Истерика как способ достучаться

В блогосфере много пишут о недавнем скандале, случившемся в Санкт-Петербургском государственном университете, где атеистически настроенные студенты устроили перформанс и сорвали конференцию «Религия в современной системе международных отношений». Мнения, естественно, разделились: православные христиане сочли поступок студентов хулиганской выходкой, а недоброжелатели Церкви, напротив, бурно приветствовали студенческую инициативу, увидев в ней борьбу за гражданское общество, за права и свободы, против обскурантизма и тоталитаризма, и так далее, и тому подобное.

Мне кажется, ситуация гораздо сложнее. Чисто по-человечески действия студентов отвратительны: вломились на конференцию, куда их, кстати, никто насильно не сгонял, вырядились в чертей, проституток, содомитов и вообще вели себя на уровне младшей группы детского сада. Чтобы возмутиться этим, вовсе не обязательно быть верующим.  

Но если ограничиться таким подходом, то получается, что дело только в личностях этих ребят. Ну, попались вот такие придурки, испортили воздух, их вывели вон — и всё прекрасно, проблемы нет. А мне кажется — проблема есть.

Вообще, всегда надо разбираться в мотивации людей, совершающих идиотские поступки. Не для того, чтобы тем самым их поступки оправдать, а чтобы понять тех, с кем нам приходится жить на одной планете.

А как, кстати, понять? Какие вообще могут быть методы такого понимания? Тут частично помогает внимательное чтение всех комментариев от сторонников акции. Естественно, разные люди могут сделать из такого чтения разные выводы, и я не претендую на абсолютную объективность. Всё нижеследующее — это лишь моя интерпретация.

Так вот, первое, что бросается в глаза — это их завороженность мифом о железной поступи клерикализма, о наползающей Ночи готовой взвиться кострами. Это психологически приятный миф. Есть в нём своя эстетика — гордое противостояние надвигающемуся Абсолютному Злу, ощущение своего превосходства над конформистскими массами, готовыми прогнуться и лизать. Ребята-атеисты, кстати, в этом вовсе не уникальны. В их возрасте у меня примерно те же чувства были по отношению к советской власти, и впоследствии я это переживание выразил в стихах:


О, это время ясности кристальной!
За трёшку — водка. Непрерывен — стаж.
В шеренге бесов — Гитлер, Мао, Сталин
И "лично дорогой товарищ наш",
И Комитет Бесшумных Операций,
Сосредоточье мирового зла,
Подобие бесовского козла.
И мы с ним даже собирались драться.
Что ж, в нашем арсенале — ого-го!
Мы может правой в челюсть, в зуб ногой,
А можем и цитатой из «Гулага»!
...Но утекло сквозь пальцы время то,
И мечется меж тьмой и пустотой
Мой сверстник, вечный школьник и салага.

А можно и другой пример привести — отношение многих православных людей к наступающему «новому мировому порядку», то есть когда люди автоматически отождествляют нынешние (прямо скажем, местами очень неприятные) тенденции с грядущим царством антихриста. Крайние проявления этого — страх ИНН, штрих-кодов, новых паспортов, но и без такого экстрима полным-полно гордого одинокого морального противостояния надвигающейся тьме. Я, кстати, вовсе не иронизирую и не осуждаю. В данном случае важно, что на эмоциональном уровне это примерно те же чувства, что и студентов, озабоченных засильем клерикализма, и у диссиденствующих интеллигентов тридцатилетней давности.

Но вот ведь какая деталь — такие настроения характерны для людей, которым хоть и не нравится окружающая действительность, однако они вполне комфортно в ней существуют, ничто реальное им не угрожает — во всяком случае, пока они не начинают бороться всерьёз. Когда мне было двадцать лет, я ненавидел советскую власть, но ничем реальным она мне не угрожала: я мог общаться с друзьями, рассказывать политические анекдоты, читать «самиздат», петь под гитару запрещённого Галича, и максимум, что мне могло грозить —исключение из института. Не тюрьма, не расстрел — в отличие от реалий сталинской эпохи. Нынешние борцы с «мировой закулисой», с «железной поступью глобализма» и проч. — тоже в относительной безопасности. Не голодают, не мёрзнут, пользуются всеми плодами безбожного секулярного Запада — компьютерами, мобильниками, лекарствами. Точно так же и студенты-атеисты: пока они явно не нарушают закон, их никто не тронет.

Понимают ли они это сами? В одном из обсуждений прозвучал очень характерный, на мой взгляд, комментарий. Отвечая на вопрос, отчего же своей целью героические студенты избрали именно православную конференцию, а не исламскую, человек ответил: во-первых, действительно навалять могут, а во-вторых, нехорошо это — обижать мусульман, ведь в России они несчастное, угнетённое и беззащитное меньшинство. То есть сначала — что называется, «оговорка по Фрейду», и тут же — стремление красиво отмазаться, идейно залакировать вполне реальный страх.

Вообще, несмотря на совершеннолетний возраст участников акции, есть во всей их борьбе с клерикализмом что-то от игры. Какое-то натягивание масок бескомпромиссных борцов, героев Сопротивления. Я не только непосредственно питерский перформанс имею в виду, но и сам стиль их присутствия в сети. Каждый — помесь Че Гевары с Джордано Бруно, а избыток воображения с лёгкостью покрывает отсутствие костров.

Надо ли с таким умонастроением как-то специально бороться? Сложный вопрос. Конечно, у большинства оно само проходит с возрастом, у меньшинства, однако же, остаётся на всю жизнь. И уж понятно, что никакие ссылки на умные статьи тут не помогут. Если человеку хочется играть в героя, ему не интересно разбираться по существу.

Впрочем, наверняка среди и этих студентов, и среди им сочувствующих есть люди, которым действительно хочется во всём дойти до самой сути, которые озабочены угрозой клерикализма из вполне взрослых соображений. Вот с ними бы и вступить в диалог…

Но вот тут-то и выявляется главная проблема. Много ли у нас, то есть в церковной среде, найдётся достойных собеседников для этой молодёжи? Напомню, что речь идёт не о проповеди среди молодёжи православной и не о миссии среди светской, но «находящейся в духовном поиске». Способны ли наши замечательные миссионеры, на чьи лекции собираются полные залы (и количество которых во всей нашей Церкви исчисляется пальцами на обеих руках) разговаривать с теми, для кого мы — безусловные враги? Причём разговаривать спокойно, доброжелательно, обстоятельно, не забалтывая острые вопросы и не переходя на личности? Не оттого ли и случилась питерская истерика, что ребята интуитивно ощутили своё, так сказать, «общенческое» одиночество? Вообще, истерика — это, как правило, способ обратить на себя внимание.

Что ж, действительно, обратили. И какой же ответ последует с нашей стороны? Самое худшее, что может случиться — это волна возмущения, крики об оскорблении религиозных чувств и призыв применить 282-ю статью. Случись такое — и юные атеисты мгновенно получают ореол мучеников, изгнанных правды ради, и ряды их сторонников разрастаются неимоверно. Самое же лучшее — это предложить им спокойную дискуссию по существу. Пусть они выскажут все свои претензии, обиды, опасения, а мы им ответим честно. Откажутся — не наша вина, мы ведь всерьёз предлагали. Зато они, избегая диалога, лишь продемонстрируют всем свою несостоятельность. «Слив засчитан» — так это выглядело бы в глазах многих их сверстников.

Но, к сожалению, самое вероятное — это вообще отсутствие какой-либо нашей реакции. Пошумели и успокоились. Скоро что-нибудь новенькое случится и оттянет на себя внимание. А проблема останется.

источник


«Вылечим православие головного мозга!

Русская православная церковь, знаменитая продолжительными попытками введения религиозного воспитания в младших учебных заведениях, проводит сегодня уже и на факультете международных отношений мероприятие, которое оскорбляет науку в целом и наш университет в частности.

Постоянное падение качества и уровня образования, практическое отсутствие ведущейся научной работы усугубляется на нашем факультете с недавних пор еще и клерикализацией дисциплин. Секуляризация общества и отделение церкви от государства, последовательно осуществлявшиеся с эпохи Просвещения и шедшие параллельно с развитием научного знания и формированием демократического общества во всей Европе, включая Россию, наталкивается сегодня на ультрареакционные меры со стороны института церкви, вновь стремящегося срастись с институтом государства. Когда господствующая державная идеология беззастенчиво позиционирует откровенно протофашистские молодежные формирования как борющиеся с ксенофобией, в университете, на территории которого даже до революции студенчество противилось постройке церквей, религия рассматривается как источник миротворческой деятельности, тогда как она является всегда и прежде всего источником деятельности мифотворческой. И в этом своем качестве она является препятствием на пути освобождения человеческого разума и средством идеологического диктата, провоцирующим конфликты – в том числе на уровне международных отношений – непосредственно.

Мы, взявшие на себя роль субъекта действия в интересах студенчества, не можем не отреагировать на подобный шабаш в стенах университета и отвечаем карнавальным анти-шабашем. Вылечим православие головного мозга!»


 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе