Ответный удар art-цензуры

События, изменившие наш взгляд на взаимодействие искусства и религии

Прошедшее десятилетие было выдающимся на скандалы в области современного искусства, связанные, в первую очередь, с использованием в искусстве религиозных образов и символов. Одним словом, цензура в «нулевые» свирепствовала. Особенно в России.

Началось все еще в 2000-м году акцией Олега Мавромати «Не верь глазам своим» (сам он позже говорил,что это была сцена снимавшегося фильма). Она представляла собой распятие художника 10-ти сантиметровыми гвоздями на территории Института культурологии. На спине у Мавромати было кровью написано «я не сын бога». В следствии уголовного преследования Олег был вынужден эмигрировать.

В 2003 году произошел погром выставки «Осторожно, религия!» людьми, представившимися “ярыми православными христианами”. Причины погрома были как в двусмысленном  названии выставки, обыгрывающей и трепетное отношение к религии, и знак «внимание, опасность!», так и экспонаты, представленные на выставке и оскорбляющие чувства верующих. Это событие вызвало резонанс в обществе и запустило цепную реакцию.  Директор музея Юрий Самодуров объяснял одну из идей выставки, как привлечение внимания «к опасности сращения религии с государством или “превращения религии в торговую марку и средство извлечения недостойной выгоды”». Большей частью православной общественности выставка была расценена как провокация и издевательство. На организаторов завели дело по 282 статье УК РФ. А в 2005 году их признали виновными.

2007 год продолжил славную традицию выставкой «Запретное искусство-2006». Экспозиция, проходившаяся в Музее им. А.Сахарова представляла собрание произведений искусства, запрещенных к эспонированию в московских музеях и галереях в 2006 году, куратором выставки был Андрей Ерофеев, директор отдела новых течений ГТГ. Выставка стала причиной для возбуждения уголовного дела по статье 282 УК РФ на Ерофеева и Самодурова по инициативе православного движения «Народный собор». По их мнению, представленные предметы современного искусства оскорбляли чувства верующих, несмотря на то, что экспонаты были закрыты фальшстеной и были доступны к просмотру только через специально проделанные отверстия.  Лидер «Народного союза» заявил, что экспозиция носит «антирелигиозный, антигосударственный, экстремистский характер и порочит Вооруженные Силы России и Русскую Православную Церковь, а организаторы события достойны тюремного заключения». В 2010 году организаторы были осуждены и проговорены к штрафу. После вынесения приговора Патриарх Кирилл заявил, что у них нет совести, стыда, такта и любви к людям: “Когда мы видим, что художник пакостничает, причем эту пакость и грязь, есть такое современное слово – чернуху, выплескивает из себя, то он этим заражает других”.

В Европе последствия цензуры были менее радикальными.

2008 год. В музее итальянского города Бользано была выставлена работа «Только ноги» художника Мартина Киппенбергера. Она представляла собой распятую на кресте лягушку с яйцом в одной руке и кружкой пива в другой. Против экспозиции выступили многие, включая министра культуры Италии и папу римского Бенедикта XVI, который написал руководству музея письмо, где заявил, что амфибия оскорбляет чувства верующих. Однако работа осталась висеть в музее.

В том же году в Британии был начат судебный процесс над галереей, выставившей в своем пространстве статую Иисуса Христа с эрекцией. Она была частью серии скульптур, среди которых был Микки-Маус и инопланетянин из известного фильма Спилберга. Все они были изображены с эрекцией.

В 2010 году Национальная портретная галерея Вашингтона была вынуждена снять с экспонирования видео инсталляцию, демонстрирующую распятие, облепленное муравьями, по требованию группы католиков, заявивших, что это оскорбляет их религиозные чувства.

Но несправедливо будет не вспомнить и о позитивных моментах.

В 2010 году в России прошла первая в стране выставка современного искусства на территории действующего православного храма –  «Двоесловие/Диалог». Задача организаторов была «обозначить тенденцию в современном искусстве, так или иначе развивающую христианскую культуру сегодня», реакция на экспозицию была неоднозначной, но сам факт воплощения данного проекта в жизнь – безусловный подвиг кураторов, дающий надежду на светлое будущее.

В Европе диалог проходил на более высоком уровне и папа римский Бенедикт XVI встретился с представителями современного искусства и культуры в целом. Целью встречи было восстановление отношений между миром искусства и церковью, которые по мнению организаторов охладились в последнее время. Папа заявил: «Вера не отнимает ничего от гения вашего искусства: напротив, она возносит его и питает его. Что способно восстановить энтузиазм и уверенность, что способно помочь человеческому духу вновь обрести свой путь, поднять глаза к горизонту, стремиться к жизни, достойной своего призвания, как не красота?».

Религо.РУ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе