Россия без старшего брата

В обозримом будущем нашей стране неоткуда будет взять опекунов и учителей.


Полагаться можно будет только на свой ум и свои силы.


Два месяца, прошедшие с начала украинской кампании и всего того, что за этим последовало, показали, что принципиально новые моменты в отношениях России и Запада, считавшиеся невероятными, теперь в порядке вещей. Взаимные обвинения, пренебрежение нормами и обычаями, прежде казавшиеся обязательными, балансирование на грани полного разрыва отношений. Еще полгода назад такое трудно было представить, сейчас же — «А как же может быть иначе?».

Это может быть сравнимо с наложением взаимных клятв Римом и Константинополем в 1054 г. Не то чтобы до этого отношения между православными и католиками были образцом братской любви, и даже не то чтобы после этого все как отрезало — история была более сложной и зубчатой. Были даже попытки (не от хорошей жизни) заключить унию, но смысл клятв 1054 г. был очевиден — наступило глухое, холодное отчуждение. И претензии Рима на какой бы то ни было духовный авторитет девять веков с лишним не рассматривались вообще.

Теперешние клятвы (а равно проклятия) между Россией и Западом делают в обозримом будущем невозможными разговоры на тему «Вы и мы — это мы», «Россия станет частью Европы», «Дружная фисгармония от Атлантики до Урала» etc. Слишком нешуточно отчуждение и слишком маловероятно возобновление попыток всех примирить, все сгладить, а также все замазать.

Дело не только в том, что обиды очень сильны. Это, наверное, еще полбеды — советско-германские обиды 1941–1945 гг. были еще ужаснее. Но Германия рассматривалась как грозный, жестокий, даже преступный, но в какой-то степени равный и серьезный противник. Немцев, включая руководителей Германии, ненавидели, но не презирали. И, похоже, в том был залог последующего (конечно, не скорого, не на следующий день) примирения — в уважении к неприятелю.

Тогда как теперешние иностранные противники — борисы джонсоны, шольцы, «зеленые», байдены с блинкенами, вашингтонский и брюссельский обкомы, не говоря уже о лимитрофных политиках и тем более о Зеленском, — именно что презренны. «Нет великого Патрокла, жив презрительный Терсит». При таком воспоминании не то что найти путь к последующему примирению, но даже и попытаться его сыскать очень трудно, пожалуй, что невероятно.

Тем более, что речь идет не только о ничтожных министрах и премьерах. С тем можно было бы примириться, поскольку с великими мужами в политике всегда дефицит. Речь идет о презренном ничтожестве, к которому ныне пришел обобщенный Запад, олицетворяемый байденами и джонсонами. Прийти сейчас к нему на поклон, обращаясь: «Возьмите и научите нас быть такими, как вы» (заметим, что это гораздо более умеренный вариант, нежели «княжите и володейте нами»), — это совсем невозможно, ибо означало бы такую степень самоуничижения, которую без подлости являть невозможно. Да и манеру лукавого раба — «Плюнь и поцелуй злодею ручку» — Россия практиковала лет двадцать как минимум. Это, с одной стороны, только склоняло злодея все более распускать шаловливые ручки, с другой же стороны, накапливало такое неприятие и отвержение Запада, которое в конце концов вылилось в решения от 24 февраля 2022 г. Ибо эти решения были не минутным приступом ярости, но созревшими и перезревшими.

Одних это пугает, а равно вызывает негодование по поводу «безумия тирана», сокрушившего все надежды войти сочленом в коллективный Запад. У других скорее вызывает вопрос: а было ли куда входить? То есть была ли вообще возможность занять места пусть не в первом, пусть во втором классе, но на надежном пароходе, управляемом разумными людьми и плывущем в понятном направлении. Современный Запад точно ли производит такое впечатление белого парохода, уверенно идущего по синему морю?

Ибо образ Запада, постоянно пребывающего где-то на вершинах, в качестве предела стремлений всякого разумного человека, и России, постоянно пребывающей где-то на гноище, во всяком случае, в низинах, откуда ей надлежит карабкаться с потом и кровью до лучезарного Запада, — все это предполагает, что и Запад, и Россия имманентно таковы, во всех эпохах и во всех обстоятельствах. Причем это допущение объявляется аксиомой.

Что не совсем так. В домонгольский период, в XI–XII вв., кто пребывал в низинах, а кто на вершинах, — это был большой вопрос. Сравнение убогого Парижа времен Филиппа-Августа и златоглавого Киева было скорее в пользу последнего.

Но даже и после монгольского погрома, которого Запад счастливо избежал, все было не столь однозначно.

Царствование Иоанна IV было, мягко говоря, не самым светлым периодом русской истории, но религиозные войны во Франции (и не только во Франции), пришедшиеся примерно на те же годы, тоже не назовешь майским днем, именинами сердца. А замкнутость России после Смуты, при царе Михаиле Феодоровиче, объясняется не только воспоминаниями о нашествии польских европейцев, дошедших в Кремле до натурального людоедства (между польским Кремлем 1612 г. и заводом «Азовсталь» 2022 г. вообще есть много нелестных схождений). Была еще Тридцатилетняя война, по своей катастрофичности и жестокости не уступавшая Смуте. Германия, лежавшая в руинах, стала как-то раздыхиваться лишь к началу XVIII в. Что также не вызывало страстного стремления подражать Европе. Да и очередной приступ изоляционизма при ранних большевиках сильно поддерживался самоубийством старой Европы, совершенным ею в мировой войне. Когда миллионы трупов догнивали в долинах Фландрии, энтузиазм по поводу европейских начал был недостаточно велик. Даже и несмотря на ужасы революции и Гражданской войны.

«За морем житье не худо» — это наблюдение, несомненно, способствует политическому и культурному подражательству. Но лишь тогда, когда житье там очевидно не худо. Когда же оно представляет собой нечто не слишком потребное, желание жить своим умом возрастает, причем надолго.

Современный Запад в смысле хозяйственном стоит перед очень большими проблемами. Жирные годы, начавшиеся в пятидесятые и, как казалось, имеющие быть вечно, заканчиваются на глазах и с большим треском. Причем дело не только в санкциях, которые бьют по России, но сугубо и трегубо по тем, кто эти санкции вводит. Дело еще и в кризисе всей хозяйственной модели, при которой заниматься реальным производством — «Руки рабочих создают все богатства на свете», — есть дело презренное, во всяком случае не заслуживающее особого уважения, а истинный залог всеобщего процветания — это креатив, бессмысленный и беспощадный. А деньги будем брать из тумбочки. Стародумы еще полвека назад говорили, что не может пара червей бесконечно изгрызать одно яблоко, когда-то этому безмятежному состоянию приходит конец. Сейчас он при дверях.

О культурном состоянии дорогих камней Европы нельзя говорить без скорби.

Цивилизация гей-парада — это, возможно, дело увеселительное, но на конец того унылое. Тем более, что опыт такой культурной эволюции чи революции был проделан в Риме еще в 218–222 гг. по Р.Х. императором Гелиогабалом. Кончилось это неважно. И дело не только в личной судьбе Гелиогабала, дело в том, что само это цивилизационное направление à la longue ни к чему хорошему не приводит. А если гей-парад приправлен еще и передовым зеленым учением, все дело может только убыстряться.

Безусловно, современный Запад волен делать все, что ему заблагорассудится, и не нам его учить, но ведь речь не о том, полезны для него самого все его нынешние изыски, а о том, вызывают они в других странах энтузиастическую реакцию «Вот бы и нам такое у себя завести!» или не вызывают. Пока что реакция скорее в духе «Вольно ж ему, взбесяся, бегать».

Конечно, самостоятельное политическое и хозяйственное творчество неотделимо от набивания себе шишек — и порой весьма болезненных. Возможно, любовная и заботливая опека позволила бы этих шишек избежать. Но где же взять такого заботливого и бескорыстного опекуна, все указания которого есть чистейшее благо? Период, когда «Мы так Вам верили, товарищ Клинтон, как, может быть, не верили себе», закончился давно и вряд ли подлежит восстановлению. А товарищ Байден сам сильно нуждается в опеке — куда же ему еще нас опекать? Так что только своим умом. Когда другого выхода нет, силы неведомо откуда берутся.

Автор
Максим СОКОЛОВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе