Страсти по Христу

Бразильская католическая церковь подает в суд на Columbia Pictures

Виртуальное крушение статуи Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро в фильме-катастрофе «2012» бразильские католики сочли поводом для судебного иска. Епархия одного из крупнейших городов Бразилии рассчитывает взыскать с голливудской компании Columbia Pictures компенсацию за неправомерное использование всемирно известного образа.

Конфликт между представителями киноиндустрии и духовенства разгорелся еще до начала съемок. Стремление создателей «2012» инсценировать апокалипсис во всей красе -- с падением статуи Христа с горы Корковаду -- не одобрили священнослужители. Но без подписи высших чинов епархии Рио-де-Жанейро, как уверяют защитники интересов духовенства, включать этот эпизод в фильм было нельзя. Адвокат Клодин Дутра заявила AFP, что авторские права на памятник культуры принадлежат епархии. Они автоматически достались ей по наследству -- после смерти создавшего этот шедевр скульптора Пола Ландовски в 1961 году. Срок «церковного правовладения» согласно законам Бразилии истекает через 70 лет с момента наследования. После 2032 года одно из семи новых чудес света переходит в ранг общественного достояния, тогда образ Христа Искупителя и в контексте «судного дня» можно будет использовать без оглядки на церковь.


Но и сегодня, как заявила адвокат Дутра, церковь-правообладательница в 99% случаев не возражает против использования образа статуи. Только в очередном всесокрушающем блокбастере статую заставили упасть, что и возмутило верующих. «Епархия отказала в использовании религиозного символа еще до начала производства картины, но Columbia Pictures проигнорировала запрет», -- сказала г-жа Дутра. По словам адвоката, «многие верующие сообщили, что были шокированы и оскорблены сценой разрушения этой святая святых, сохранением которой занималась епархия».

Несмотря на нападки, фильм благополучно вышел на экраны в ноябре 2009-го и занял 31-е место в рейтинге самых кассовых картин года, собрав более 760 млн долларов.

Вскоре начались переговоры между церковью и представителями кинокомпании о компенсации ущерба. Священнослужители требуют извинений, а сумму компенсации пока не называют. «Мы хотим, чтобы Columbia Pictures публично заявила, что не намеревалась кого-либо оскорбить, -- говорит адвокат Дутра. -- Мы еще не оценили размеры компенсации, которую мы пытаемся взыскать. Это будет зависеть от оценки экспертов».

Примечательно, что создатели фильма между тем дальновидно избавили себя от конфликтов с мусульманским сообществом. Как заявлял режиссер «2012» Роланд Эммерих, среди нескольких известных исторических сооружений мира, выбранных для того, чтобы быть уничтоженными в фильме, изначально была и Кааба в Мекке.

Подобные скандалы вокруг фильмов с подачи церкви возникали и раньше, но речь шла обычно о нашумевших картинах по евангельским сюжетам. В России громкий религиозный конфликт на почве кинематографа разгорелся в 1997 году. Тогда церковь подняла голос против телетрансляции перед Пасхой фильма Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа», вызвавшего нарекания и католической церкви сразу после выхода в прокат в 1988 году. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Синод РПЦ выступили против показа фильма в эфире телеканала НТВ, заявив, что это «нарушает нормы российского законодательства и общественной нравственности». Это выступление обернулось судебной тяжбой, победителем из которой вышла телекомпания НТВ.

Новая волна религиозно-кинематографических конфликтов прокатилась по Европе в 2003 году, после экранизации книги Дэна Брауна «Код да Винчи». Претензии, в частности, предъявлялись к главной сюжетной линии -- тому, что Иисус Христос, по версии автора, был женат на Марии Магдалине и оставил потомство на земле. Споры не вылились в судебное разбирательство, а ажиотаж оказался весьма на руку создателям кинокартины. 

Дарья ЛУГАНСКАЯ

Время новостей
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе