Рождество глазами любимых героев

Церковь утвердила празднование Рождества Христова, которое приходится на 25 декабря и приурочено к зимнему солнцестоянию, в 440 году, хотя эта и многие другие связанные с ней традиции празднования восходят к далеким языческим временам. В период празднования римских Сатурналий, приходившихся на наш декабрь, храмы украшали ветвями вечнозеленых деревьев.

Обычай наряжать деревья попал из Италии в соседнюю Германию, где изначально использовался в средневековых мистериях при изображении "райского дерева". Впервые наряжать деревья именно к Рождеству Христову начали в начале XVII века в Страсбурге, и вскоре эта мода приобрела популярность во всей Европе. Дольше всего нововведению сопротивлялась Великобритания.

И хотя в Англии обычай украшать деревья появился только в 1840 году благодаря немецкому принцу Альберту Саксен-Кобургскому (Franz August Carl Albrecht Emanuel von Sachsen-Coburg und Gotha) — жениху, а впоследствии супругу королевы Виктории, именно английских писателей можно с полным правом называть родоначальниками описания Рождества в литературе.


Признанным мастером святочных рассказов в англосаксонских странах до сих пор почитают (и читают) пионера в этой области — Чарльза Диккенса. На протяжении четверти века (1843-1867) отдельными рождественскими выпусками выходили его "Рождественские повести" — Christmas Books, Tales and Sketches. Они расходились как отдельными выпусками, так и публиковались в рождественских номерах журналов Household Words ("Домашнее слово") и All the Year Round ("Круглый год"). Из повести "Рождественская песнь в прозе" (1843) читатель впервые узнал имя бессердечного скупердяя Скруджа, чье имя потом в варианте Скрудж Макдак унаследовал герой диснеевского мультипликационного сериала "Утиные истории".


Сказочная повесть Диккенса "Рождественская песнь в прозе. Святочный рассказ с привидениями" в XIX столетии вдохновил У. Гилберта и А. Салливана, а в ХХ веке Б. Херрмана и Т. Масгрейва на создание одноименной оперы. В 1958 году словацкий композитор Я. Циккер написал на сюжет произведения оперу "Мистер Скрудж".


Накануне Рождества владельцу фирмы "Скрудж и Марли" Эбинизеру Скруджу, которого в жизни интересует только деньги и который попрекает близких их неспособностью заработать лишний фартинг, являются во сне Три Святочных Духа. Они поочередно показывают этому алчному субъекту события его прошлой, нынешней и грядущей жизни. Мудрый Святочный Дух прошлого демонстрирует его безоблачное детство, годы учения, ссору с любимой девушкой, разрыв с сестрой и другие события, приведшие его к нынешнему состоянию.


Жизнерадостный Дух Нынешних Дней переносит его в дома несправедливо обиженных им людей, которые, однако, весело празднуют Рождество и даже не отказывают себе в удовольствии поднять тост за здравие сквалыги Скруджа, возможно в надежде, что светлый праздник проникнет в его черствую душу. Молчаливый Дух Грядущих Дней показывает Скруджу, что когда тот окажется на одре смерти ни одна человеческая душа не пожалеет этого скрягу. Потрясенный увиденным во сне Скрудж повышает жалованье сотрудникам, жертвует огромную сумму на благотворительность, а потом долго гуляет по праздничным улицам, заражая прохожих своим весельем.


Но, пожалуй, одним из самых любимых святочных рассказов Чарльза Диккенса была сентиментальная новелла "Рождественская елка" (A Christmas Tree), опубликованная в 1850 году. В ней автор, глядя на резвящихся у елки детей, вспоминает свою жизнь и пытается понять, что значила для него эта "милая немецкая затея".Елка представляется герою-рассказчику деревом, растущим вниз: на верхних, маленьких ветвях растут его любимые игрушки, на ветках пониже — азбука, сборники сказок, легенды о Робин Гуде, библейские мифы и "1001 ночь", затем приключенческие книжки, учебники, классические тексты греческих и латинских авторов.


На красивых, но не совсем окрепших ветках он лицезреет путешествия, первую любовь, явление незнакомки с висящей на стене картины, бесчисленные истории о привидениях. На средних, прочных ветвях, обосновались его друзья, родные и гости. Сквозь неясную темноту нижних веток, ему видится много пустых мест, в одном из которых раньше сияли ныне угасшие глаза любимой. Рассказчик понимает, что в одной из этих ниш есть место и для него, и он не боится его занять, потому что высоко над елкой видит воскресителя земных чаяний и надежд.


Одной из классических историй на Рождество можно считать сказку Э. Т. А. Гофмана "Щелкунчик и Мышиный король" (Nu?knacker und Mausekonig), опубликованную в 1816 году, задолго до того, как в Англии начали потчевать публику рождественскими байками. Несмотря на блистательный талант немецкого писателя и даже наличие переводов на другие языки, эта Рождественская история получила широкую известность благодаря балету Чайковского. Первая постановка которого состоялась только в 1892 году.


К числу классических святочных рассказов в мировой литературе относится трагическая история Ганса Христиана Андерсена "Девочка со спичками" (Den lille Pige med Svovlstikkerne), вышедшая в свет в 1845 году. Маленькая героиня замерзает на улице в канун Нового года, формально уже после Рождества, но на Святочной неделе. Однако великий детский сказочник не упустил главного в рождественских историях, которые как жанр появились во второй половине XIX века. Сюжет не всегда мог быть сказочным, но нотка романтической грусти или отчаяния почти на грани безнадежности — частый лейтмотив подобной прозы.


В ХХ веке "рождественская" литературная традиция продолжилась. Детектив Агаты Кристи "Рождество Эркюля Пуаро" (Hercule Poirot's Christmas), впервые опубликованный 19 декабря 1938 года, написан в совершенно другой манере. Причем отличается он, главным образом, не от других произведений, написанных в жанре святочного рассказа, что само собой разумеется, а от всего того, что вышло из-под пера самой Кристи.


В отличие от своих других произведений, где происходит множество убийств, и в которых писательница старательно избегала малейшего намека на натурализм в описании кровавых зверств, в этой рождественской вещице Кристи отступает от этого правила. Уступка была сделана мужу сестры, которому посвящено данное произведение. Но обязательно это было делать в святочном рассказе? Впрочем, Рождество в ее новелле всего лишь время действия, когда происходят не столько романтические волшебные чудеса, а, скорее, будничные и кровавые преступления.


Удивительное дело, самыми ходовыми языками той эпохи в Европе были французский и немецкий, но всемирную славу рождественским рассказам безусловно создали писатели викторианской Англии и прежде всего, безусловно, Чарльз Диккенс. При этом мы не знаем имен многих из английских писателей, работавших в этом жанре, но немецких и французских писателей мы знаем еще меньше. Святки и встреча Нового года — это семейные праздники, которым под стать камерная атмосфера, когда за столом собираются только родные и близкие люди. Вот и образчики национальной литературы не вышли за границы, так и оставшись чтивом для домашнего потребления.


Игорь Буккер


Правда.Ру

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе