Русский дух

 По данным социологов, российское секулярное сознание намного страшнее западного

Кризис западного христианства и преобладание секулярного сознания, носители которого не относят себя к какой-то определенной Церкви, являются в церковных кругах России наиболее известными характеристиками современной европейской цивилизации.

Наличие секуляризма в России признается журналистами и политологами скорее формально, чем осознанно, потому что понять, в чем заключается секуляризм довольно трудно, если государство тесно сотрудничает с Православной Церковью, а большинство населения выступает за "традиционные" ценности и в принципе поддерживает авторитет господствующей РПЦ МП. Религиозное сознание россиян так и остается пока неразгаданной загадкой – насквозь православное население не желает учить "Закон Божий", а лучшая часть народа – интеллигенция – скептически, как и до революции 1917 года, относится к церковным инициативам. При этом Церковь и интеллигенция продолжают обвинять друг друга в народных бедах.

Любое социологическое исследование, которое проводилось в российских регионах в постсоветский период, создавало противоречивое впечатление о том, что такое русская духовность и массовое русское религиозное сознание. Самое последнее подобное исследование "Религиозность в России в 90-е годы XX – начале XXI века", проведенное Д.Е. Фурманом и К. Каариайненом в 1991-2005 гг., говорит о резком увеличении влияния РПЦ МП по сравнению с серединой 1990-х годов. Если в 1996 году "очень хорошо" и "хорошо" к РПЦ МП относилось 88 % опрошенных, то к 2005 г. их количество увеличилось до 95 %. Кроме того, больше 80 % респондентов положительно относятся к созданию радио- и телепередач православной направленности. В 2005 году также 72 % населения поддерживает идею о том, что РПЦ МП должна обладать привилегиями, тогда как в 1996 году только 51 % был согласен с такими привилегиями. Число сторонников обязательного внедрения курса ОПК возросло к 2005 году до 24 % (в 1996 г. – 11 %). Вместе с тем, эта подавляющая "церковность" населения оказывается тесно связанной с антидемократическими настроениями. К примеру, если в 1996 г. с тем, что все религии должны обладать равными правами в России, согласились 70 % респондентов, то в 2005 г. это количество снизилось до 53 %, то есть почти на 20 %.

Однако "авторитет РПЦ МП" является общественно значимой идеей, которая воплощается порой гротескно и даже совсем безрелигиозно. Внутренне содержание тотальной "церковности" хорошо раскрывает представление населения о том, что такое "духовность". Такое исследование провел Фонд "Общественное мнение" (опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. Интервью по месту жительства 16-17 декабря 2006 г. 1500 респондентов). Прямо с "церковностью" (с верой в Бога, религией, Церковью) духовность ассоциируется только у 25 % респондентов. 21 % опрошенных считают, что духовность – это совокупность положительных моральных качеств человека. 8 % участников опроса полагают, что духовность – это, прежде всего, интеллектуальное богатство человека, его ум, кругозор, культура, воспитанность. 7 % - что это некие "душевная чистота, мир, гармония", 10 % полагают, что духовность это внутренний мир человека, "богатство души", а 5 %, что это стремление к самосовершенствованию. Безусловно, исходя из этих данных, нельзя сказать, что только 25 % россиян имеет представление об организованной религиозной жизни, а значит, по большей части относит себя к Православной Церкви. Православными скорее назовут себя все те, кто знает, что такое духовность – таких, согласно опросу ФОМа, 91 %.

Одним из уникальных выводов исследования Фонда "Общественное мнение" является то, что для "верующих" духовность сегодня выросла по сравнению с советским временем – так считает 46 % из тех, кто ассоциирует духовность с Церковью и верой в Бога, а для других групп респондентов духовность упала – так полагает 70 % представителей других групп. Причем, меньше всего духовности в современной России для тех 8 %, которые полагают, что духовность – это культура, интеллект, воспитанность. Среди них 11 % полагают, что духовность растет, а 73 % - что она сегодня упала. Парадокс заключается в том, что поддержка РПЦ МП и антидемократических тенденций среди населения вполне сочетается с признанием того, что тотальная "церковность" вредит "духовности" в форме культуры, воспитанности, обычной человеческой морали.

Парадоксальное сопоставление данных социологов совсем не означает, что церковная жизнь действительно вредит культуре и морали. Это говорит лишь о том, что существует в России определенный феномен сознания. Яркой иллюстрацией его являются конфликты, возникающие тогда, когда верующие хотят открыто, публично заявить о своей вере в широком социальном пространстве и действовать соответственно с ней. К примеру, за свои умеренно "антисектантские" взгляды пострадал известный лидер проекта "Гнев" из Великого Новгорода Александр Чаусов. В своей статье "Виновен в Православии. Приговор окончательный, обжалованию не подлежит" он даже не возмущается факту притеснения православных, а не может понять, что произошло. Дело в том, что на одном экзамене по предмету, который Чаусов сдавал на кафедре журналистики в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого, ему поставили "хорошо". Преподаватель-правовед, работник прокуратуры, в устной форме сказал Чаусову, который известен своими громкими высказываниями в защиту православия: "Вы отлично знаете материал, но я ставлю вам "четверку" потому, что вы склоняетесь к православному фундаментализму". Чаусов, привыкший уличать "сектантов" в нарушении закона, отмечает: "Получается, что я виновен в своем Православии и понес за это справедливое наказание путем снижения мне отметки. И это говорит мне не просто преподаватель, а государственный чиновник и правовед. Вот такая ситуация. В стране, где президент берет благословение у своего духовника, где провозглашается свобода вероисповедания, а дискриминация по религиозному признаку является преступлением, я получаю "плюху" от хранителя законности и правопорядка".

Другой подобный случай произошел с христианкой протестантского вероисповедания, профессором Пермской государственной медицинской академии (ПГМА) Надеждой Гаряевой. Она является членом пятидесятнической церкви "Новый Завет" из Перми. В сообщении Славянского правового центра говорится о том, что ей был объявлен выговор не только за участие в съемках рекламного ролика церкви ХВЕ "Новый Завет", но и за лекцию "Происхождение человека: правда и вымысел". Во время лекции Гаряева позволила себе убеждать студентов в том, что помимо теории Дарвина право на существование имеет библейская история о создании человека в результате Божественного акта творения. Самое существенное даже не в том, что ректор ПГМА И.П. Корюкина объявила профессору-пятидесятнице два выговора и назвала ее взгляды антинаучными – буквальный креационизм большинство ученых считают мифом. Самое парадоксальное, что ректор ПГМА на основании доносов, поступивших на Гаряеву, сделала вывод о том, что ее библейские взгляды псевдонаучные и псевдохристианские, а поступает она "аморально".

И социологические исследования, и общественная дискуссия вокруг церковных инициатив о внедрении православной культуры в разные сферы жизни во многом позволяют говорить о том, что в России появился свой антидемократический, "дикий" и изощренный, секуляризм, который формировался в советское время, и в настоящее время проявляет себя в полной мере. В отличие от более плюралистичного и объяснимого с точки зрения либерального общества европейского секуляризма, российский обладает целым рядом оригинальных черт. Эти черты таковы.

Прервана традиция веры – есть лишь очень тонкийслой верующих в нескольких поколениях, и практически полное отсутствие (в результате советских гонений) целых массовых социальных слоев населения, которые исторически считают себя верующими во многих поколениях и регулярно посещают церкви.

Боязнь веры – отсутствие культуры разговора о вере, представление о том, что публично говорить о вере не совсем прилично, так как в этом есть доля фанатизма, верой должно заниматься духовенство.

Неприятие инославия – если православие считается лишь неуместным в светских учреждениях, то другие христиане трактуются вовсе как "духовные враги", потому что пытаются привлечь к организованной вере, которая непривычна, и лишают боязни перед верой, а это психологически уже создает большое отличие от окружающих людей.

Отделение "православности" от веры – те, кто высказывают свою приверженность РПЦ МП, но могут и не верить в Бога вполне; это светские люди, живущие в "православной по культуре стране", не имеют "традиционных" для России основ морали.

Внешняя вера – вполне достаточным для большинства населения оказывается упоминание Церкви президентом, губернаторами, депутатами Госдумы РФ, а также пышные репортажи на телевидении и в печатных СМИ.

Осознанно или нет, россияне подчиняются эффекту "патриотической толпы" и готовы на словах признавать величие этого телевизионногоправославия. Однако в том случае, если православная идеология будет внедряться авторитарно, то противоречия российского сознания будут лишь углубляться, "церковность" будет еще более отдаляться от "духовности", православие перестанет восприниматься в качестве веры. А, значит, любой россиянин интуитивно решит, что для спокойной жизни в обществе, где он ничего не решает, лучше рассказать социологу о православии так, как о нем говорят на центральных телеканалах.

Роман Лункин, для "Портала-Credo.Ru", ПОРТАЛ CREDO.RU



Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе