Ожидание провокаторов

«Настоящих буйных мало» — такова главная беда всех российских протестных движений. Но сегодня нам, кажется, угрожает другая крайность: буйных становится слишком много. Во время кризиса легче всего принять маргинала за харизматичного вождя и пойти за ним, не задумываясь о последствиях.

Три показательных драки случились в конце февраля в Москве, Новосибирске и Петербурге. В первых двух городах между собой схлестнулись анархисты и бритоголовые. В Сибири около 30 анархистов вышли на улицу с лозунгами «Не забудем!», «Не простим!», протестуя против убийства адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. Дорогу им перешли бритоголовые. Стычка была молниеносной. Одному из скинхедов разбили лицо, один анархист получил в глаза заряд из газового баллончика. Бритоголовые, вооруженные деревянными палками, воспользовались отсутствием милиции и скрылись. 


В Москве горстка анархистов совместно с антифашистами проводя такой же митинг памяти убитых, уже громила витрины и сама удирала от милиции. Оба события получили широкий резонанс в теле- и радиоэфире — со справедливыми комментариями об угрозе радикализации протестных настроений. 

Особенно впечатлила страшилка про кризис. Вот, мол, кто способен устроить и Афины, и Ригу с Вильнюсом разом. Почему ради такого случая прервался заговор молчания, понятно: вот, смотрите, какова у нас есть оппозиция! Когда же в Петербурге на улицы вышли сотни рабочих заводов «Форд» и «Дженерал моторс», а вслед за ними пенсионеры и студенты с требованием оградить от преследований и избиений профсоюзных лидеров Алексея Этманова («Форд») и Евгения Иванова («Дженерал моторс»), федеральные телеканалы как воды в рот набрали. Хотя событие, во-первых, куда более массовое. Во-вторых, беспрецедентное по значимости. Чуть ли не впервые за постсоветское время в одном строю с рабочими, добивающимися сохранения зарплаты и доплат за переработку, стояли едва ли не самые обездоленные — пенсионеры и студенты. 

С точки зрения увольняемых с АвтоВАЗа 3 тыс. рабочих и 1,5 млн безработных (официальные данные Росстата), кого защищать? «Жирующих» на 17—25 тыс. рублей в месяц успешных забастовщиков? Однако у вышедших на улицу вслед за рабочими стариков и студентов, видимо, другой взгляд на мир. Давненько у нас не было настоящей солидарности, даже и слово это прочно ассоциируется исключительно с Польшей... «Нет стукачам!» и «Мы не провокаторы!» — с такими лозунгами студенты вышли на защиту Этманова и Иванова. 

Вот и ответ на «загадочные» избиения профсоюзных лидеров, которые остаются загадкой разве что для следствия и властей. Забастовщики автоконцернов в Тольятти, Таганроге и Петербурге давно обратили внимание: ситуации множатся, как под копирку. Сначала забастовщики добиваются своей цели, потом их лидерам звонят с угрозами, после выразительной паузы бьют, но не со смаком и не до изнеможения, а с легким «предупреждением». Затем, как в случае с Этмановым и Ивановым, «предупрежденных» повесткой извещают о приглашении в «Центр по противодействию экстремизму». Как выясняется, это предложение, от которого еще никто не смог отказаться. Просто таганрогские и тольяттинские профлидеры молчат, а питерские смогли схитрить: свидетелями их телефонных переговоров с функционерами центра стали правозащитники ассоциации «АГОРА» и адвокат избитого Иванова Дмитрий Динзе. Так наружу всплыла авантюрная подробность: Иванову некие аналитики «Центра по противодействию экстремизму» в грубой форме рекомендовали сливать информацию о деятельности коллег, намекая на большие проблемы в случае «недопонимания». 

И если у завистников опять полно сомнений — что, мол, может слить заурядный работяга о себе подобных, — то вышедшие на улицу пикетчики, защитники профсоюзных лидеров, убеждены в ином. Из амбициозной игры пытаются вывести вполне профессиональных и вменяемых вожаков нового поколения, способных отстоять не только чужие трудовые права и заработанные деньги. В кризис они уже удерживают людей от необдуманных телодвижений, о которых, возможно, жалеет сибирский бритоголовый с подбитым глазом и расквашенной физиономией. Не хочу беспокоить прах покойного, но это и без меня делают его же соратники. Несовершеннолетнему нацболу Антону Страдымову, погибшему в Москве в 2008-м в драке, подобной описанной стычке в Новосибирске, уже ничем не помочь. 

Пока нацболов без проблем разгоняют, как и анархистов в Новосибирске или бритоголовых в разных регионах России. Они властям не опасны — за ними пока не стоят харизматичные лидеры. А истории, подобные избиению и прессингу питерских профбоссов, к сожалению, показывают, что спрос на вменяемых лидеров есть, и он устраивает далеко не всех. Все же они имеют намерение принудить «толстые кошельки» делиться с бедными. Да и власть держат в тонусе умением повести за собой массы. Словом, профсоюзный лидер — как раз и есть тот вымечтанный борец за народные права, который может ткнуть нашкодившего кота мордой в сметану. Как это ни парадоксально — радикалы для властей удобнее. Особенно — управляемые. 

Благо в среде бритоголовых, анархистов и прочих маргиналов идет брожение. Чем-то оно похоже на поиски нового Робина Гуда. То они выйдут на митинг с требованием «руки прочь от Буданова!», то вспомнят о находящемся в бегах капитане Ульрихе, расстрелявшем в Чечне автобус с мирными жителями, и требуют его оправдания. И если большинству людей, надеющихся выкарабкаться из кризиса, кажется невероятной ставка части капитала и властных структур на лидеров-провокаторов, готовых вывести людей на баррикады, то питерцы, у которых немалый опыт революций и провокаций, первыми почуяли неладное. Ведь толпа, взвинченная психически неуравновешенными вождями, которые, как большевики в свое время, еще вчера были убийцами, не требует возвращения долгов по зарплатам или выплаты заработанного в полном объеме. Что с такой толпой церемониться? Всех за решетку! Вот он, безболезненный и экономный для толстосумов выход из кризиса: грамотная информационная блокада и переключение внимания на маргиналов. 

А значит, Алексей Этманов и Евгений Иванов своими разбитыми носами и синяками еще не предупредили общество об угрозе очередного пришествия провокаторов. Поймите меня правильно: я ни секунды не сомневаюсь в искренности тех, кто действительно скорбит о жертвах демонстративных и наглых преступлений. Я говорю лишь о том, что оппозицию нам и сегодня стремятся преподнести исключительно как сборище радикалов-отморозков, которым все равно, в честь чего бить витрины. Между тем призвать власть и работодателей к реальной ответственности и напомнить им о реальном народном сопротивлении могут сегодня именно профсоюзные лидеры — те из них, у кого больше решительности и меньше страха. Те, кому надоело чувствовать себя рабами, с которыми можно с их молчаливого согласия сотворить что угодно. 

К счастью, сегодня на дежурный презрительный вопрос при виде очередного жупела — «Это и есть ваша оппозиция?!» — можно уверенно ответить: нет. Наша оппозиция — другая. С ней, хотите вы того или нет, придется считаться всерьез. 

Владимир Емельяненко

Профиль
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе