Администратор внешних связей

Епископ Волоколамский Иларион о диалоге с Римом, Константинополем и об украинском расколе

Решением Священного Синода РПЦ от 31 марта епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев) был назначен председателем Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата и стал епископом Волоколамским, викарием Патриарха Кирилла. Владыка Иларион любезно согласился ответить на вопросы «НГ-религий».

– Ваше Преосвященство, прежде всего позвольте поздравить вас с назначением главой ОВЦС. Патриарх Кирилл до своего избрания руководил им почти 20 лет. Теперь ОВЦС значительным образом реформирован – из него выделены Отдел по связям Церкви и общества под руководством протоиерея Всеволода Чаплина и Секретариат по связям с зарубежными учреждениями, во главе которого стал епископ Марк (Головков). Скажите, какие функции остались за ОВЦС после этих преобразований? 


– Благодарю вас за поздравление и должен сразу сказать, что данное решение священноначалия воспринимаю как начало нового ответственного периода в моем служении Церкви, требующего особого усердия и самоотдачи. 

Определением Священного Синода в сферу ответственности ОВЦС включено поддержание отношений с дальним зарубежьем. Главными направлениями работы отдела сегодня являются развитие межправославных отношений, диалог с инославными Церквами и международными христианскими организациями, взаимодействие с государственными структурами и органами власти зарубежных стран, иностранными политическими партиями и институтами гражданского общества. 

Важным направлением деятельности отдела должна стать работа с нашими соотечественниками, проживающими в дальнем зарубежье. Их оторванность от родных корней, языковой и культурной среды побуждает Церковь искать возможность для их духовного окормления, заботы и поддержки. Отдел будет продолжать координировать работу представительств нашей Церкви при международных организациях в Женеве, Страсбурге и Брюсселе. Мы будем продолжать межрелигиозный диалог, развивать двусторонние и многосторонние контакты с зарубежными религиозными общинами и организациями, межрелигиозными структурами, в первую очередь по важнейшим вопросам общественного развития, а также в целях совместного ответа на вызовы секулярного мира. 

Отдел внешних церковных связей будет поддерживать тесные рабочие контакты и осуществлять оперативное взаимодействие с новообразованными синодальными структурами, что должно способствовать своевременному принятию и исполнению церковных решений. 

– Епископ Марк в соответствии с решением священноначалия РПЦ заменил вас на венской кафедре. С каким чувством вы покидали Вену? Успели ли освятить Никольский собор, с ремонта которого вы начали свою деятельность в качестве правящего архиерея этой епархии? 

– Венский собор во имя Святителя Николая, как известно, выстроен в лучших традициях древнерусского зодчества. Я всегда служил в нем с особым чувством благоговения и с ощущением сопричастности к великой истории России. Мне дорога память об этом соборе. В нем находятся чтимые прихожанами в Вене икона Святителя Николая, переданная в дар Собору Святейшим Патриархом Алексием I (Симанским) как знак Его Первосвятительского благословения, мозаичная икона Воскресения Христова, выполненная венецианскими мастерами по рисунку русского художника Федора Антоновича Бруни, а также позолоченный иконостас из кипарисового дерева, все 17 икон которого написаны на бронзовых досках художниками Федором Бруни и Алексеем Харламовым. В 2003–2008 годах мы осуществили капитальный ремонт собора. Его стены украшены замечательными росписями, выполненными под руководством нашего выдающегося иконописца архимандрита Зинона (Теодора). Чин освящения храма после ремонта, к сожалению, пока не удалось совершить. Первоначально предполагалось, что это сделает Святейший Патриарх Алексий II, но его жизнь оборвалась за несколько дней до запланированного визита в Вену. Надеюсь, что храм будет освящен Святейшим Патриархом Кириллом. 

– В одном из первых заявлений на посту председателя ОВЦС вы отметили, что встреча Московского Патриарха и Папы Римского возможна, если будут решены определенные проблемы в православно-католических отношениях. Как и прежде, это проблема католического прозелитизма на канонической территории РПЦ и экспансия греко-католиков. Считаете ли вы эти проблемы в принципе разрешимыми, видите ли вы сегодня предпосылки к их решению? 

– Полагаю, что проблемы, существующие во взаимоотношениях с Римско-Католической Церковью на канонической территории Московского Патриархата, в принципе разрешимы при наличии к этому доброй воли со стороны российских католических структур, поскольку в России, Украине и других странах СНГ они действуют на территории православного большинства. О наличии у себя воли к разрешению проблем обе стороны, католическая и православная, заявляли не раз, и настало время переходить от слов к делу. В частности, в 2004 году была создана Совместная рабочая группа по рассмотрению проблем, существующих в отношениях между Русской Православной и Римско-Католической Церквами, которая выработала ряд практических рекомендаций относительно конкретных случаев деятельности католиков в России, вызывающих вопросы у православных. 

Отношения с греко-католиками в Украине продолжают оставаться очень непростыми. В западных регионах страны православные вследствие ситуации, сложившейся в конце 1980-х – начале 1990-х годов, все еще находятся на положении гонимого меньшинства, права которого ущемляются. Остро не хватает храмовых зданий, в свое время отобранных греко-католиками, а строительство новых православных храмов сопряжено с огромными трудностями. Кроме того, происходит неоправданное расширение униатизма на традиционно православных территориях, что наиболее ярко выразилось в переносе кафедры главы Украинской Греко-Католической Церкви из Львова в Киев в 2005 году. Имея региональный характер, Украинская Греко-Католическая Церковь начала претендовать на общенациональный статус. Ничего, кроме недоумения, это вызвать не может. Хочется надеяться, что хотя бы с течением времени греко-католики придут к реалистичному взгляду на самих себя и осознают необходимость улучшения отношений с Украинской Православной Церковью, к которой принадлежит подавляющее большинство жителей Украины. 

Скорейшее разрешение вышеупомянутых проблем крайне необходимо для плодотворного развития православно-католического сотрудничества в тех сферах, где наши позиции совпадают. Я имею в виду прежде всего наш общий взгляд на роль и значение для современного общества традиционных христианских ценностей. Сюда нужно также отнести целый ряд актуальных вопросов этики и морали социальных и семейных отношений, биоэтики. Мы должны взаимодействовать в этих областях, чтобы нести совместное свидетельство о ценностях Евангелия перед лицом современного секуляризованного мира. 

– Константинопольский Патриарх Варфоломей недавно пригласил глав Поместных Церквей принять участие в подготовке Всеправославного Собора. В какой мере Русская Православная Церковь будет принимать в этом участие, учитывая, что первым в списке вопросов, предлагаемых к обсуждению, стоит вопрос о праве Константинополя окормлять православных в диаспоре, определять критерии для образования новых автокефальных и автономных Православных Церквей? 

– Русская Православная Церковь придает большое значение развитию более интенсивного общения Поместных Православных Церквей и, разумеется, будет принимать участие в межправославных встречах, направленных к подготовке Всеправославного Собора. 

Вопросы о пастырском окормлении православной диаспоры, о порядке провозглашения автокефалии и автономии еще с 70-х годов прошлого века обсуждались на заседаниях Всеправославных предсоборных совещаний и межправославной подготовительной комиссии. Мы готовы и далее вести диалог по этим непростым вопросам, стремясь к достижению общеправославного согласия. 

– Грузинский Патриарх Илия II объявил о том, что собирается в скором времени посетить Абхазию. Абхазское духовенство против этого визита. Скажите, какую позицию занимает Русская Православная Церковь по этой проблеме? Нет ли противоречия в том, что Россия признает Абхазию и Южную Осетию независимыми государствами, а Московский Патриархат выступает за неприкосновенность канонических границ Грузинской Православной Церкви?  

– Священный Синод Московского Патриархата неоднократно подчеркивал важность миротворческого служения Церкви, которое, в частности, должно помочь народам Кавказа преодолеть тяжелые последствия военных конфликтов, оставивших все еще не зажившие раны в душах людей. Для успеха в этой весьма чувствительной области нужно много терпения, нужна взвешенность каждого шага. Главное – не навредить. Что же касается канонических границ, то они не изменяются автоматически в результате светских, политических решений. Вопросы урегулирования церковного положения в Абхазии, в Южной Осетии требуют церковного диалога, основой которого является каноническая традиция Православной Церкви. 

– На июль запланирован визит Патриарха Кирилла в Украину. От нового главы РПЦ многие ждут шагов, направленных на решение проблемы украинского раскола. Какими могут быть эти шаги? Возможно ли преодоление раскола в условиях, если одна часть православных верующих в стране хочет сохранить церковное единство и никогда не признает автокефалии, а другая часть дорожит своей независимостью, пусть никем не признанной, и никогда не пойдет на возвращение в Московский Патриархат? 

– Украинский церковный раскол – прямое следствие грубого вмешательства политических сил в церковную жизнь. Если бы в свое время руководство украинского государства не прибегало к силовому давлению на Церковь, а признало бы ее собственные решения, основанные на внутрицерковных установлениях, никакого раскола в Украине давно бы уже не было. Потому что «независимостью» от Вселенской православной Церкви, от этой всемирной и многонациональной православной семьи ни один православный верующий дорожить не может. Если я православный – то зачем мне «независимость» от православия, от его канонов? А если речь идет о самостоятельности в церковном управлении, в решении внутренних церковных вопросов, то такой самостоятельностью Украинская Православная Церковь наделена уже много лет назад. Что нисколько не мешает ей оставаться в составе Московского Патриархата и сохранять духовное единство со всей Церковью Святой Руси, древнейшей и исконной частью которой является Киев. 

– Позвольте задать вам на этот раз вопрос не только как иерарху, но и как известному композитору. Сочиняя классическую музыку, вы, несомненно, вкладываете в нее евангельский дух, некий миссионерский заряд. А что можно сказать о столь популярной сейчас среди православных миссионеров идее проповедовать на рок-концертах? Ведь еще некоторое время назад казалось, что музыка в жанре рок и церковность – вещи несовместные. А теперь, глядишь, еще немного времени пройдет – и будут говорить о миссии среди рэпперов и поклонников регги... Как вы к этому относитесь? 

– Музыка отражает состояние души. Будучи способной к передаче самых возвышенных чувств и настроений, музыка в то же время может быть губительной для духовного развития человека. Иногда человек ищет в музыке духовного отдохновения, а иногда, напротив, подстегивает себя музыкальными ритмами, чтобы найти допинг в наш сумасшедший век физических, интеллектуальных, психологических, нервных и иных перегрузок. 

Если возможно в рамках новых музыкальных направлений говорить о Христе и содействовать духовному возрастанию души, то я полагаю, что такая работа должна вестись. Однако всему должно быть свое место. Рок-музыка не может звучать за богослужением. Но для православных верующих вполне допустимо присутствовать при исполнении произведения на вечные темы, написанного в одном из новых музыкальных стилей. 

– От имени редакции «Независимой газеты» позвольте пожелать вам успехов на новом поприще.

Марк Смирнов, Павел Круг 

Независимая газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе