Есть ли рынок у христианского искусства?

Украинские исполнители рассказали Religo.ru о трудностях христианского музыкального творчества


Religo.ru предлагает своим читателям познакомиться с мнениями известных в христианской среде украинских музыкантов, рассказавших о трудностях, с которыми им приходится сталкиваться в своей творческой деятельности, и поделившихся своим видением перспектив христианского искусства.


Нашим собеседникам было предложено ответить на два вопроса:


1. В каком положении сейчас находится христианская музыка, какую нишу в контексте светского искусства она занимает?


2. Какое направление стоит избрать современному христианскому искусству?


Результаты опроса не утешают. Большинство предпочитает говорить преимущественно о потерянных возможностях и об острой нехватке стабильной гривны, позволившей бы певцу петь и гитаристу играть.

 

Татьяна Шилова


Певица, композитор и поэт, в прошлом cолистка украинской аккапельной джазовой группы JazzEx, продолжает сотрудничать с известными артистами и музыкантами


1. Если говорить о христианском русскоязычном творчестве (именно «творчестве», так как понятие «искусство» здесь не очень уместно), то, несомненно, есть очень достойные группы, исполнители, поэты и композиторы. Но нужно признать, что «рынок» насыщен аматорской самодеятельностью, притом не очень хорошего качества. И так как вкусы у людей очень разные, то у каждого находится свой слушатель. И это нормально. Не может один исполнитель нравиться абсолютно всем. На мой взгляд, есть три причины, которые мешают развиваться христианскому творчеству.


Во-первых, низкий уровень материала и нежелание совершенствоваться и расти профессионально. Отсюда следует смешение стилей, частое несоответствие аранжировки вокальной подаче, слов — музыке. Во-вторых, отсутствие достаточного финансирования, поэтому даже опытные музыканты вынуждены довольствоваться тем, что есть. К тому же, сейчас становится все труднее окупать выпущенные альбомы. Если в интернете можно найти и скачать все — зачем что-то покупать? И, в-третьих, часто духовный уровень оставляет желать лучшего, отсюда примитивные тексты и засилье «попсы».


2. Нужно сказать, что всем движет Бог. Если Бог вкладывает в человека свое слово, то появляются и хорошие песни, и музыка, и стихи. Если нечего сказать, то и песни соответствующие. Прежде всего, нужно быть ближе к Богу. Боюсь, что мы слишком гонимся за модой, и в этой погоне теряем основное — глубину и духовность. Я считаю, что нужно быть современными, но не опускаться до примитивности. Жаль, что тенденции в светском шоу-бизнесе и экономическая ситуация в целом не очень хорошо влияют на развитие христианского искусства.

 

Игорь Рудый


Известный украинский саксофонист, заслуженный артист Украины, аранжировщик, композитор, работал с ManSound, Виа Гра и Константином Меладзе


1. Мне кажется, что современная протестантская музыка занимает нишу именно некоммерческих продуктов, она звучит преимущественно в церквях или размещается на сайтах. Однако понятие «христианская музыка» существует только в масштабах мира, к примеру, она явно присутствует в США. У нас же она имеет определенную перспективу, так как Украина — христианская страна. Мне, например, довольно часто приходится играть инструментальную христианскую музыку. При этом никто не знает, что мелодии идут из христианских песен.


К сожалению, в СМИ недостаточно выделяется христианская музыка, однако самих христиан-музыкантов высокого профессионального уровня хватает. По многим причинам христианская музыка остается продуктом исключительно для верующих людей.


2. Я думаю, что украинским музыкантам стоит обратить внимание на СМИ и стараться через них проповедовать Христа. Главное тут, чтобы музыка и песни писались на профессиональном уровне.


Также никак не обойтись без соблюдения авторских прав. Я недавно зашел на ex.ua и обнаружил там два (на самом деле там несанкционированно выложена дискография — А.Г.) своих альбома. Я знаю несколько христианских сайтов, где без разрешения выложены мои диски. Игнорирование моих прав они оправдывают словами: «даром получили, даром и отдавайте». Эти люди думают, что профессиональные занятия музыкой — некое хобби, работа без труда. Они, однако, не знают, что на запись одного более-менее качественного альбома уходит около 10 000 долларов.

 

Олег Майовский


Певец, композитор, автор песен для Тины Кароль, Ани Лорак, Александра Пономарева, Виктора Павлика, Катерины Бужинской


1. Если описанное вверху искусство сравнивать со светским, то есть немалая разница в «инвестициях»: финансовые ресурсы, время… Христианская музыка в профессиональном отношении находится, конечно, в плачевном состоянии. Я лично знаю музыкантов-христиан, которые днем продают журналы или работают на мясокомбинате, а вечером идут на репетицию. В таком состоянии творить сложно. Языком светского человека, христианская музыка — это «последствие внутренних убеждений».


2. Лично я считаю, что направление авторских прав ничего не дает, поскольку любой автор или композитор украинскими законами практически не защищен. Есть лучшее: христианская музыка обязательно должна идти к профессионализму. Почему-то светские музыканты могут достигать высот и зарабатывать, воспевая, по сути, греховные чувства и дела, а верующие музыканты выезжают на энтузиазме.


С другой стороны, я предлагал бесплатно христианские песни украинским звездам, им они нравились, но, как правило, отвечали, что «на этом мы не заработаем». Про одну из песен, предложенных мной известной певице, ее продюсер сказал: «Твоя песня слишком светла, нам нужно больше “перца“!».

 

Владимир Сухин


Участник (тенор) украинского вокального коллектива ManSound


1.Как профессиональный музыкант, я любую музыку рассматриваю с профессиональной точки зрения. Если бы я 20 лет назад попал на один из современных христианских концертов, которые иногда вижу по ТВ, вряд ли бы это обратило мое сердце искать Бога. В большинстве своем известные мне христианские исполнители — это ремесленники и аматоры. Удручает и музыка, и примитивность текстов. Кроме таланта, их создание требует профессионализма и ресурсов. Христианские продукты, к сожалению, пока чаще тянут на определение «кустарничество» и «ремесло», а не «искусство». Ряд каналов просто планомерно превращается в туроператоров, продающих туры в Израиль, или занимается освещением жизни и «подвижнической деятельности» их хозяев.


Покупая еду или костюм, ты ищешь хорошее качество с приемлемой ценой. Музыка — тоже продукт. Христианский продукт надо рассматривать еще с точки зрения его назначения. В миру музыка чаще всего для развлечения. Назначение христианской музыки — прославить Бога и/или помочь слушателю настроить сердце на поклонение и хвалу. Если ты это делаешь, чтобы заявить миру о себе — ты не на своем месте. И.С. Бах на каждой партитуре писал в начале и в конце «Богу единому слава» и говорил: «Назначение любой музыки — прославление Бога и очищение человеческой души».


2.Куда двигаться? Во-первых, в сторону повышения профессионализма, к хорошему качеству. Становиться таким, чтобы люди сами стремились к Богу, искали христианские программы, концерты по одной причине того, что они — не пустышка и не дешевка. Это достойно их внимания, времени и потраченных денег, это качественно и питает их душу. Для достижения этого необходимо искать и исполнять волю Божью в своей жизни. Здесь универсального ответа нет, для каждого она своя.

 

Александр Мелов


Экс-барабанщик «Радіобенд Олександра Фокіна», играл с Ани Лорак и группой ТИК, выступал на передачах «Место встречи» (Інтер), «Я люблю Україну» (1+1), «Зірка+Зірка» (1+1), «Співай, якщо можеш» (Новий канал)


1.Христианская музыка очень сильно страдает от недофинансирования, оттого она мало известна обычным людям. Спонсировать ее Церковь, однако не должна. Было время, когда Глеб Спиваков (сооснователь международного движения «Миссия в бизнесе» — А.Г.) продолжительный период помогал вокалистам и музыкантам, но он к тому относился как к служению, а не как к бизнесу. Проект оказался убыточным, потому сейчас ему нелегко. В нашей стране христианам-музыкантам мешает только отсутствие денег. В США, к примеру, бизнесмены и пасторы помогают этой сфере развиваться, у нас же практически все держится на энтузиазме. Потому светский человек ничего не знает о христианской музыке как о классе, но он может знать отдельных исполнителей-христиан.


2.Для выхода из этой ситуации можно создавать христианские коллективы, ориентированные на светский рынок, тем более что украинская сцена не слишком сильна. Об этом многие мечтали, но упирается все в хорошее финансирование: качественный звук, проведение репетиций и запись альбома всегда многого стоят. Но мы могли бы создать конкуренцию «миру» и понести свет людям.


Алексей Гордеев


Religo.ru


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе