Ритуал легитимации status quo

Зачем России выборы?

 Выборы в России 2000-х с лёгкой руки правящей элиты и при молчаливом одобрении населения превратились в политический ритуал легитимации власти. Его историческими аналогами являются шаманское гадание или церковная литургия. И неважно, что большинство людей как традиционного, так и современного российского общества о смысле подобных действий особо не задумывается. Наоборот, только непостижимость и придаёт властным ритуалам силу.

Особенности российских выборов

Парадоксальным образом, несмотря на то что большинство населения, политиков и экспертов не считает российское общество справедливым и не требующим той или иной «коррекции», практически никто не задаётся вопросом о том, что в этом обществе необходимо принципиально изменить. Одной из базовых технологий подобных перемен в условиях демократии и являются выборы.

Однако нынешние российские выборы утратили для большей части населения практический смысл, постепенно превратившись из состязания реальных альтернатив в нескончаемый референдум о доверии безальтернативным элитам. Сегодня это ритуал, восходящий к традициям СССР, который сохраняет статус символического действия, в виде периодической легитимации социально-политического порядка.

Логика свободного и непредсказуемого выбора в демократическом обществе элегантно подменяется проблемой преемничества: не «кого будут выбирать», а «кто будет продолжать принимать решения».

Конечно, любой настоящий политический выбор способен в результате обернуться как добром, так и злом. Многие тираны, от Античности (митиленский тиран Питтак, афинский тиран Писистрат, сицилийский — Дионисий I) до Гитлера, приходили к власти первоначально демократическим путём, а затем её узурпировали. Ведь условием свободы народных выборов является их неконтролируемость и финальная непредсказуемость результата. Российские выборы её полностью утратили. Но вместе с тем они утратили и свою функцию определения лучшего сценария развития.

Складывается впечатление, что современной России вообще не нужны никакие обновления и изменения. Что мы живём в лучшем из миров, которым правят наиболее достойные люди. Поэтому их постоянно переизбирают. Парадокс состоит в том, что выборы, призванные обновлять власть, реально лишь укрепляют негативный консенсус общества и власти. Этот консенсус базируется на популярной ныне позиции, что любые изменения для России будут скорее злом, поэтому надо сохранять то, что есть, — стабильность.

Выборы без выбора

В этих условиях удивительно, что до сих пор выборы федерального уровня привлекают на избирательные участки более половины населения. Несмотря на то что в последние годы в российском избирательном законодательстве очевидна целенаправленная линия на сокращение пространства выбора. Она проявляется в отмене графы «против всех» и всенародного избрания губернаторов, повышении всевозможных требований и цензов к потенциальному кругу участников выборов, ужесточении заградительных барьеров для партий, ограничениях для СМИ. Власть предпринимает любые меры для того, чтобы стать вечной, истребив возможные себе альтернативы ещё на дальних подступах, до выборов.

Но де-факто большинство населения просто не обращает внимания на эти фундаментальные противоречия. На то, что фактически выбора не остаётся, а явка на участок является лишь техническим моментом. Большинство всё же участвует в выборах и находит в этом некий личностный смысл. В логике власти сам этот факт является свидетельством одобрения существующего политического порядка и тех, кто его олицетворяет. Соответственно, основная задача правящих элит — это обеспечение высокой явки масс на традиционный ритуал легитимации и одобрения элит. Результат выборов сегодня — это присяга избирателей здравому смыслу, который состоит в отрицании необходимости перемен. И пока этот механизм работает, его цели, рациональность и адекватность просто не попадают под вопрос. Способ проведения выборов, то, что «дьявол кроется именно в мелочах», остаётся за рамками публичной повестки.

В итоге общенародные выборы как способ вынесения окончательного вердикта народа относительно элит и политического режима в целом является скорее идеальной конструкцией. На практике решающее значение имеет то, кто и по каким правилам проводит выборы, определяя их результат. В последнее время всё очевидней тот факт, что в России власть с помощью выборов не обновляется, а если и ротируется, то только не в результате выборов, а по их итогам. Когда губернаторы рискуют своими креслами, если правящая партия и её выдвиженцы показали более слабые результаты, чем в среднем по России.

Фактически в последние годы на выборах «многопартийная партия власти» в лице «Единой России», слегка разбавленной «Справедливой Россией», ЛДПР и КПРФ, борется сама с собой, создавая у избирателей иллюзии альтернатив, но при этом имея контрольный пакет голосов во всех выборных органах власти. Поэтому выборы превращаются лишь в народную легитимацию уже принятых элитами решений. Что устраивает как элиты, подтверждающие свою легитимность, так и массы, уверенные, что от них всё ещё что-то зависит.

Никто не ждёт перемен

Безусловно, институт выборов в России существует. Но только как набор технических механизмов и процедур. Проблема в том, что демократия предполагает функционирование выборов по независимым правилам игры, на которые не может повлиять даже правящая элита.

Базовое определение демократии состоит в том, что правящие элиты должны время от времени терять власть, уступая её оппозиции. Опыт российских выборов доказывает обратное: с помощью выборов одни и те же лица и структуры лишь укрепляют свои позиции. Из двух своих основных функций — легитимации власти и ротации элит — выборы выполняют только первую. Правила выборов всё более явно оформляются под интересы правящей элиты, затрудняя её ротацию.

Кризис российских выборов связан и с тем, что российское политическое руководство превратилось в самодостаточную автономную систему, совершенно не нуждающуюся в притоке свежей крови, а элитный отбор идёт параллельно выборам и носит негативный характер, основанный на клановой и личной преданности, а не профессиональных качествах и принципах карьерного роста. Те же клановые и семейные принципы отбора транслируются вниз по властной вертикали, усугубляя качественный состав элит и разлагая эффективные принципы управления.

Выборы: причина быть

Однако для высоколобых критиков, для экономистов, подсчитывающих, во что обходятся бюджету «бессмысленные» процедуры, есть одно но. Людям, которые осуществляют весьма ограниченные в своих политических координатах действия выбора, они не кажутся бессмысленными.

Выборы существуют и остаются важными потому, что основаны на глубоком базовом консенсусе населения по поводу того, что современная Россия может быть только демократической и только республикой, а элиты — только всенародно выбираемыми. А раз выборы как политический институт имеются — значит, Россия всё ещё сохраняет шанс стать прогрессивной, современной демократической страной, с элитами и политическим режимом, легитимированными народом.

Процесс кристаллизации социальных и политических альтернатив в обществе невозможно ни остановить, ни замедлить. И в тот момент, когда они появятся, именно сохранённый механизм выборов позволит им занять властную позицию. Без масштабных потрясений, революций и гражданских войн.

CHASKOR.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе