Мирские вопросы

Государство в условиях кризиса пытается избавиться от необходимости бюджетного финансирования религиозных объектов недвижимости. Подготовленный Минэкономразвития России законопроект возложит эту обязанность на религиозные конфессии — возможных новых собственников этих объектов.

Министерство, возглавляемое Эльвирой Набиуллиной, подготовило проект федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Законопроект предлагает передать официально зарегистрированным на территории России религиозным конфессиям в собственность имущество, находящееся сейчас в их безвозмездном бессрочном пользовании. К таким объектам относятся как культовые здания и сооружения с земельными участками, так и движимое имущество. При этом передаваемое имущество может иметь значительную культурно-историческую ценность, однако право распоряжения особо ценными объектами (такими как храм Василия Блаженного или храмовый ансамбль Московского Кремля) государство оставляет за собой. Всего таких, наиболее значимых объектов насчитывается порядка 20.


  Стоит отметить, что законопроект готовился три года. Причем еще в прошлом году тогда первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву было поручено лично курировать этот вопрос. Но сроки представления законопроекта постоянно откладывались, и сейчас известно, что его рассмотрение запланировано на середину марта текущего года.

  История законотворчества По вопросу использования объектов культурного наследия религиозными организациями на федеральном уровне уже издавались подзаконные нормативные правовые и организационно-распорядительные акты. А началось все с распоряжения президента России от 23 апреля 1993 года №281-рп «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества». Совету министров — тогдашнему аналогу правительства — было предписано «осуществить поэтапную передачу в собственность или пользование религиозным организациям культовых зданий, строений и прилегающих к ним территорий и иного имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, для использования в религиозных, учебных, благотворительных и других уставных целях, связанных с деятельностью конфессий». При этом, в соответствии с данным распоряжением, следовало по возможности учитывать интересы культуры и науки, имея в виду как обеспечение сохранности памятников культуры, так и свободного доступа к ним всех граждан.

  В настоящее же время действует «Положение о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения», утвержденное постановлением правительства России от 30 июня 2001 года №490. В соответствии с этим Положением определяется порядок передачи религиозным организациям в собственность либо пользование находящегося в федеральной собственности движимого и недвижимого имущества религиозного назначения. Причем перечень этих объектов достаточно широк. Так, в Положении указывается, что передаче могут подлежать здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками, в том числе монастырские и иные культовые комплексы, построенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, а также профессионального религиозного образования. К движимому имуществу религиозного назначения Положение относит предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений или предметы, предназначенные для богослужебных и иных религиозных целей. 

  При этом в Положении имеется существенная оговорка: «Имущество религиозного назначения, которое в соответствии с законодательством России не подлежит отчуждению из федеральной собственности, может быть передано религиозной организации в безвозмездное пользование на определенный срок или на период существования этой организации для использования его в функциональных целях». Если перевести эту фразу с чиновничьего языка на общедоступный русский, то получится, что фактически конфессии (пока они являются официально зарегистрированными) имеют право на бессрочное пользование объектами исторического наследия.

  Передача религиозным организациям недвижимого имущества религиозного назначения, отнесенного к памятникам истории и культуры федерального (общероссийского) значения, осуществляется Министерством имущественных отношений России по согласованию с Министерством культуры. Недвижимое имущество, отнесенное к памятникам истории и культуры местного значения, а также включенное в список так называемых вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, передается после согласования Минимущества с государственными органами охраны памятников истории и культуры субъектов Российской Федерации.

  Основной проблемой использования объектов культового назначения является оформление прав религиозных организаций на передаваемое в их пользование имущество памятников истории и культуры федерального значения.

  В качестве примера можно рассмотреть ситуацию в Москве и Московской области. До 2002 года при передаче объектов культурного наследия культового назначения религиозным организациям эти объекты Минимуществом Московской области передавались на баланс государственному учреждению «Московская областная дирекция по использованию недвижимых памятников истории и культуры» и закреплялись за ней на праве оперативного управления. Минимущество МО по согласованию с Дирекцией МО заключало с религиозной организацией договор безвозмездного пользования, который являлся основанием для государственной регистрации прав религиозной организации на объекты недвижимости и земельный участок, предоставляемые этой организации в пользование.

  Однако после передачи в 2002 году полномочий по управлению федеральным имуществом территориальному управлению Минимущества России по Московской области положение с передачей указанного имущества изменилось кардинальным образом. Территориальное управление приостановило передачу культовых зданий на баланс Дирекции МО на том основании, что она является областной организацией и не имеет права принимать на баланс объекты недвижимости федеральной собственности. А заключать договоры безвозмездного пользования без балансодержателя объекта недвижимости невозможно. 

  Таким образом, за последнее время территориальным управлением Минимущества России по Московской области не было принято ни одного решения о передаче имущества религиозным организациям, хотя в рассмотрении находится более 300 заявок. Последняя такая передача произошла еще в 2001 году. Неоднократные обращения служителей церкви в областные и федеральные органы власти не привели к изменению сложившейся ситуации. Решению этой проблемы, в частности, и служит новый законопроект Минэкономразвития.

  Согласно проекту закона, для того чтобы получить имущество в собственность, религиозной организации необходимо обратиться в уполномоченный орган (скорее всего, им станет Росимущество) с заявкой, в которой она должна доказать свое право на получение имущества. Кроме того, законопроект обязывает религиозную организацию поддерживать имущество религиозного назначения в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, а также нести все расходы по его содержанию. При этом новый собственник не имеет права в течение десяти лет изменять назначение возвращенного имущества и передавать его третьим лицам. Особо отмечается, что передача зданий и сооружений религиозного назначения в собственность религиозных организаций должна проводиться только после решения о предоставлении расположенным в них предприятиям и учреждениям других помещений. Что касается особо ценных объектов — памятников и ансамблей, включенных в список всемирного наследия ЮНЕСКО, — то рассчитывать на их получение в собственность церковь не сможет. 

  Все упирается в финансирование И хотя законопроект готовился на протяжении трех лет с привлечением к его разработке представителей церкви, последние остались не слишком довольны итоговым вариантом. В частности, представители Русской православной церкви сетуют на то, что законопроект не предусматривает полной реституции, а, как сказано в пояснительной записке к документу, «речь идет о восстановлении исторической справедливости». Юрисконсульт Московской патриархии Ксения Чернега рассказывает, что реституция — это возврат собственнику незаконно изъятого имущества с выплатой компенсации в случае невозможности возврата. При этом изъятое имущество передается в собственность своего прежнего владельца. «В законопроекте, о котором мы с вами говорим, никаких подобных механизмов не заложено. Согласно законопроекту, имущество религиозного назначения безвозмездно передается в собственность или безвозмездное пользование религиозных организаций для использования в целях, определенных учредительными документами религиозных организаций», — передает слова Ксении Чернеги портал «Патриархия.ru».

 Кроме того, остается открытым вопрос с финансированием передаваемой собственности. «У религиозных организаций фактически не будет стимула к получению имущества религиозного назначения в собственность, поскольку законопроект не решает вопроса государственного финансирования реставрационных работ на объектах культурного наследия религиозного назначения, находящихся в собственности религиозных организаций. Из государственного бюджета финансируются лишь работы, осуществляемые на тех памятниках истории и культуры, которые находятся в безвозмездном пользовании религиозных организаций. К сожалению, законопроект не содержит норм, способных изменить эту ситуацию», — говорит Ксения Чернега. Она же отмечает, что по сравнению с действующим в ряде случаев нормы законопроекта действительно ухудшают положение религиозных организаций в имущественной сфере.

 Признают возможные проблемы с финансированием и представители других конфессий. В Федерации еврейских общин России хотя и заявили, что вопрос о передаче в собственность религиозным организациям имущества религиозного назначения является вопросом «не просто назревшим, а перезревшим», тоже во главу угла поставили денежные вопросы. Глава департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин отметил, что иудеи сталкиваются «с проблемой инвестирования в строительство или же в реставрацию общинных зданий, поскольку частные инвесторы и международные фонды очень часто дважды подумают, прежде чем передавать деньги общине, притом что непонятны права общины на пользование тех или иных помещений». «Такой закон важен в моральном плане, поскольку очень многие общины, по крайней мере, в развитых городах, все больше и больше ощущают собственную ответственность за развитие общинных институтов в своем городе, и передача из государственного кармана в карман общинный — это еще и передача большей ответственности за свое имущество, увеличение благосостояния своих общин», — заявил Борух Горин порталу «Интерфакс-Религия».

 «Я думаю, законопроект сыграет только положительную роль», — заявил первый зампред Духовного управления мусульман европейской части России Дамир Гизатуллин. «Единственное, что нам хотелось бы, — это чтобы государство в случае принятия такого закона не оставляло нас без поддержки в содержании зданий. Известно, например, что многие культовые сооружения долгие годы использовались не по назначению, необходимо производить их реставрацию», — отметил Дамир Гизатуллин.

 «Справедливый возврат собственности потребует пересмотра экономической политики церкви. В этом случае необходимо будет особое внимание уделить вопросу о поддержании православных приходов в регионах России. Например, на содержание, реконструкцию и ремонт храмов. В регионах у общин, как правило, отсутствуют необходимые материальные средства», — заявил пресс-секретарь Московской патриархии священник Владимир Вигилянский. Кроме того, священник отметил, что «государство в свое время отбирало собственность у церкви в хорошем состоянии, а иногда возвращает под видом зданий церкви руины или голые стены». «В данной ситуации было бы справедливо, если государство также примет материальное участие в реконструкции и ремонте после предполагаемого возврата собственности церкви. Это актуально в первую очередь для регионов», — считает Владимир Вигилянский.

 Собрать данные по общему количеству используемых конфессиями исторических памятников задача непростая. Однако, согласно сведениям, представленным органами управления имуществом и органами охраны памятников субъектов Российской Федерации по Центральному федеральному округу, на государственную охрану здесь поставлено более 1500 объектов культового назначения. Большая часть (свыше 85%) этих объектов используется по своему прямому назначению различными религиозными организациями. Опять же, согласно этим сведениям, религиозные организации «осуществляют реставрацию этих объектов и содержание их в удовлетворительном состоянии».

 Наибольшее количество памятников истории и культуры федерального значения используется в культовых целях в следующих регионах Центрального федерального округа: Московская область — 502 объекта недвижимости, Костромская область — 174 объекта, Ярославская область — 159 объектов и Владимирская область — 139 объектов недвижимости. 

  Всего же на сегодня в России действуют 234 мужских и 244 женских православных монастыря, 16 тыс. православных приходов и 4696 воскресных школ. Если говорить о других конфессиях, то, по различным данным, в России функционируют более 4 тыс. мечетей и около 70 синагог. В ведении же римско-католической церкви находится 220 приходов, правда, треть из них не имеет собственных храмовых зданий.

  Разумеется, не все они находятся на территории памятников истории и культуры, однако их содержание обходится недешево. Так, в 2006 году Роскультуре на проведение ремонтно-реставрационных работ памятников истории и культуры, являющихся объектами религиозного назначения, из федерального бюджета было выделено 1,12 млрд рублей. Конечно же, львиная доля расходов, что и неудивительно, приходится на Русскую православную церковь. В том же 2006 году по обращению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Госдумой было принято решение о выделении средств федерального бюджета на проведение ремонтно-реставрационных работ на более чем 300 объектах РПЦ.

  Всего же, по данным председателя комитета Госдумы России по делам религиозных объединений и общественных организаций Сергея Попова, в России ежегодно требуется более 10 млрд рублей на содержание и реставрацию религиозных объектов. По его словам, в 2007 году на содержание 300 объектов религиозного назначения было выделено 1,55 млрд рублей из бюджетных средств. В 2008—2010 годах на эти цели планировалось выделение более 2 млрд рублей.

  Рычаги ослабли  

  Одним из путей решения проблемы с финансированием могло бы стать коммерческое использование передаваемых культовых объектов — например, сдача части помещений в аренду. Учитывая, что законопроект не запрещает извлекать коммерческую выгоду от передаваемой собственности, а также то, что религиозные организации освобождены от налогообложения, вполне допустимым представляется переложение части федерального финансирования на новых собственников. Стоит отметить, что вариант коммерческого использования недвижимости уже рассматривается в качестве наиболее предпочтительного. В частности, сопредседатель Совета муфтиев России муфтий Нафигулла Аширов отметил, что не все переданное в собственность церкви имущество будет использоваться для религиозных нужд: «У общины будет так называемое вакуфное владение, которое будет сдаваться в аренду для содержания общины», — заявил он.

  В свою очередь, председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России раввин Зиновий Коган также утверждает, что его организация, получив право собственности, будет сдавать часть площадей в аренду. При этом раввин оговорился, что все полученные средства пойдут на социальные проекты, к примеру открытие столовых для малоимущих.

  Как отметил Владимир Вигилянский, церковная собственность находится в руках правящего архиерея, который стоит на страже этой собственности. «Например, патриарх Алексий II, являясь правящим архиереем Москвы, не позволял сдавать помещения и получать доход», — заявил пресс-секретарь Московской патриархии. Однако он же добавил, что изредка разрешалось сдавать прицерковные помещения «ради восстановления храма».

  Таким образом, мы подходим к вопросу, который сейчас обсуждается наиболее широко, — предлагаемый законопроект может создать в России одного из крупнейших негосударственных собственников недвижимости — Русскую православную церковь. По мнению некоторых аналитиков, по объемам собственности РПЦ будет уступать только РЖД и «Газпрому». Некоторые аналитики поспешили заявить, что на самом деле под благовидным предлогом скрывается очередной «передел» собственности. При этом высказывается мнение, что государство может потерять существующие рычаги давления на религиозные организации, поскольку после вступления закона в силу они сами будут являться собственниками своего имущества. Хочется надеяться, что эти предположения не окажутся пророческими и наша страна по-прежнему останется светским государством, а памятники культурно-исторического наследия по-прежнему будут доступны для посещения.

Дмитрий Бжезинский

Профиль
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе