Русское православие и музыка Баха

Вот что спасёт мир, считает выдающаяся органистка Евгения Лисицына

Один из самых известных музыкантов Европы рассказала «Субботе», почему надо активно бороться с пропагандой однополых отношений и как вырастить из сыновей нормальных мужчин.

В середине февраля известные люди нашей страны отправили открытое письмо Митрополиту Рижскому и всея Латвии Александру с просьбой благословить сбор подписей за проведение референдума, цель которого — оградить детей от пропаганды однополых отношений.

«Мы, жители Латвии, исповедующие Православную веру, одобряем это начинание и считаем его своевременным. Считаем, что Латвийская Православная Церковь не может оставаться в стороне от этой борьбы и должна действовать в соответствии со Св. Писанием, канонами Церкви и социальной концепцией Русской Православной Церкви, которая гласит:

«Не отказывая никому в основных правах на жизнь, уважение личного достоинства и участие в общественных делах, Церковь, однако, полагает, что лица, пропагандирующие гомосексуальный образ жизни, не должны допускаться к преподавательской, воспитательной и иной работе среди детей и молодёжи».

Самой первой письмо подписала Евгения Лисицына — православная христианка, мама двоих сыновей и бабушка четверых внуков, один из самых известных в Европе латвийских музыкантов, выдающаяся органистка.

Мы встретились с Евгенией Владимировной в старой Гертрудинской церкви — в краткой паузе между репетициями большого благотворительного концерта, который она будет давать здесь 22 февраля.

Патологии надо лечить, а не навязывать

— Евгения Владимировна, почему вы решили присоединиться к числу активных борцов с пропагандой однополых отношений и подписали обращение к Митрополиту?

— Я просто стараюсь по мере своих возможностей всегда выступать за добро и вечные ценности. И сегодня любой нормальный человек понимает, что однополые отношения — это плохо.

Конечно, каждый человек волен делать то, что он хочет. Но зачем это афишировать, зачем лезть к детям? Зачем распространять это в школах? Я считаю, что это преступление. Это мрак, который кто-то сознательно на нас надвигает.

Гомосексуализм считался страшным грехом испокон веков. Но сего-дня нам говорят: нет, это просто психологическое отклонение. Хорошо, но тогда не навязывайте нам свои отклонения.

Живите по заповедям. Вдумайтесь в них. Ничего лучше в этом мире для человека не придумано. И тогда всё у вас будет в порядке: и нормальные семьи будут, и психика восстановится.

Нет, они так не хотят. Им надо лезть к нам на глаза. Посмотрите, какие в последнее время появляются хладнокровные и рассудительные статьи в защиту гомосексуалистов. Началась настоящая журналистская битва за ценности.

— А кому, на ваш взгляд, всё это выгодно?

— Честно говоря, я поражена, что это кому-то может быть выгодно. Я не понимаю, почему за эти псевдоценности так борются. Не знаю. Может быть, действительно кто-то в мире чересчур обеспокоился, что слишком много людей живёт на свете...

Если честно, то единственный ответ, который приходит мне в голову на предмет выгоды, — наверное, всё-таки это князь тьмы занимается у нас своими чёрными делами. Других объяснений нет.

— И как с этим бороться?

— Нельзя оставаться глухими и равнодушными. Я лично очень благодарна тем людям, которые решили организовать в нашей стране сбор подписей за проведение референдума с целью запрещения пропаганды однополых отношений.

В большинстве своём мы всё-таки немножечко пассивны. Плывём по течению. Так нельзя! Не надо бояться бороться и высказываться. Тем более когда дело касается детей. Мы должны в них вкладывать разумное, доброе, вечное. Если этой возможности нам не дают — надо протестовать.

Но, к сожалению, у меня такое впечатление, что страны Прибалтики сейчас просто закрыли глаза и бегут в сторону Европы несмотря ни на что. Я поражена.

Надежда только на то, что люди одумаются.

— А если Митрополит Александр не даст своего благословения на сбор подписей?

— Я не верю, что он не даст благословения. Такого не может быть. В противном случае это будет означать его согласие с псевдоценностями, против которых мы выступаем.

Откровение прозорливого монаха

— Вы много лет ездите с концертами по Европе, знаете её изнутри. Могли ли вы когда-нибудь представить, что именно оттуда начнёт веять столь странный «ветер перемен»?

— На самом деле в Европе всё начиналось с благих намерений: с отстаивания прав человека, с пропаганды толерантности. Изначально всё, что предлагалось, было со знаком плюс. А в итоге прошло по кругу и вернулось в ту же точку, но со знаком минус.

Когда мы ещё жили в СССР, приезжая в Европу, я смотрела там на людей с восторгом: они открыто ходили в церковь, не скрывали своей религиозности.

А сейчас, когда Европа открылась перед нами во всей красе, я поняла, что это не у них, а у нас теперь народ остаётся целомудренным.

По этому поводу расскажу удивительный случай. Лет двадцать назад я целый месяц жила на острове Родос: играла три концерта в большом католическом монастыре, который построил, кстати, Муссолини. И однажды я разговорилась там с одним монахом-англичанином. Говорили на итальянском. И он вдруг сказал мне фразу, которую я запомню на всю жизнь.

Он сказал, что уверен: наш мир спасёт русское православие! Представляете, францисканский монах, католик, говорит мне на итальянском языке, что вся надежда на русское православие!

Меня эта мысль тогда изумила и ошеломила. А сейчас, наблюдая за тем, что происходит в мире, я думаю, что так вот и будет. Они ведь прозорливые, эти монахи, далёкие от нашей мирской грязи.

Про самых любимых мужчин

— Скажите как мама: что женщинам надо прежде всего вкладывать в своих сыновей, чтобы вырастить из них настоящих нормальных мужчин?

— Я думаю, что женщина ничего не может вложить в своего сына. Она может его только направить. Но и здесь всё непросто: если постоянно твердить одно и то же, это тоже может дать отрицательный результат...

Мне мои двое сыновей очень тяжело дались. Они были такими разбойниками, учились плохо, не слушались. Я с ними так наплакалась!

Помню, меня все спрашивали: «Как ты с ними справляешься?» А я отвечала: «С чего вы взяли, что я ними справляюсь?»

Зато сейчас как мать я счастлива! Мои мальчики такими хорошими людьми выросли. Не перестаю благодарить за это Бога.

Они, правда, уже давно не мальчишки. Одному скоро будет сорок, второму — тридцать восемь.

А ещё со мной третий сын живёт — мой внук. Он меня мамой зовёт. Ему в марте будет двадцать лет. Он со мной с двух лет.

Помню, когда он был ещё маленьким, я его спрашивала: «Даник, как твою маму зовут?» Он отвечал: «Бабуля!»

Очень хороший мальчишка, позитивный, светлый. Бог его мне в радость послал. И подруга у него тоже прелестница.

— Знаю, что ваш старший сын ушёл в монастырь...

— Был в монастыре. Ушёл туда очень неожиданно, и так же неожиданно его оттуда... ушли. Против его же воли. Он даже не понял, как это произошло. Ой, у него такая интересная история, достойная книги! Я не хочу это афишировать, это очень личное.

— Но он остался верующим человеком?

— Конечно! Ещё каким верующим! Поёт в хоре «Православные певчие» у Георгия Смирнова. Недавно они приезжали в Ригу на гастроли.

Живёт в Москве. Много читает духовной литературы и дружит с отцом Андреем Кураевым — потрясающим миссионером, очень нестандартным человеком, глубоко мыслящим.

А младший мой сын живёт в Киеве, он женился на украинской девочке — прелестной, из хорошей семьи. У них двое детишек. Я так люблю эту девочку, его жёнушку! Мне Господь Бог девочек не послал, так она у меня теперь есть.

— Младший сын тоже связан с музыкой?

— Нет. Он когда учился во втором классе му-зыкальной школы, однажды пришёл домой и сказал как отрезал: «Мама, я музыкой заниматься не буду». Учился в Стокгольмской школе на факультете юриспруденции.

Но сейчас на Украине страшные дела происходят. И то, что журналисты преподносят, — всё не так. А как в действительности, мы вряд ли узнаем. Поскольку всё делается тайно.

Причём нам со стороны кажется, что на Украи-не действуют две силы. А на самом деле там ещё третья сила есть, и она самая страшная.

Они ходят в масках, переодеваются в форму милиционеров, сбивают народ с толку. Им очень выгодно, чтобы на Украине произошло что-нибудь страшное.

Я очень переживаю за своих детей. И думаю, что Украине на самом деле надо разделиться на Восточную и Западную. Шестерёнки у этих частей никак не совпадают. И длится это уже более трёхсот лет. Мира у них не будет. Ну, это я как домохозяйка размышляю и переживаю.

Музыка, чтобы выжить

— Евгения Владимировна, каковы ваши творческие планы на ближайшее будущее?

— 22 февраля, в субботу, в 18.00 в старой Гертрудинской церкви мы будем давать большой благотворительный органный концерт, средства от которого пойдут на реставрацию органа этой церкви.

Подобные благотворительные акции мы здесь проводим уже два года, в них участвуют самые разные музыканты из разных уголков мира. Наши органисты уже все здесь переиграли!

Деньги даже из заграницы люди присылают: из Израиля я дважды получала переводы, сейчас одна женщина из России написала, что будет перечислять средства.

На самом деле Гертрудинский орган по уровню своего звучания и красоте равен Домскому органу. Это я вам серьёзно говорю. Да, они совершенно разные. Но ценность у них одна. Мало того, отдельные музыкальные произведения гораздо лучше звучат именно на Гертрудинском органе.

В программе концерта 22 февраля будут звучать Бах и старые мастера: Марчелло, Альбинони, Вивальди, французские классики. Вы сможете услышать, как звучит не только орган, но ещё один удивительный инструмент — флейта-пано! Это настоящее чудо.

У нас в Риге теперь живёт музыкант, который играет на этом инструменте. Он приехал из Молдавии — женился на рижанке. Мы с ним познакомились и уже три совместных концерта дали. А ещё будет звучать виолончель. Очень красиво всё должно быть!

Что дальше? Сейчас предложения играть концерты поступают друг за другом. Вот буквально сегодня меня пригласили играть в Оксфорд и Кембридж. Я с радостью согласилась. Востребованность — это здорово!

А в 90-е, как и у всех, у меня был просто провал. Очень было тяжко. Депрессии у меня не было, это состояние мне не свойственно, но приходилось серьёзно думать, как зарабатывать на жизнь.

— Как вы думаете, среди тех, кто слушает органную музыку и относится к вашей публике, меньше процент агрессивных людей?

— Я думаю, что среди тех, кто вообще слушает классическую музыку, и не только органную, в целом ниже процент больных людей. Потому что классическая музыка очищает душу.

А орган, конечно, имеет особую силу. В физике органного звука есть что-то такое необыкновенное светлое. Что именно — люди объяснить не в силах.

— А кого из классиков вы посоветовали бы слушать людям, которые чувствуют на себе давление агрессии?

— Да, агрессию у нас нагнетают страшно. На Facebook, на интернет-порталах просто настоящая информационная война идёт. Я реально вижу, как меня в соцсетях хотят обработать, зомбировать. Нельзя поддаваться.

А слушать надо Баха, Баха и ещё раз Баха! Потому что в его музыке есть всё. Он музыкальный бог. Космос. Его музыка непостижима. Я каждый раз, когда её играю, задаю себе один и тот же вопрос: неужели это человек мог написать? Не может быть! Всё-таки человек существо ограниченное.

Слушайте «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну». Слушайте концерты Баха — они замечательные! Даже в самом плохом настрое-нии включите музыку Баха, и вы увидите, как голова у вас сразу просветлеет. Как сразу станет лучше и светлее на душе.

Наш дом — не Содом!

В декабре 2013 года под девизом «Наш дом — не Содом!» в Латвии начался сбор подписей против пропаганды гомосексуализма среди детей. Организаторы акции предлагают внести два дополнения в латвийской закон о защите прав детей.

Первое — чтобы в детских образовательных учреждениях и учреждениях по уходу за детьми половое воспитание было основано на статье 110-й Конституции Латвийской Республики, согласно которой в нашей стране запрещаются реклама и популяризация сексуальных и брачных отношений между лицами одного пола.

Второе — чтобы латвийских детей было запрещено вовлекать — как в качестве участников, так и в качестве зрителей — в мероприятия, целью которых является реклама и популяризация сексуальных и брачных отношений между лицами одного пола.

Подписаться можно у любого латвийского нотариуса (список нотариусов с адресами и графиком работы — на сайте notars.lv). Цена подписи — 2,84 евро. Справки — по тел. 25708484. E-mail: norma.tradicija@gmail.com.

Как мальчик хотел стать девочкой

Французский фильм на эту тему «Я, снова я и мама» завоевал в 2013 году две награды на Каннском кинофестивале и выдвинут на соискание кинопремии «Сезар» (французский «Оскар») сразу в десяти(!) номинациях! Слоган картины говорит сам за себя: «Мужчинами не рождаются!»

Европейские кинофестивали в последнее время такие картины принимают на ура.

Режиссёр и исполнитель главной роли Гийом Гальен рассказывает в этом фильме автобиографическую историю про парня, который настолько боготворил и любил свою маму, что стал подражать её манерам и поведению — в результате чего у него сложилось впечатление, что он не мальчик. В свою очередь, окружаю-щие решили, что Гийом гей, задолго до того, как он вообще стал задумываться о своей сексуальной идентичности.

Начинается фильм как комедия на тему «как я стал гомосексуалистом».

«Тут всё просто. Рано или поздно ты влюбишься. Если в девушку — значит, ты натурал. Если в юношу — «голубой», — говорит тётя героя. И зритель ждёт, кого же он в конце концов выберет.

Наталия Захарьят

Суббота

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе