года, чтобы освободить праздничный прокат для отечественного ремейка «А зори здесь тихие». При этом «Мстители» всё равно собрали впечатляющую кассу — свыше 851 млн рублей, а «Зори» не показали ожидаемых результатов, собрав в прокате чуть больше 270 млн.

Продюсер Игорь Толстунов рассказал «Известиям», что новые правила сильно обеспокоили представителей киноиндустрии. По его словам, часто прокатное удостоверение выдается создателям картины буквально за несколько дней до выхода в прокат. Кроме того, завершение производства также планируется под заранее намеченную дату премьеры.

— К конкретной дате вовсю работает машина рекламной кампании, и вдруг за день до проката мне заявят, что мой проект переносят. Кто будет возмещать убытки? — недоумевает Толстунов. — Пока неизвестно, как будет действовать этот инструмент. Это регулятор, за которым не стоит никакой ответственности.

Продюсер также отметил, что если с даты сдвинут голливудскую картину, чтобы освободить прокат для российской, то первая может переехать на новую дату и там помешать уже другому отечественному проекту. Также, по мнению продюсера, такие переносы могут ударить по планам кинотеатров, которые зависят от графика релизов.

В свою очередь, главный редактор журнала «Искусство кино», кандидат экономических наук Даниил Дондурей уверен, что Минкульуры таким образом пытается включиться в рыночные отношения и уговорить киносети показывать запланированные от общей доли 20% российского кино — на данный момент имеется только 15.

— Любые внерыночные способы давления на рынок неэффективны, — уверен Дондурей. — Чтобы зрители пошли на «Звездные войны», никаких совещаний Минкульта не потребовалось. А чиновники, видимо, вообще хотели бы вернуться в советские времена, когда у нас разрешение на прокат получали семь американских фильмов в год, а не 280, как сейчас. Но следует учитывать, что сегодня киносети три из четырех рублей зарабатывают именно на западном кино.

По мнению Дондурея, основная причина проблем с прокатом нашего кино в российском же прокате заключается в отсутствии государственной политики в сфере кинематографии и средств на его продвижение. Прокат требует изучения и прогнозирования, которым сегодня почти никто не занимается. А из этого и складывается успех кинопроизводства. 
Автор
Анастасия Рогова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе