Стрела, пронзающая антропологическую энтропию

Рецензия на книгу Андрея Ткачёва «Наше время. Зачем мы рождаемся»
Новая книга протоиерея Андрея Ткачёва – известного православного публициста, теле- и радиоведущего, несомненно, продолжает вектор, уже заложенный в предыдущих его книгах и выступлениях.

Продолжает так же ярко, со всем присущим его перу и голосу проповедническим жаром, с присущими этому автору эрудицией, остроумием и разнообразием выбранных тем.


Андрей Ткачёв. Наше время. Зачем мы рождаемся. – М.: Эксмо, 2017; Воскресение, 2018. – 320 с.

Не секрет, что такая энергическая плодовитость писателя-священника, а также некоторые его высказывания «на грани фола» вызывают некоторое раздражение даже в православных кругах – возможно, в каких-то случаях справедливое, однако судить о писателе и проповеднике вряд ли нужно исключительно по законам пресловутого медиапространства - скорее по его книгам и выступлениям.

«Почему я родился в ХХ веке, а не в ХIХ? Я бы тогда занимался химией вместе с Менделеевым и поэзией вместе с Блоком… Почему не родился с Колумбом вместе? Я бы поплыл… в Латинскую Америку, чтобы папуасов к вере приводить. Почему я здесь, а не там?» - именно такими вопросами задаётся автор в начале книги «Наше время».

В «Нашем времени» отец Андрей не трактует отвлечённые богословские вопросы и красивые и грозные места из Ветхого и Нового Заветов (что прекрасно делает в других работах, в напоминающих некие экспресс-лекции проповедях), но под особым углом зрения рассматривает близкую каждому жизненную конкретику. Дети, семья, работа, даже политика и спорт. Главный адресат его книги – так называемая максимально широкая читательская аудитория, состоящая, можно предположить, из людей «задумывающихся», делающих первые шаги на пути веры. Звучит красиво: «первые шаги», «на пути веры» - но эти-то шаги, как знает опытный проповедник, наверное, самые трудные. Талант и труд обращающегося к людям с живым словом истины должны пробить некий саркофаг современного сознания, некую информационную стену, из-за которых многое сказанное вообще не воспринимается. Для многих наших современников, с их приверженностью либеральным ценностям – всепоглощающим комфорту, «свободам», рынку, прогрессу, - логика большинства авторских рассуждений покажется парадоксальной, а категоричный тон его поучений и выводов неминуемо вызовет раздражение и даже протест. Кого-то из читателей, когда им без привычных подводок и аргументов с первых страниц объявляется: «Бог – это единственная реальность» - это, вероятно, отпугнёт. Наверное, это действительно недостаток писателя или его редакторов. Однако надо знать и помнить, что логика автора в данном случае – не его личная прихоть, и даже не его личные убеждения, она соответствует парадоксальной и внеземной логике христианского вероучения. И действуя в русле этой логики, автор книги обращается именно к человеку нашего времени, затрагивая значимые и больные для него вопросы, даже говоря по возможности его языком.

Простые повседневные вещи он заставляет читателя видеть по-другому. Например, школьный выпускной им сравнивается со смертью. Почему не только взрослые, но даже старшеклассники, порой такие нынче циничные, льют слёзы? «Расставание, одетое в обряд», - пишет священник, игнорируя привычный научный термин «инициация». В обычном выпускном бале писатель видит «таинство всепрощения», когда заплаканные двоечники и лентяи, может быть, «впервые жалеют о том садизме, с которым они относились к своим химичкам и физичкам». Если не чувствуете мистического смысла в таинстве брака, пишет Ткачёв, то «лейте слёзы хотя бы на выпускном, потому что он младший братец погребения, брака и монашеского пострига». Или вот часто задают вопрос о детском посте. В нынешних семьях, справедливо отмечает отец Андрей, ребёнок и так «маленький бог», лишать его молока, сыра и творога, конечно, не стоит, но вряд ли стоит закармливать, как в обычные дни, сладостями, а главное «детей нужно „постить“ в вещах информационных». Когда родители уберут ребёнка от телевизора или гаджетов, появится время для общения, совместного чтения, молитвы и т.д. Называя все вещи своими именами (это тоже не принято в современном «светском» дискурсе, что ярко видно, например, в эвфемизмах абортов) писатель не сыплет всем известными, набившими оскомину понятиями-штампами: «кризис брака», «институт семьи», - но рассказывает на страницах книги о таких «актуальных явлениях», которые подчас и назвать-то трудно: об исчезновении в наше время дедушек (как таковых – «как института») или о бабушках в стиле «внук-фри».

По многим вопросам разговор автору приходится вести о самых что ни на есть прописях – и не только церковных или нравственных, но и общегуманистических. Что нужно трудиться (человека труда, как физического, так и умственного, мы перестали уважать), читать («Верните книге человека!»), любить Родину и знать её историю (иначе «станем мировыми бомжами») или, например, ценить природу и её не загаживать. Это не призыв к «живой жизни» в вересаевском смысле, но призыв восхитится творением вселенского Художника, понять, что всё это создано для человека. Духовное отражается во внешнем, «Разруха в головах», - говаривал ещё профессор Преображенский. В одной из своих телепередач Ткачёв выражает эту мысль так: в наше время, с иронией говорит он, вместо всем знакомых христианских заповедей впору временно применять новые, куда более элементарные: «Скушал конфетку – не бросай обёртку её», «Выпил - не разбей бутылку свою» и т.д. Или почти в стиле Задорнова «режет» он в этой книге: «Чтобы бросить курить – сначала нужно научиться окурки в урну бросать!». Вообще экологические пассажи и проповеди Андрея Ткачёва – одна из самых сильных сторон его публицистики. Это на самом деле редкая и архинасущная тема, в чём-то сближающая проповедь православного священника со светской «экопублицистикой», например, выпущенным несколько лет назад великолепным сборником статей Василия Голованова «Сопротивление не бесполезно».

«Есть некая музыка в словах «не ваше дело» и «я так хочу»… - остроумно иронизирует автор, говоря о главных бичах во внутреннем мире нынешнего человека-индивида – самоугодливости и своеволии, - но когда её включают на полную громкость после 23.00, может показаться надоедливой». (Кстати, часто обращающийся к примерам из литературы, а иногда и киноискусства, о рок-музыке Андрей Ткачёв, на духовное становление которого, по его словам, оказал влияние некий хиппи из Львова, упоминает лишь в негативном ряду между «наркотиками», «блудом» и «ночными клубами». Между тем ведь немало людей, по свидетельству священников или их самих, привело к вере влияние сходной с хорошими книгами и поэзией рок-музыки, например, лучших вещей Егора Летова или Янки.)

Небесполезным сопротивлением является для отца Андрея прежде всего православная проповедь. Этой теме посвящены такие его предыдущие работы, как «Миссионерские записки» (2011) и «Проповедь о проповеди» (2015). В передаче «На сон грядущим» он также не раз говорит о том, что не только литургическая жизнь и молитва, но и проповедь должна быть в каждом храме, сетует на отсутствие в наш век «научения» – учительства и ученичества как неких архетипов и моделей поведения. Библия, согласно о. Андрею, – в первую очередь книга для совместного чтения вслух. «Вовремя и не вовремя» (1 Тим. 4:2), - приводит он в своей книге горячие слова о проповеди апостола Павла.

Некоторые главки, являющиеся как бы интермедиями в книге публициста, написаны как истории, притчи или даже сказки (подзаголовки: «Разговор в самолёте», «Рассказ отпускника», «Записки наблюдателя», «Как простой бармен начал читать мысли»), и открывают уже художественный талант автора.

Примечательно, что Ткачёв не только критикует и обличает, сам оставаясь за кадром, как того обычно требует жанр наставления, но в придачу к некоторым из сюжетов мельком набрасывает и автопортрет пишущего – человека из плоти и крови, ищущего, сомневающегося: «Я стал ханжой и престарелым нытиком, хотя в автобусе меня иногда называют „молодой человек“. Чего тебе, и ты ли жизнью недоволен? Лежи на боку, потягивай пивко, смотри на воду, где бисер солнечных бликов…» - это как раз о «заслуженном отдыхе» у моря. «Но всё же, - продолжает он, - я думаю, думаю. Это тяжёлое занятие дал Отец Небесный сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нём».

Публицистические же главки также набросаны лёгкой рукой, практически в разговорном стиле (возможно, расшифровка и перекомпановка многочисленных бесед автора), без подробной и выверенной аргументации, без сносок и т.д. В каком-то смысле такое отсутствие присущей проработанной книге основательности является существенным недостатком издания, но, тем не менее, при современных условиях чтения книга «Наше время» оправдывает свой выход, свою «миссию» такими достоинствами, как компактность, грамотно выстроенная композиция, простота и пунктирность изложения.

Современная цивилизация, по убеждению отца Андрея Ткачёва, прививает человеку неправильные, искажённые ценности. Главная мысль книги – о присущей нынешнему обществу «антропологической энтропии»: «всюду, где жизнь подобна бесформенному студню (холодной манной каше, чернильной кляксе – сравните, с чем хотите), там нет у человека и общества господствующей мысли». Нет иерархии, «всё смешалось» – хуже чем в уме титана Толстого, женщина соревнуется с мужчиной, телега ставится впереди лошади. Можно сто раз задаваться вопросом «зачем мы живём?», требуя конкретного, упакованного в обёртку ответа, не понимая действия руководящего всем вокруг Промысла Божьего. «Там же, где мысль есть, - продолжает автор, - жизнь выпрямляется и стремится к полёту. Лучше всего это движение сравнить с полётом стрелы». Это и есть противоборствующая антропологической энтропии «единственная революция, которую можно принять и благословить» - евангельская революция в сознании. Преображение сознания и души, для которых направление движения очевидно: по выражению любимого отцом Андреем Достоевского, к «вековечному идеалу красоты» - во Христе.

Источник: журнал «Православное книжное обозрение», №1, 2018



Автор
Алексей А. Шепелёв
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе