«Страшный суд», «Мятежники», Выготский и другие на питчинге Минкультуры

Экспертный совет Минкультуры России провел защиту игровых фильмов социально значимой тематики. 

«Культура» виртуально поприсутствовала на мероприятии и сделала вывод, что спецоперация на Украине меняет киноиндустрию в стране.


Официальное название мероприятия звучало тяжеловесно: «Очные заседания Экспертного совета Минкультуры России по защите игровых фильмов социально значимой тематики и миноритарной копродукции». В Большом зале коллегии Минкультуры в Малом Гнездниковском 29 июля собрались члены совета и деятели кино, желающие получить финансовую поддержку ведомства для производства фильма. И не просто фильма, а киноленты, которая бы рассказывала о социально важных вещах. «Миноритарная копродукция» же подразумевала участие ведомства в создании иностранных кинолент, но, так сказать, с наименьшим вкладом.

Надо сказать, что у Министерства культуры оказался очень удачный опыт такой формы сотрудничества. Так, в 2021 году художественный фильм совместного производства Финляндии, Эстонии, России и Германии «Купе номер шесть» получил Гран-при на Каннском кинофестивале и множество номинаций на других международных конкурсах. Казалось, что уж в этом году за поддержкой выстроится целая очередь из зарубежных компаний, но, видимо, современная международная обстановка внесла коррективы.

На питчинг подали заявки четыре компании, две из которых не вошли в финальный отбор. Остались два претендента — картины из Франции и Беларуси. Режиссер французского мистико-эротического триллера «Море забвения» через монитор пообещал, что фильм будет смесью мощной эстетики русского кино, поэзии и свободы чувств французского и боевиков англо-саксонского кино. Интересно, что в проекте предполагается участие актера Юры Борисова, который сыграл главную роль в «Купе номер шесть».

Вторая зарубежная картина, претендующая на поддержку, — белорусская военная драма «Операция «Кровь». Она призвана напомнить об ужасных страницах Великой Отечественной войны, когда немцы выкачивали кровь из белорусских детдомовцев. Фильм снят по книге белорусского классика Николая Чергинца, само же произведение основано на реальных событиях.

Но главное сражение развернулось среди отечественных заявок: экспертному совету было представлено 40 работ. Кинодеятели представляли фильмы социально значимой тематики. На презентацию проекта, включая демонстрацию видеоматериалов, отводилось не более пяти минут, еще три минуты — на ответы вопросов членов экспертного совета.

Как выяснилось, социально значимая тематика в условиях спецоперации понимается многими режиссерами и продюсерами как заказ на фильмы военно-патриотической тематики. Например, фильм «Никто кроме нас», своеобразная версия «Холопа», в котором, напомним, избалованного мажора превращают в крепостного. По сценарию нового фильма избалованный сынок олигарха оказывается в армии, где понимает, что именно здесь может себя найти, и становится военным. Конечно, пропагандировать профессию военного надо. Но, может быть, делать это более тонко?

Удивила и картина «Мы из прошлого», которая, по мнению конкурсантов, покажет «всю историческую трагедию братских народов России и Украины». Конечно, показывать решили на примере Великой Отечественной войны. Солдаты Украинского фронта оказываются в современном Донбассе, где идут бои. Почему-то не оставляло подозрение, что кинокоманда считает, что на Украинском фронте воевали украинцы, поэтому именно они-то и могут показать всю сложность взаимоотношения между русскими и малороссами. Это подозрение усилилось, когда защитник проекта уверил, что в картине «много души и единства, сплочения… потому что православная вера и общность культур всегда являются неизменной вещью». Остается надеяться, что все-таки команда знает о сложной истории и с верой, когда территорию Малороссии «захлестывали» волны католицизма и столетиями существовала уния, и с общностью культуры, поскольку на территории Украины существовали разные государства.

Возможно, спецоперация сподвигла и к появлению картин, которые задаются глобальными вопросами, вопросами смысла жизни и даже загробного существования, как это сделали авторы фильма «Страшный суд». В нем рассказана история священника, который после смерти оказывается на суде. И обвинение тяжелое — свои человеческие деяния отец Александр выдавал за дела Божии. За пять минут картину не оценишь, но сама фабула оказалась неожиданной.

Просят у Минкульта денег и профессиональные гуманисты, обращаясь к вечной теме — репрессий и гонений. Так, сын карикатуриста Андрея Бильжо Антон Андреевич представил работу «Выготский. Выше солнца». Лев Выготский умер не в лагерях, но его теория педологии была запрещена. По мнению Антона Бильжо — незаслуженно. Тем не менее сохранилось много документов, которые говорят о том, что педология, которую разрабатывал Лев Выготский, опиралась на труды основателя евгеники Фрэнсиса Гальтона и была, что греха таить, расистской.

Бильжо особо отметил, что для главного героя неприемлемо бороться за гуманистические идеалы негуманистическими средствами, а сейчас это особенно актуально. В финансировании фильма предполагается и участие Фонда поддержки и развития еврейского кино. Как раз там не могут не помнить, что, освобождая евреев немецких концентрационных лагерей, советским солдатам все же приходилось делать это насильственным способом, убивая нацистов, но гуманизм этих действий никто под сомнение не поставит.

О своем проекте «Мятежники», представленном на питчинге, «Культуре» рассказал кинорежиссер Владимир Алеников.

— В основе нашего проекта «Мятежники» подлинная история, которая произошла несколько лет назад в городе Иванове. Воспитанники интерната для детей с ограниченными возможностями, среди которых есть и плохо двигающиеся, и плохо видящие, кто-то без рук, кто-то без ног, — отстояли его от посягательств бизнесмена, который решил прибрать здание интерната к рукам, а ребят расселить по всей России. Но оказалось, что дети не просто живут в интернате, а для них это семья в каком-то смысле. Там возникли тесные, почти родственные связи, и рвать эти связи, наносить огромные психологические травмы детям, которые и так были поставлены в тяжелейшие условия, — было недопустимо, — делится режиссер.

По его словам, в интернате есть совершенно замечательные ребята. Несмотря на драматические, ужасные судьбы, — от многих из них родители отказались, кого-то из них поджигали, кого-то уничтожали, кого-то, по сути, выбрасывали на помойку, — как-то выруливают в жизни и чего-то начинают добиваться, учатся, работают. Это вызывает огромное уважение. «Мне кажется, это очень важная, значимая история. И важно помочь им и сделать такую картину, которая бы поддержала в них веру в добро, в жизнь. Таких фильмов еще не было».

Семейная тема была представлена рядом фильмов, самым интересным, пожалуй, был проект «Смотри на меня» режиссера Владимира Грамматикова. Он рассказывает об истории своих взаимоотношений с матерью. Над сценарием режиссер работал вместе с Андреем Кончаловским. Однако таких картин все же было не так много, часто в основе сценария лежала история проблемной семьи, состоящей из матери и ребенка. Хорошо бы киноиндустрия обратила внимание на сюжеты о полной семье, картины, всячески рекламирующие детность, создание семьи в молодом возрасте. Чтобы не вышло, как в представленной на питчинге ленте «Пустые руки», в которой женщина рожает первенца в возрасте под сорок и теряет ребенка.

Напоследок хотелось бы рассказать о самом дорогостоящем проекте — это лента «Бриг «Меркурий». Военно-историческая драма стоит 618 млн рублей, правда, авторы у Минкульта просят «всего» 100 млн, остальную сумму дают частные инвесторы. В основу картины легли реальные события времен Русско-турецкой войны, когда бриг под командованием капитана-лейтенанта Александра Казарского одержал победу в бою с двумя турецкими кораблями.

Результаты питчинга Министерство культуры опубликует в ближайшие дни.

Автор
Елена СЕРДЕЧНОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе