Загадка шоколадного Иисуса

Религия и искусство. Противостояние и взаимодействие


Почему обнаженный Иисус – не богохульство. Как религия и современное искусство влияют друг на друга. И как произведения современного искусства превращаются в священные «мощи» супергероев. Эссе под грифом «Мнения».


Случай №1


7 июня прошлого года в Маниле, столице Филиппин, была открыта выставка местного художника Мидео Круза «Политеизм». Скандал вокруг нее разгорелся на почве религии. Особенно выставка прославилась благодаря плакату с изображением Иисуса Христа, к лицу которого был прикреплен деревянный пенис. Остальные экспонаты тоже представляли собой весьма богохульные объекты, такие как, например, распятие с прикрепленным к нему красным пенисом, который можно перемещать вверх-вниз. Дошло даже до того, что 4 августа была совершена попытка уничтожить некоторые работы художника. И в результате, по многочисленным просьбам верующих, указом президента выставка была закрыта. Сам Круз – был засыпан гневными сообщениями христиан, некоторые из них даже желали ему смерти и ни много, ни мало обещали с ним расправиться.


По словам Мидео Круза, он не ставил целью кого-либо оскорбить, а лишь пытался обратить внимание на проблему идолопоклонничества во всех его проявлениях. Так как идолы бывают не только рукотворные. Художник прокомментировал идею выставки так: «Это говорит об объектах, которым мы поклоняемся, как создаются эти боги и идолы, и как мы, в свою очередь создаем наших богов и идолов». Но идею художника так и не поняли ни филиппинские католики, ни президент (который своим комментарием к выставке о правах человека так и не смог ничего толком объяснить), ни бывшая первая леди страны Имельда Маркос.


Случай №2


19 апреля прошлого года во французском Авиньоне, было свершено нападение группы католиков на экспозицию выставки «Я верю в чудеса», проходившую в местном Центре современного искусства. В результате нападения была разбита работа американского фотографа Андреаса Серрано «Immersion. Piss Christ».


Эту работу католики сочли богохульной по той причине, что на фото изображена статуэтка распятия, погруженная в мочу автора фото. При чем мэр города выступила на стороне художника. Так как во Франции богохульство не считается преступлением.


В протестах против выставки были замечены как католики, так и православные. Но есть одна едва заметная деталь, на которую практически не обращают внимание — Серрано сам принадлежит к католической церкви. Художник считает, что его работы никак не могут быть богохульными, он говорит, что он не разрушает старые иконы, но создает новые.


Еще случаи


Многим вспомнится наделавшая много шума московская выставка «Осторожно религия!», проходившая в 2003 году в здании музея имени Сахарова. В пресс-релизе концепция выставки была ясно и понятно изложена. Цитата: «Название выставки передает отчетливую двойственность ее замысла: это и призыв к бережному, деликатному, уважительному отношению к религии, вере, верующим людям, и знак - "внимание, опасность!", - когда дело касается религиозного фундаментализма (неважно, мусульманский он или православный), сращения религии с государством, мракобесия». Выставка была разгромлена православными фанатиками-фундаменталистами.


На вопрос о том, почему же в его работах столько смерти, Херст отвечает: «Почему бы и нет? — и, подумав, добавляет: — Мне 43 года, у меня трое детей, я не могу выпрыгнуть на стол с криком «Hei, there cool guy!». Надо подумать о вечном».

«Реквием» Дэмиена Херста


Еще один случай. В марте 2007 года, одна из галерей Нью-Йорка под давлением верующих отменила показ шоколадной скульптуры, изображающей обнаженного Иисуса. Работа была расценена как неуважительная по отношению к христианству. На производство данной скульптуры у художника Козимо Кавальяро ушло около восьмидесяти килограммов шоколада.


Известна прошлогодняя история с июльским номером португальского журнала Playboy, на обложку которого была помещена фотография Иисуса, обнимающего девушку, тело которой покрыто татуировками. Также в номере была фотография, на которой Иисус наблюдал за двумя девушками, занимающимися сексом. Редакция объяснила данный поступок данью памяти португальского нобелевского лауреата по литературе — Жозе Сарамаго, известного своими антиклерикальным произведениями и высказываниями в адрес христианства.


Но вице-президент Playboy Тереза Хенесси потребовала изменить обложку номера, иначе будет расторгнут контракт с португальским издательством по причине не соответствия номера общепринятым стандартам.


Наконец, можно припомнить прошлогодний скандал вокруг испанского фотографа Фернандо Байона, изобразившего в своих работах Иисуса в образе гея, рожденного проституткой и занимающегося сексом с Марией Магдалиной перед тем как стать гомосексуалистом.


Богохульство и секс


Так называемая «сексуальная революция» на западе рано или поздно должна была коснуться этого запретного плода. А именно – связи сексуальности с нуминозным . В результате чего художники частью осознанно, а частью неосознанно (вне зависимости от идей их проектов) поставили ряд вопросов: может ли бог быть сексуальным? может ли быть сакральное помещено в сексуальный контекст? может ли сексуальность быть способом познания бога? И т.д. и т.д…


Эти вопросы не новы. И они не только ставились, но и воплощались в реальность, как в язычестве, так и в ранних гностических сектах.


И раз мы заговорили об этом, грех не вспомнить, что в древних Вавилоне, Греции, Индии, при храмах практиковалась священная или культовая проституция, которая позже была заклеймена христианами как одно из проявлений греха. Хотя в Вавилоне были четко разделены понятия проститутки как таковой и храмовой проститутки.


В древних языческих религиях секс был священен, и секс с богиней, которая входила в тело жрицы-хиеродулы (в Греции) был неотъемлемым элементом мистерий посвящения в культ. То же самое происходило и в Вавилоне, где посвященный на одну ночь становился ритуальным мужем богини Иштар. А секс был не целью, но средством расширения и постижения тайн сознания.


Раздумывая над этим вопросом, я решил обратиться к юнгианской аналитической психологии. Которой свойственен взгляд на бога как олицетворение Самости и центра антропоса, взгляд, противоложный догмам религиозных корпораций. Самость можно рассматривать по-разному – и как бога, и в нейтральном ключе – как центр психического в человеке. Все зависит от того, с какой позиции подходить к вопросу.


Самость же как центр психической жизни индивида в мировых религиях представлена в виде бога, и иерофания (встреча с божеством), то есть единение со своей Самостью, представляет центральное событие в жизни человека. После которого человек уже преображается, и после которого он никогда уже не будет прежним. Он познает самого себя. Он и есть этот бог, который ему является.


В очерке «Человек мистический» Эрих Нойман описывает процесс иерофании как встречу эго с не-эго: «В процессе встречи с Божеством происходит превращение (transformation); оно происходит в человеке, которому является Божество, но оно включает и само Божество. Оба полюса, которые мы обозначаем как мистические, — эго, ровно как и не-эго, — преобразуются в процессе, при котором разделяющая их линия уничтожается с обеих сторон».


Что же касается богохульства в частности, то, как однажды отметил Ричард Докинз, если и существуют люди, которых можно оскорбить, то богохульство — это преступление без потерпевших. Говоря проще, богохульство — это самое нелепое обвинение, которое можно было предъявить художникам, чьи работы вызывают массовое негодование верующих. Эти художники посягают не на идею бога, а на психологическую зону комфорта верующих. Которые не утруждают себя глубокими размышлениями о том, что хотел сказать художник, а идут и уничтожают инсталляции. Подобные выходки показывают, что за нашими «цивилизованными» религиозными, научными либо политическими идеологиями лежат глубоко скрытые животные инстинкты ненависти в отношении инакомыслящих.


И как бы там ни было, но Иисус давно стал персонажем поп-культуры, заняв свое место в одном ряду со Спайдерменом, Бетменом, Терминатором и другими супергероями, которые, будто бы современные боги, вершат судьбы мира не хуже, чем главный герой Нового завета – по крайней мере, в кино. И в этом нет ничего удивительного. Так как современные супергерои, так же как и звезды шоу бизнеса — Мадонна или Мерилин Менсон, не только вызывают не меньше восторга своими подвигами, но и становятся объектами почитания и подражания.


Современное же христианство, имеющие символ веры, канон, катехизис, бога, да и сам символ (или торговую марку, как кому больше нравится) своей религии — ничем не отличается от корпораций, таких как Warner Brothers, Apple или Microsoft. Несанкционированное использование символики которых может повлечь за собой бесконечные судебные иски, а в итоге — астрономические суммы штрафов. Но с религией все немного по-другому. Здесь действуют другие методы профилактики нарушений и наказаний.


Попытки раздеть все и вся — вполне понятная реакция на столетия ханжества и манихейства. Так как обнаженное тело лучше продается и к нему легче привлечь внимание. К тому же постоянная эксплуатация сексуальной тематики, скорее всего, может служить компенсацией потерянности современного человека, который не в состоянии найти себя. Секс сведен до уровня примитивных коммерческих ходов. Хочется вспомнить слова режиссера Алессандро Ходоровски, который говорил, что когда порнография появилась и была скорее подпольной, то была чрезвычайно интересной, а когда она стала тотальной и скучной, то надобность в ней отпала.


Новые реликвии, деньги и смерть


Современная религия, как и современное искусство, при всех различиях между ними, имеют много общего. Даже чересчур много. Просто нужно глубже копнуть. Художники же используют в своих работах религиозные символы как метафоры метафор. При чем не следует забывать, что любые символы – также представляют собой метафоры, которые постоянно изменяются, и вовлекаются в новые дискурсы, контексты, и новые смыслы.


Религиозный артефакт – символ, предмет силы для верующего. Так же как и произведение искусства — артефакт «верующего» в капитал (конечно, речь идет не о вере в деньги, а о культе вещизма). Искусство расходится сегодня по частным коллекциям так же, как и христианские реликвии расходились по частным коллекциям во времена средневековья. И как в артефакте веры искали доказательство божьего откровения, так же и сегодня в объекте искусства ищут такого же откровения, только финансового. Причем бог, искусство и деньги были всегда взаимосвязаны. Вся история искусства может служить тому подтверждением.


Христианская, во всяком случае католическая, церковь уже около века находится в жесточайшей конкуренции с институтом поп-культуры. И это не какое-нибудь поверхностное вкусовое несоответствие и не пустые слова о бесах и дьявольщине, не подкрепленные никакими внятными обоснованиями. Дело в том, что поп-культура (включая поп-музыку, голливудские и бродвейские постановки, премиальные церемонии и прочие шоу) по степени своего воздействия на умы человечества действительно способна сравниться с главными мировыми религиями.

Четвертая мировая религия


Точка пересечения религии и современного искусства в современном мире происходит на культе личности Иисуса. И в обоих случаях, Иисуса как символа — а не как человека. Он как таковой существует в сознании в качестве произведения культа личности, а не реального существа. Поэтому мы и имеем чрезвычайно много Иисусов, которые, конечно же, не вписываются в канон, так как, по мнению иерархов церкви, «профанные» произведения искусства не имеют ничего общего с «сакральным» существом. Тем существом, которое христиане создали для себя и не подпускают к нему никого, кто мог бы сказать новое слово.


Иисус — произведение искусства от самого начала. Рассказ о мудром учителе никого бы не заинтересовал, а вот образ Иисуса как бога сразу же приобрел множество приверженцев. И хотя в те времена не было имиджмейкеров и пиарщиков, но с этими обязанностями прекрасно справлялись апостолы и проповедники.


Одна из самых знаменитых работ Дэмиена Херста — «За любовь божью», представляющая собой платиновый череп, инкрустированный бриллиантами, считается самым дорогим произведением искусства, приобретенным за 100 миллионов долларов. Херст, который позиционирует себя как хард-кор атеиста, в своих работах работает только с одной темой — смертью. И изображает святыни новой религии – каковой, по его мнению, является наука. И именно то, что самый дорогой художник мира работает с темой смерти, весьма символично. Смерть и деньги — не найти лучших символов капитализма и примера символического обмена. Полотна, инсталляции Херста, инкрустированные бриллиантами и просто разноцветные черепа — все это посвящено теме смерти, и все это без излишнего преувеличения можно назвать современными священными мощами. А современные галереи вполне сойдут за храмы поклонения «священным» мощам. Куда стекаются все новые и новые паломники.


Тема же смерти остается популярной еще по той причине, что она эстетизируется в поп-культуре в ярких образах и цветах. В противоположность традиционным черным тонам. В свою очередь, смерть изгоняется из самой себя, и этот процесс можно трактовать двояко:


1. Как десакрализацию смерти, которая не вытесняется на периферию логоса, а наоборот, интегрируется внутрь него. Так же как и священные мощи, модные фетиши смерти лишаются контекста смерти как смерти и превращаются в фетиши как объекты подобия религиозной веры в вечную жизнь, основанной на культе потребления.


2. Как разоблачение смерти как конца всего. Смерть предстает как один из этапов жизни здесь, и используется как переход в будущую жизнь.


Светский культ смерти по большому счету практически не отличается от христианского религиозного культа. В основе и того, и другого – единое мифологическое мышление и единое коллективное подсознательное, проявления которого обретаются в различных аспектах на уровне религиозной и поп-культур. Которые местами практически слились в единое целое.


Из всего вышесказанного, очевидно, что образ Иисуса в современном искусстве будет неоднократно изменяться, подобно тому, как изменялись сюжеты древних мифологий. И современное искусство, став неотъемлемой частью современной поп-культуры, создаст совершенно нового персонажа, завершив очередную метаморфозу облика Иисуса да и вообще идеи умирающего и воскресающего бога. Образ которого воплотил в себе метаморфозу исканий новой альтернативы существующим древним религиям. Вместе с тем, сегодня в такой альтернативе нет никакой надобности, так как развитое человечество, свободное от фундаментализма, вполне может отказаться от антропоморфной идеи божества и прийти к отказу от какого-либо бога. И осознанию того, что вселенная более велика, совершенна и необъяснима, нежели может сказать по этому поводу какая-либо религия и даже наука.

Николай Загорский

CHASKOR.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе