Исследование "Религия и общество"

Институт общественного проектирования,
отдел социологии,
Москва, 2005 г.

Первые массовые исследования религиозности в России начались в конце 80-х годов XX века. До этого подобные опросы не проводились по идеологическим соображениям, т.к. Советская власть подозревала, что количество верующих может превысить уровень, допустимый в атеистическом обществе (каковым тогда считался "советский народ"). Вместе с тем, в точном определении нуждались сами понятия отношения человека к вопросам веры.

Часть 1. Отношение к религии

Институт общественного проектирования,
отдел социологии,
Москва, 2005 г.

Первые массовые исследования религиозности в России начались в конце 80-х годов XX века. До этого подобные опросы не проводились по идеологическим соображениям, т.к. Советская власть подозревала, что количество верующих может превысить уровень, допустимый в атеистическом обществе (каковым тогда считался "советский народ"). Вместе с тем, в точном определении нуждались сами понятия отношения человека к вопросам веры.

Отношение общества к религии в социологии всегда измерялось достаточно внятными шкалами, но сами эти шкалы были сконструированы по различным основаниям. Так, например, часто используются шкалы с вопросами "Считаете ли Вы себя верующим человеком?", "Верите ли Вы в Бога?", "Какую религию Вы исповедаете?" и т.д. Поскольку отношение к подобным вопросам носит сугубо личный характер, то и интерпретация получаемых результатов могла быть неоднозначной.

Отдельно меряется уровень религиозности, где на одном полюсе находятся люди воцерковленные, регулярно посещающие религиозные службы и соблюдающие догматические основы вероучения, на другом – не посещающие религиозных служб вообще, а также атеисты. Как показывают опросы общественного мнения, это понятия существенно различаются – к примеру, среди тех, кто сегодня не посещает религиозные службы, 42 % называют себя исповедующими религию и 48 % говорят, что верят в Бога (данные ИнОП). В целом, последние полученные масштабные данные среди всего населения старше 18 лет, по отношению к вере имеют следующие значения:

"Какую религию Вы исповедуете?"

Варианты ответов

%

Респонденты

Православие

61,9

9 411

Не исповедую никакого вероучения, я атеист

15,1

2 301

В Бога верю, но не исповедую конкретного учения

14,0

2 123

Ислам

6,7

1 016

Другое

1,2

188

Отказ

1,1

161

Всего

100,0

15 200

Несмотря на значительный вес считающих себя православными следует понимать, что это самоопределение лежит скорее в области исторической и этнокультурной, нежели религиозной. В сознании большинства людей православие не связано с догматическим вероучением, которое предполагает в человеке активное церковное поведение.{mospagebreak}

Часть 2. Количество воцерковленных

Институт общественного проектирования,
отдел социологии,
Москва, 2005 г.

Религиозная практика практически отсутствовала у подавляющего большинства населения в период до начала 90-х годов. В церковь ходили, в основном, люди пожилые, которые уже закончили активную социальную жизнь и могли не опасаться за свое положение в обществе. При этом люди, которые не вели жизнь активных верующих, тем не менее, могли считать себя православными по традиции.

Сегодня также человек может искренне считать себя православным или просто верующим, но при этом не посещать церковные службы и не соблюдать основы вероучения. Следует отметить, что такое отношение к религии сегодня характерно не только для базовой религии населения – православия, но и для поведения людей, принадлежащих к исламу (измерить активность поведения представителей других конфессий не позволяет объем их выборки в массиве данных). При этом степень религиозной активности в среднем по стране выражена в следующих данных:

"Как часто Вы посещаете религиозные службы?"

Варианты ответов

%

Респонденты

Раз в месяц и чаще

8,3

1 251

Несколько раз в год

20,8

3 166

Раз в год и реже

21,3

3 245

Не посещаю религиозных служб

45,9

6 971

Затрудняюсь ответить

2,4

366

Отказ от ответа

1,3

201

Всего

100

15 200

Таким образом, если брать первые четыре строки (содержательные ответы), мы получаем пирамиду из 4-х групп респондентов по степени религиозности или отсутствия таковой (см. схему 1). Вершина пирамиды состоит из наиболее активных в религиозном отношении людей, основание – это те, кто вообще не посещает религиозных служб (45.9 %).

Следует участь, что среди тех кто посещают службы несколько раз в год (20.8 %) находятся не только такие люди, которые не испытывают потребности к более частым посещениям, но и те, кто не может делать это часто (около 30 % из них – жители поселков и деревень, где может не быть действующих храмов).

Верхнюю группу (8.3 %) мы можем определить как группу воцерковленных людей. Характерно, что эта группа обнаруживает явные тенденции к росту, что показывает гистограмма, где количество активно религиозных людей (посещают храм раз в месяц и чаще) в октябре 1992 года составляло 4 %, а в августе 2000 – уже 6 % (данные ФОМ) (см. схему 2).

Таким образом, получается следующая динамика роста числа воцерковленных:

4 % (1992) —> 6 % (2000) —> 8 % (2005)

Таким образом, объем этой группы за исследуемый период увеличился в два раза. Валидность данных подтверждают показатели количества верующих, совершающих таинство причастия. В 1992 году те, кто совершает причастие несколько раз в год, просто не попали в случайную выборку, хотя респондентов, причащающихся один – два раза в год уже тогда было зафиксировано 7 %. В 2000 году регулярно причащающихся насчитывалось уже 4 %, а совершающих причастие один – два раза в год – 8 %. Соответственно, в 2005 году эти цифры стали еще выше. Если сложить всех причащающихся чаще одного раза в год, динамика будет следующей:

7 % (1992) —> 12 % (2000) —> 18 % (2005)

При этом количество посещающих церковные службы несколько раз в год и чаще на сегодняшний день составляет порядка 29 %:

"Как часто Вы посещаете религиозные службы?"

Варианты ответов

%

Респонденты

Раз в месяц и чаще

8,3

1 251

Несколько раз в год

20,8

3 166

Соответственно, две трети из них (18 % от 29 % составляет 62 %) причащаются чаще, чем раз в год, что является признаком воцерковленности (см. схему 3).

Таким образом, исследования, проводимые с начала 90-х годов, дают устойчивую динамику рост числа воцерковленных людей, причем происходит это на фоне общего увеличения числа верующих. Если рассматривать этот вопрос в разрезе конфессий, то выборка опроса позволяет оперировать только с православием и исламом:

Как часто посещают религиозные службы

Конфессия

Раз в месяц и чаще

Несколько раз в год и реже

Раз в год и реже

Не посещают

Православие

11 %

29 %

27 %

31 %

Ислам

12 %

14 %

14 %

50 %

Вместе с тем, в данном материале мы будем рассматривать социальные группы без деления на конфессии, чтобы оценить общие тенденции общества в отношении к религии.

Если проследить динамику людей, отвечающих на вопрос об отношении к вере, то за последние пятнадцать лет данные выглядят следующим образом:

1991

1997

1999

2001

2005

Православные

34

50

55

57

62

Атеисты ("верующим себя не считаю")

40

36

31

30

29

Прочие вероисповедания

10

8

9

8

8

Затруднились ответить

16

6

5

5

1

Количество людей, считающих себя православными (при том, что в догматическом понимании они таковыми могут и не быть) увеличилось почти в два раза. Наибольший прирост произошел в период с 1991 по 1997 год (16 %), далее число православных увеличивалось примерно на 5-7 % каждые пять лет. По-видимому, можно ожидать, что объем людей, причисляющих себя к православию может достигнуть 70-75 % к 2015–2020 гг.

Количество неверующих, напротив, за этот же период сократилось с 40 % до 29 %, т.е. на 11 %, что существенно меньше, чем прирост православных, который во многом произошел за счет самоопределения тех, кто в 1991 году затруднялся определить свое отношение к религии.{mospagebreak}

Часть 3. Рост верующих и увеличение числа храмов

Институт общественного проектирования,
отдел социологии,
Москва, 2005 г.

Как видно из представленных в ч. 2 таблиц, православными себя считают 62 % опрошенных, но при этом регулярно ходят в храмы только 8.4 % населения, что, в пересчете на абсолютные значения составляет примерно 9.5 млн. человек.

Десять лет назад количество воцерковленных (согласно опросам общественного мнения) составляло примерно 6 % или чуть менее 7 млн. человек. В самом начале 90-х количество церковных прихожан находилось на уровне 4 %, что составляет примерно 5 млн. человек.

Таким образом, за пятнадцать лет количество церковных верующих в стране увеличилось на6–7 млн. человек. Не подвергая сомнению духовные корни этого явления, стоит взглянуть на него с социальной точки зрения.

Сегодня в России (по данным РПЦ на конец 2004 года) 12 638 действующих приходов. Каждый приход имеет "пропускную мощность" верующих, как правило, не превышающую 500 – 1 000 прихожан (не единовременно, а при периодическом посещении в течение определенного периода). Это зависит от размера, местоположения храма и от того, каким количеством населения он окружен в радиусе доступности. Операция умножения количества храмов в стране на среднюю численность прихожан как раз и дают общую цифру воцерковленных порядка 9–10 млн. человек. Эти же данные были получены в ходе опросов населения в 2004– 2005 гг.

Вместе с тем, десять лет назад в России было около 8 000 действующих храмов и, соответственно, число прихожан по определению составляло не более 7 млн. человек или те самые 6 %, которые давали социологические опросы. Еще ранее, в конце 80-х, начале 90-х в стране насчитывалось немногим более 600 храмов, которые окормляли около 5 млн. человек (4 % по результатам опросов).

Таким образом, в течение последних 15 лет можно наблюдать прямую зависимость между увеличением числа храмов и увеличением числа церковных верующих.

Экстраполируя эту тенденцию в будущее, можно предположить необходимое число храмов для окормления растущего числа церковных верующих.

При росте таковых на протяжении последующих 15–20 лет количество воцерковленных может достигнуть объема в 30-35 % от взрослого населения страны, учитывая, что православными себя считают около двух третей от всего населения (62 %). Произойти это может при условии, что общее количество храмов в стране за этот же период должно вырасти с сегодняшних 12 638 до 45 000 – 50 000, т.е. как минимум в три раза (примерно такие же соотношения, но порядками ниже, существует и в отечественном исламе).

Причем, строить храмы необходимо не всегда на месте ранее бывших, т.к. за последние 100 лет распределение плотности населения кардинальным образом изменилось, поэтому воздвижение храмов должно проходить при строгом расчете объемов населения, как это делается при разработке любой социальной инфраструктуры.{mospagebreak}

Часть 4. Религия и демографические параметры

Институт общественного проектирования,
отдел социологии,
Москва, 2005 г.

Результаты исследования показывают, что среди верующих по традиции больше женщин, которые в 1-й группе (помещают службы "раз в месяц и чаще") составляют три четверти от всего объема. Напротив, среди тех, кто на службы не ходит, количеств мужчин превышает среднестатистические показатели соотношения мужчин и женщин по стране.

 

 

 

Как часто посещают религиозные службы

Пол

Раз в месяц и чаще

Несколько раз в год и реже

Раз в год и реже

Не посещают

Мужчины

25.5 %

28.8 %

41.6 %

58.2 %

Женщины

74.5 %

71.2 %

58.4 %

41.8 %

Вместе с тем, по статистике 70-х годов, соотношение верующих мужчин и женщина было 2 : 8, так что происходит некоторое выравнивание по этому показателю (1 : 3).

Среди церковных верующих (1-я группа) зафиксирован самый высокий средний возраст – почти 49 лет. Вместе с тем, следует отметить, что еще пятнадцать лет назад средний возраст верующего в стране составлял более 60 лет. Из таблицы видно, как соотносится возраст с посещением служб в группах – традиционно интенсивность посещений увеличивается с возрастом.

Как часто посещают религиозные службы

Раз в месяц и чаще

Несколько раз в год и реже

Раз в год и реже

Не посещают

Средний возраст (лет)

48.7

44.6

40.0

27.7

Фактор образования практически не влияет на религиозное поведение. Во всех группах отличия в структуре образования не существенные и нельзя сказать, что прослеживается какая-либо зависимость между образованием и религиозностью респондентов:

Как часто посещают религиозные службы (%)

Образование

Раз в месяц и чаще

Несколько раз в год и реже

Раз в год и реже

Не посещают

Среднее и ниже

46

38

36

42

Среднее специальное

38

42

44

40

Высшее

16

20

20

18

>{mospagebreak}

Часть 5. Работа и социальный статус

Институт общественного проектирования,
отдел социологии,
Москва, 2005 г.

Анализ различий между группами по социальному статусу также не выявил существенных различий. Хотя в 1-й группе меньше, чем в других, работающих респондентов, по своему положению в трудовых отношениях все группы практически не различаются:

 

 

 

 

 

Как часто посещают религиозные службы (%)

Социальный статус

Раз в месяц и чаще

Несколько раз в год и реже

Раз в год и реже

Не посещают

Не работают

56

45

40

44

Работают

44

55

60

56

Из числа работающих:

Руководители

9

9

11

9

Специалисты

24

28

23

20

Служащие

7

8

7

6

Квалифицир. рабочие

35

32

38

39

Неквалифиц. рабочие

15

13

12

14

Сельские работники

3

3

4

6

Меньшее число работающих в 1-й группе обусловлено более старшим средним возрастом, в остальном же респонденты этой группы практически не отличаются от остальных. Таким образом, можно утверждать, что воцерковленные верующие не являются, вопреки сложившемуся представлению, представителями неймущих слоев населения с низким социальным статусом.

Отношение к работе и профессиональная востребованность также не является фактором, влияющим на различия в рассматриваемых группах, хотя некоторые аспекты трудовой мотивации заслуживают внимания:

Как часто посещают религиозные службы (%)

Как быстро могут найти работу?

Раз в месяц и чаще

Несколько раз в год и реже

Раз в год и реже

Не посещают

У меня есть много предложений

4

3

3

2

Легко найду работу

27

25

25

27

Поиск займет некоторое время

36

41

41

38

Буду долго искать

19

19

20

20

Не надеюсь найти работу

11

10

8

9

Без учета тех, кто "затруднился ответить"

Таким образом, профессиональная востребованность не зависит от отношений человека к вере, что лишний раз может служить свидетельством отсутствия трудовой дискриминации по этому основанию. При этом мотивация труда имеет определенные различия в группах:

Как часто посещают религиозные службы (%)

Отношение к работе

Раз в месяц и чаще

Несколько раз в год и реже

Раз в год и реже

Не посещают

Главное – хороший заработок

28

30

31

35

Работа позволяет реализовать способности

17

18

14

12

Таким образом, чем ближе человек находится к церкви, тем реже он аргументирует свое отношение к работе меркантильными соображениями.{mospagebreak}

Часть 6. Семья

Институт общественного проектирования,
отдел социологии,
Москва, 2005 г.

 

 

 

 

Семейное положение в группах выглядит следующим образом:

Как часто посещают религиозные службы (%)

Семейное положение

Раз в месяц и чаще

Несколько раз в год и реже

Раз в год и реже

Не посещают

В браке

49

54

56

56

Не в браке

14

13

18

20

Вдовые

25

18

11

10

Разведены

9

10

8

7

Гражданский брак

3

4

6

5

Церковный брак

29

15

12

11

В 1-й группе меньше всего респондентов, находящихся в браке, и больше вдовых. Это естественно, учитывая, что в этой группе больше пожилых людей, чем в остальных. С другой стороны, в этой группе меньше живущих гражданским браком и значительно больше тех, кто прошел через обряд церковного брака.

Отношение к репродуктивной функции семьи в группах также несколько различается:

Как часто посещают религиозные службы

Сколько детей должно быть в семье?

Раз в месяц и чаще

Несколькольк раз в год и реже

Раз в год и реже

Не посещают

Детей (в среднем):

2.7

2.4

2.5

2.4

Таким образом, воцерковленные семьи предполагают наличие в семье большего количества детей, нежели представители других групп. При этом материальное положение и обеспеченность в воцерковленных семьях ниже, чем в других группах и по наличию знаковых предметов длительного пользования и повседневных трат такие семьи уступают прочим:

Как часто посещают религиозные службы (%)

Предметы длительного пользования

Раз в месяц и чаще

Несколько раз в год и реже

Раз в год и реже

Не посещают

Сотовый телефон

35

44

46

38

Стиральная машина-автомат

30

34

34

30

Компьютер

12

18

19

18

Автомобиль

14

16

16

15

Печь СВЧ

14

16

16

15

Видеокамера

6

7

7

6


Как часто посещают религиозные службы

Раз в месяц и чаще

Несколько раз в год и реже

Раз в год и реже

Не посещают

Средний доход в семьях (руб.):

7080

7920

8320

7720

{mospagebreak}

Часть 7. Отношение к предпринимательству

Институт общественного проектирования,
отдел социологии,
Москва, 2005 г.

 

 

 

 

Развитие рыночных отношений в России привело к образованию довольно популярного мифа, согласно которому нравственные императивы человека обязательно вступают в противоречие с частным предпринимательством. Последнее зиждется, по преимуществу, на криминальном фундаменте и обязательно вступает в противоречие с совестью человека.

Отчасти это справедливо и законы стихийного капитализма далеки от совершенства, однако сама по себе предпринимательская активность не противоречит природе человека и верующий, как показывает проведенное исследование, не отсекает себя от области бизнеса по каким-либо догматическим соображениям.

Отношение к бизнесу среди различных групп респондентов выражено следующими данными:

Как часто посещают религиозные службы (%)

Отношение к частным предпринимателям

Раз в месяц и чаще

Несколько раз в год и реже

Раз в год и реже

Не посещают

Хорошее или скорее хорошее

73

80

85

79

Плохое или скорее плохое

20

14

10

15


Как часто посещают религиозные службы (%)

Отношение к крупным предпринимателям

Раз в месяц и чаще

Несколько раз в год и реже

Раз в год и реже

Не посещают

Хорошее или скорее хорошее

58

59

66

61

Плохое или скорее плохое

32

31

27

31

Как следует из таблиц, положительное отношение представители всех групп демонстрируют не только к малому и среднему бизнесу, но и к крупным предпринимателям, владельцам компаний и предприятий. Таким образом, можно утверждать, что религиозные люди не являются противниками рыночных отношений и поддерживают их развитие в стране наряду с остальным населением.

К тому же, отношение к бизнесу на личностном уровне также характеризуется положительным отношением, причем как в планах самих респондентов, так и в их пожеланиях новому поколению, что видно из следующих данных:

Как часто посещают религиозные службы (%)

Хотят, чтобы дети имели свой бизнес

Раз в месяц и чаще

Несколько раз в год и реже

Раз в год и реже

Не посещают

Да

60

64

70

67

Нет

40

36

30

34

{mospagebreak}

Часть 8. Религия и государство

Институт общественного проектирования,
отдел социологии,
Москва, 2005 г.

 

 

 

 

Роль государства в современной России оценивается в обществе по-разному, но, в основном, тенденция говорит о понимании различными социальными группами особой роли сильного государства в истории страны и в современной России. В этом ключе чувство зависимости от государства приобретает особый смысл, который следующим образом накладывается на религиозность человека:

Как часто посещают религиозные службы (%)

Чувствуют зависимость от государства

Раз в месяц и чаще

Несколько раз в год и реже

Раз в год и реже

Не посещают

В большой или некоторой степени

84

82

78

78

Зависимости не чувствуют

13

15

19

19

Без учета тех, кто затруднились ответить

Из таблицы видно, что религиозные люди сильнее чувствуют свою зависимость от государства, что, по всей видимости, является исторической традицией и частью менталитета российской религиозности.

Зависимость от государства выражается в изменении морального самочувствия, которое у людей религиозных в большей степени связано с положением дел в стране, чем у других групп, о чем говорят следующие данные:

Как часто посещают религиозные службы

Зависимость морального состояния от положения дел в государстве (%)

Раз в месяц и чаще

Несколько раз в год и реже

Раз в год и реже

Не посещают

Зависит

66

64

56

56

Не зависит

31

33

42

41

Без учета тех, кто затруднились ответить

Сюда же можно отнести отношение к характеру государственной власти, которую давали люди разного отношения к религии. Существенных различий в этом отношении не обнаружено, о чем говорят следующие данные:

Как часто посещают религиозные службы (%)

Характер государственной власти

Раз в месяц и чаще

Несколько раз в год и реже

Раз в год и реже

Не посещают

Обеспечивающий порядок в стране

77

80

79

77

Обеспечивающий свободу гражданам

16

14

16

17

Без учета тех, кто затруднились ответить

Также не выявлено различий в отношении к будущему российского государства. В этом вопросе представители всех групп демонстрируют сдержанный оптимизм, который практически не зависит от степени религиозности:

Как часто посещают религиозные службы (%)

Государство в ближайшее время будет:

Раз в месяц и чаще

Несколько раз в год и реже

Раз в год и реже

Не посещают

Сильнее

26

29

31

28

Останется таким же

42

43

43

42

Слабее

20

18

18

19

Без учета тех, кто затруднились ответить

{mospagebreak}

Часть 9. Мировоззрение и вера

Институт общественного проектирования,
отдел социологии,
Москва, 2005 г.

 

 

 

В качестве индикаторов мировоззрения были взяты человеческие качества как основные жизненные ценности. При этом были обнаружены определенные различия в отношении к этим ценностям в различных группах респондентов. Условно весь набор ценностей можно разделись на три группы:

1 группа. Возрастание признака

Как часто посещают религиозные службы (%)

Ценности

Раз в месяц и чаще

Несколько раз в год и реже

Раз в год и реже

Не посещают

Интеллект

20

26

28

27

Воля, энергия

16

18

20

21

Уверенность в себе

13

16

19

22

Независимость

9

11

12

14

Чувство юмора

3

7

8

9


2 группа. Снижение признака

Как часто посещают религиозные службы (%)

Ценности

Раз в месяц и чаще

Несколько раз в год и реже

Раз в год и реже

Не посещают

Трудолюбие

45

44

42

43

Доброта, милосердие

46

41

35

29

Терпимость

21

17

16

15

Боголюбие

11

3

2

1


3 группа. Стабильность признака

Как часто посещают религиозные службы (%)

Ценности

Раз в месяц и чаще

Несколько раз в год и реже

Раз в год и реже

Не посещают

Порядочность

29

32

30

30

Чуткость, отзывчивость

10

10

9

9

Таким образом, значение тех качеств, которые говорят о социальной активности и самоутверждении возрастают по мере снижения религиозности. Напротив, ценность качеств, которые направлены "во вне" человека, на окружающих возрастает по мере увеличения религиозности. Наконец, два качества являются универсальными, одинаково присущими всем группам респондентов – это "порядочность" и "чуткость, отзывчивость". Причем по своим содержательным свойствам эти ценности в большей степени лежат в области нравственности, нежели чистой социализации.{mospagebreak}

Заключение

Институт общественного проектирования,
отдел социологии,
Москва, 2005 г.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы:

 

 

 

 

  • Во-первых, количество верующих в стране постоянно растет и при этом увеличивается также количество воцерковленных людей. Эта тенденция наблюдается последние пятнадцать лет. Можно предположить, что этот процесс будет продолжаться в такой же динамике еще около 15–20 лет, после чего количество верующих стабилизируется, где-то на отметке 75 %, после чего будет расти только число воцерковленных, которое ориентировочно может составить порядка 30 -40 %.

  • Во-вторых, анализ данных показал, что воцерковленные люди по социальному составу приближаются к средним значениям общества в целом и не являются больше группой исключительно пожилых и малообеспеченных людей, как это было еще 15–20 лет назад.

  • В-третьих, воцерковленные люди не менее успешно, чем другие группы проходят процесс адаптации в новых условиях современной жизни, позитивно относятся к рыночной экономике, поддерживая при этом укрепление российской государственности. Вместе с тем, эта группа является носителем своей системы нравственных ценностей, в некоторых аспектах отличающейся от ценностей, выражаемых неверующими людьми.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе