Не можем без того быти?

Церковь взяла инициативу антиалкогольной кампании в свои руки

Первая антиалкогольная кампания в России XXI века началась. Вчера в агентстве РИА Новости состоялась пресс-конференция, посвященная неотложным мерам по защите от алкогольной угрозы, которые выработал прошедший на минувшей неделе XIII Всемирный русский народный собор. 


Что предлагается сделать? Наместник Сретенского монастыря в Москве архимандрит Тихон (Шевкунов) призвал полностью запретить продажу спиртных напитков в ларьках, ограничив розничную торговлю временем с 11 часов утра до 7 часов вечера. Исключение можно сделать лишь для кафе, ресторанов и баров. «В советское время на одну зарплату можно было купить 33 бутылки водки. Сегодня на среднюю зарплату в 15 тысяч рублей можно купить 300 бутылок дешевой водки. Сверхдоступность крепкого алкоголя порождает сверхсмертность, сравнимую с потерями на войне», – заявил архимандрит Тихон. Поэтому нужно постепенно, с опережением инфляции, повышать акцизы на алкоголь. Нужно признать пиво спиртным напитком, а коктейли и вовсе запретить. Нелегальных производителей – а они наполняют примерно половину российского рынка спиртных напитков – преследовать в уголовном порядке, за исключением тех, кто производит алкоголь «для личных целей». 

Архимандрит Тихон подробно остановился на суррогатном алкоголе: «В одной из центральных областей России несколько лет назад покупалось больше средства для очистки ковров, чем во всех среднеазиатских республиках вместе взятых!» Чтобы остановить массовое потребление одеколонов и настойки боярышника, предлагается парфюмерную продукцию выпускать в виде спреев, а содержание спирта в медицинских настойках ограничить 15%. В заключение архимандрит Тихон привел вопиющий факт. В российских тюрьмах смертность, вызванная потреблением алкоголя, в три раза ниже, чем на воле. Получается, что камера, ограничивая свободу доступа к алкоголю, спасает людей от спаивания! 

Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко рассказал, что суммарные экономические потери от алкоголизации населения можно оценить в 10% ВВП. «Наша первоочередная задача сейчас оторвать от бутылки молодежь, – заявил Онищенко. – Пусть меня обвинят в чем угодно, но от алкоголизации у нас страдает в первую очередь титульная нация. Русские принадлежат к северному типу потребления алкоголя – пьют больше крепких напитков, а не вина. Мы в этом смысле ближе к скандинавам. В Финляндии, кстати, сейчас действуют одни из самых жестких мер по борьбе с этим злом. Но ведь никто финнов не обвиняет в антидемократизме!» 

Архимандрит Тихон отметил, что в 1992 году правительство Егора Гайдара отменило госмонополию на алкоголь. Но уже в 1994 году правительство Виктора Черномырдина предприняло попытку «начавшуюся вакханалию» ограничить. «И даже в те нетрезвые годы запрет на продажу крепкого алкоголя в ларьках и на ввоз в страну спирта «Роял» дал снижение потребления алкоголя на 20%», – заявил священнослужитель. 

По словам главы Синодального отдела Московской Патриархии по взаимодействию Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, около трети приходящих на исповедь сегодня жалуются на пьющих родственников или сами каются в том, что не могут справиться с этим пороком. «Но мы победим, – уверен отец Всеволод. – Как мы победили рекламу пива на телевидении в дневное время, победили рекламу водки, почти победили игорный бизнес». 

«Водку на Руси пили не всегда, – подчеркнул руководитель Информационного отдела Московской Патриархии Владимир Легойда. – Часто приводят в пример слова князя Владимира: «Руси есть веселие пити – не можем без того быти». Но ведь он говорил это не о пьяных криках, которые сегодня раздаются у нас под окнами!» А главный санитарный врач Онищенко и вовсе усомнился в том, что святой равноапостольный князь Владимир мог сказать такую ересь. 

Павел Круг

Независимая газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе