Принцип твиттера

Некоторое время назад я проводил комплексное тестирование афоризма «Три дела, однажды начавши, трудно кончить: а) вкушать хорошую пищу; б) беседовать с возвратившимся из похода другом и в) чесать, где чешется». Друг юности, ныне живущий под созвездием Южного Креста, навестил родину, мы беседовали, вкушали хорошую пищу и еще лучшие напитки и чесали, где чешется, обсуждая судьбы России.

Друг-антипод «по свету немало хаживал» и в процессе хаживания многократно сталкивался с тем, как, узнав, что он русский, служебные и научные партнеры желали дебатировать с ним о русских делах. Благо стандартным джентльменским набором познаний о России СМИ во всем мире обывателя снабжают. Когда не было охоты к обсуждениям, друг-антипод переводил беседу на предметы бытовые типа баб или выпивки, чему совопросники, не будучи людьми особо политизированными, не сильно и противились. Когда же дело все-таки доходило до дебатов, движимый отчасти любовью к родине, отчасти любовью к истине, он довольно успешно, по его словам, подвергал сомнению тот стандартный набор суждений и сообщений, который, поминая Россию, представляют иностранные СМИ.

В большинстве случаев такое адвокатское размазывание возможно в силу двух причин. Во-первых, сообщения агентства ОГГ, хотя бы затем и воспроизведенные респектабельной газетой или ТВ-каналом, плохо выносят вопрос: «Нельзя ли подробнее?». Если ограничиться сообщением «Состояние Путина равно 40 млрд долларов», естественная реакция будет: «Доколе?!» Если указать, что право собственности предполагает владение, пользование и распоряжение, а также попросить указать, в каких подвалах Удольфского замка эти 40 млрд долларов хранятся, по какой схеме осуществляется распоряжение подвалами и почему при естественном интересе самых разных спецслужб мира к такого рода сюжетам единственным источником верного знания о подвалах является политолог С. А. Белковский, — тут скорее будет не праведное «Доколе?!», но глубокое раздумье.

Во-вторых, на суждения, согласно которым не все деяния властей России соответствуют высочайшим требованиям корректности, честности и международного альтруизма, бывает то возражение, что наряду с высочайшими требованиями имеются еще и такие понятия, как Realpolitik и raison d’etat. Соответственно, практически везде и всегда мы видим равнодействующую между теми идеальными требованиями, которыми при прочих равных условиях, конечно же, лучше руководствоваться, и грубой реальностью, которая вносит в это дело сильные коррективы. Можно спорить о том, не слишком ли сильны эти коррективы, но средний человек чаще бывает склонен согласиться с тем, что ведение государственных дел в соответствии с неумолимым принципом Fiat justitia, pereat mundus* добром не кончается — тем более что он, средний человек, тоже ведь часть того mundi, который в соответствии с максимой если погибнет, то и черт с ним. Принцип «Бывает, — примолвил свет-солнышко-князь, — // Неволя заставит пройти через грязь, // Купаться в ней свиньи лишь могут» вполне переводим также на иностранные языки. Это не говоря о том, что средний иностранный человек зачастую довольно скептичен не только в отношении русского правительства, но и своего собственного — упоминанием Realpolitik и raison d’etat его никак не потрясешь.

Можно называть это адвокатскими уловками etc., можно — попытками разобраться в проблеме по существу, не ограничиваясь воспроизведением хлестких лозунгов, но в любом случае подход «Не все так просто» и предложение развернуть оборот «Очевидно, что…» в эксплицитную цепочку делают исход полемики не столь очевидным. И даже более содержательным.

Все так, но лишь в тех случаях, когда есть чего разворачивать. Как отмечал друг-антипод, в малый джентльменский набор сведений о России входят также сведения об управлении г. Москвой и о счастливых Филемоне с Бавкидой. Против каковых сведений бессилен самый изощренный ритор, а равно и диалектик. И по очень простой причине. Берем фразу, полностью основанную на официальных источниках, которую sujets de question не покушались оспорить, «Доход самой богатой женщины России, супруги мэра Москвы, за 2008 г. больше дохода мэра Москвы в 1182 раза». Для абсолютно любого иностранца (собственно, не иностранца тоже, но тут намеренно сужен круг обсуждающих) в силу его минимальных представлений об устройстве мироздания и коммунального хозяйства такое сообщение тождественно клейму на лбу из четырех букв «веди — онъ — рцы — еръ». Очевидно, что в случае с г. Москвой четырехбуквенный вердикт несправедлив. Известно, что в ходе броуновского движения молекулы вдруг могут двинуться синхронно, отчего стул начнет летать по комнате, а холодная вода в стакане сама по себе закипит. Всякий разумный человек знает, что случай с Филемоном и Бавкидой именно таков — броуновское движение долларов и не такие чудеса творит, причем самыми честными и средствами. Но поди же ты объясни это иностранцу и даже не иностранцу. Люди глупы.

Тут уже действует принцип твиттера. Имеется в виду ЭВМ-социальная сеть, где длина сообщения ограничена 140 символами. Длина приведенного выше сообщения — 105 символов с пробелами. Остается еще 35 символов на краткую и сильную концовку. Принцип в том, что, если некоторый официальный факт укладывается в строку твиттера, медицина (адвокатура, риторика, etc.) бессильна. Никаких цепочек, нуждающихся в разворачивании, здесь нет. Равно как и не работают никакие привходящие соображения. В мировой истории нам неизвестны случаи, когда Realpolitik и raison d’etat неумолимо требовали, чтобы доходы жены чиновника, занимающейся бизнесом в сфере его контроля, превышали мужние доходы в 1182 раза.

Для блага государства делаются многие вещи, в том числе и не самые красивые — но не такие, потому что система, для блага которой нужно делать еще и такое, — это уже не etat, а не пойми что. Государство — это когда порой неволя заставит пройти через грязь. Или когда такое толкование по крайней мере возможно. Когда срабатывает принцип твиттера — это не имеющее отношения к неволе самозабвенное купание в грязи, государством уже не являющееся.

Максим Соколов, колумнист журнала «Эксперт»

Эксперт
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе