Триумф вместо музыки

Писатель Игорь Мальцев — о конкурсе национальной гордости
И опять лента соцсетей забита «Евровидением».
Этот конкурс — словно затрапезное реалити–шоу — все смотрят, плюются, судачат о том, какую бредятину несут ведущие, какие моральные уроды бродят «за стеклом», а потом, судя по рейтингам, снова смотрят.
Игорь Мальцев. Фото из личного архива

Так и Европа раз в году прилипает к экранам, чтобы посмотреть на этот генератор самых отстойных песен в мире, обсуждает платья, спецэффекты и подтанцовки.

Лишь бы не обсуждать сами песни. А ведь странное дело — конкурс-то этот — не конкурс исполнителей и даже не конкурс стран-участниц. Это конкурс песен. 

Причем экономика вполне проста — после основных телевизионных рекламных денег приходят деньги от продажи сборников «Евровидение... год такой-то» и от радиоротации. С которой довольно напряжно — буквально все песенки с конкурса отзвучат несколько недель — даже песня-победительница, а потом уйдут из эфира, потому что гонять эту скучищу и композиторский секонд-хенд  для приличной радиостанции — это самоубийство.

При этом большую часть песен для господ исполнителей пишет большая фабрика под названием «шведская школа музыкального  продакшна».

Швеция сегодня на переднем крае музыкального бизнеса, хотя для широкой публики это неочевидно. И надо полагать, что реальные хиты, которые могут зарабатывать реальные деньги, используются вовсе не для «Евровидения». Они сами по себе собирают кассу.

Остается только шоу само по себе — здесь и сейчас. Правда, по меркам сегодняшнего музыкального бизнеса и шоу-то так себе. Значит, остается спорт, который, как известно, субститут военных действий.

И действительно — казалось бы, вменяемые в обычной жизни люди начинают транслировать в прямом «эфире» соцсетей, кто сколько очков получил. Кто сколько очков кому дал.

И тут — настоящий разгул геополитической конспирологии.

Кто-то называет это «голосованием по географическому признаку», кто-то уже готов обидеться и надуться, что его стране традиционные союзники поставили ненадлежащее количество баллов. Кто заходит еще глубже — как, например, газета Independent, которая в своей статье-предсказании пишет открытым текстом, что, дескать, у России нет шансов из-за ее «статуса почти-парии».

Дословно — near-pariah status. И стало быть, «Восточная Европа будет голосовать за любую другую бывшую советскую страну».

Российская публика, которая со времен прошлогоднего «Евровидения» обсуждает и осуждает бородатую женщину Вурст, вдруг становится горячим участником процесса голосования и обсуждения. Хотя целый год кричали, что «мы больше в эту гейропскую тусовку ни ногой, ни другими частями тела».

В твитах истерические выкрики: «1:36. Литва — ноль высоких баллов России. По 6 очков России от Нидерландов и Польши. 1:33. Грузия: 5 очков России. 1:32. После баллов Великобритании Швеция обходит Россию на одно очко!» А уж что несут комментаторы на телевидении, лучше вообще не слушать, потому что если они сейчас такое говорят, то можно представить, что бы они кричали, не приведи господь им комментировать битву при Прохоровке.

Так что удивляться, если соревнование переводится в околополитическую плоскость: «А Россия за Италию! Хорошо, и мы за Италию отправили SMS.  Белоруссия обиделась, наверное». Ну да, Белоруссии больше делать нечего, как обижаться на песенный конкурс. 

Так как переводить шоу на язык театра боевых действий — это как минимум безвкусно, то всегда приятно, когда доморощенные геополитики терпят поражение.

И вот мы уже видим, что российская певица Полина Гагарина вполне уверенно собирает голоса с песней «Миллион голосов» (авторами заявлен шведско-российский творческий коллектив — Габриэль Аларес, Иоаким Бьёрнберг, Катрина Нурберген, Леонид Гуткин, Владимир Матецкий).

Гуткина мы помним по группе «Автограф», ну а Владимира Леонардовича — кто ж не знает? Но заметим на полях — и тут, собственно, шведы. Но если про песенку сказать нечего, то видно, что у Полины все нормально и с вокалом, и со всем остальным, и она сама по себе выигрышней, нежели российско-шведское произведение искусства. И вот результат, который посрамил сторонников теории географического голосования, — Гагарина на втором месте.

Ну а на первом Швеция. Ничего удивительного.

Но я все время удивляюсь — вот, казалось бы, где я со своими пристрастиями в музыке, а где «Евровидение» — и вот все равно приятно, что девушка из Пскова получила признание в виде второго места на конкурсе. И тогда получается, что она настолько крута, что «статус near-pariah» ее страны не помешал ей добиться миллионов голосов. Или что в Европе не так уж дурно относятся к стране, как о том вещают пропагандисты с обеих сторон.

Кстати, и то и другое — повод для тихой радости. Ну не музыку же, право,  нам тут обсуждать?
Автор
Игорь Мальцев
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе