Дружина отца Александра

И вот я снова вижу перед собой этого замечательного человека — отца Александра Меняйло, екатеринбургского батюшку, доктора технических наук, основателя Уральского института бизнеса, в котором молодым людям наряду с техническими дисциплинами, экономическими учениями, теориями рынка читают богословие и русскую культурологию, преподают основы русского характера. 

Наполненное молодыми людьми здание в центре уральской столицы, чудесный, возведённый недавно рядом с университетом храм, серебряная борода отца Александра, его могучая фигура, облачённая в чёрный подрясник, — всё это вместе взятое создаёт уникальный и неповторимый центр русской жизни. Здесь возникают русские замыслы, трепещет русская мысль, встречается светское и церковное, политическое и богословское. Здесь стремятся соединиться два могучих потока русской жизни, рассечённых в начале ХХ века: белая и красная река, романовская православная империя и Красная империя Сталина.

На этот раз я приехал в Екатеринбург, чтобы принять участие в "Ильинских чтениях", присутствовать на открытии памятника Ивану Ильину. И мои наблюдения, переживания, возникшие в общении с замечательными русскими людьми, подтверждают моё ощущение: наступает русское время — время русского творчества, русского возрождения, приближающего нас сквозь всю тьму, огорчения и несчастия к неизбежной русской победе.

Чтения протекали в конференц-зале, расположенном в цоколе Храма на крови. По сути, в том месте, где стоял Ипатьевский дом и вели трагические ступени в подвал, в котором были застрелены из наганов и заколоты штыками последние русские царь и царица, царевны и цесаревич. Это священное и трагическое место, это грозное и мистическое для России пространство придавали выступлениям особое звучание, заложенные в речах смыслы были помещены в громадный объём русской тайны и русской трагедии, исторической русской судьбы.

Выступали профессора, академики, военные, публицисты… Писателей и богословов, политиков и философов собрала задача нащупать контуры будущей русской идеологии: идеологии русского государства, которое и является тем сосудом, куда вливаются два потока: красной и белой истории.

Насущность такой идеологии очевидна. Начавшееся русское возрождение, строительство русских движений и партий, бурные включения русского фактора в политический процесс побуждают вооружить эти движения и партии идеологией и культурой. Внести в них высшие смыслы, объяснить историю России и русского народа как грандиозный космический замысел, божественное мессианство. Разбудить в сознании каждого русского человека таинственные коды, которые стремилась заглушить либеральная пропаганда на протяжении последних двадцати лет, угнетая и истребляя русскость, отказывая русским в великой истории, в неповторимости их мировой судьбы.

Эта задача кажется тем более насущной, что в России вновь поднимется смута. Клубится негодованием и ненавистью Болотная площадь. Вновь основы хрупкого русского государства подвергаются смертельным опасностям.

Мы обсуждали творчество Ивана Ильина, чьё имя носит Уральский институт бизнеса. Ильин, отплывший из России на "философском пароходе", когда ещё грохотали залпы кровопролитной гражданской войны, не принимал советское, до конца дней своих был антисоветским проповедником, создал стройную мировоззренческую модель русского будущего, которое наступит после крушения красной эпохи. И эта модель может казаться совершенной, если бы в русское будущее не вливалась неиссякающая река исторического красного времени, высшим смыслом которого является мистическая победа сорок пятого года. Эта победа придаёт советскому, якобы безбожному, времени божественный смысл, искупает все гонения и избиения, всю чудовищную несправедливость и насилие, той христовой жертвой, которую принёс советский русский народ, положив на алтарь победы тридцать миллионов своих сыновей.

Христос с его райской проповедью не оставлял Россию на протяжении семидесяти красных лет. И идея примирения красных и белых во Христе была, пожалуй, самым значительным приобретением этих Ильинских чтений. Это было открытие, которое сделало наше сообщество во время двухдневных дискуссий: объяснение русской судьбы как судьбы космической, объяснение русского мессианства как стремление к абсолютной справедливости, установление райского бытия на земле, создание Царствия божьего, о котором говорили русские сказки, вещий старец Филофей, великий патриарх Никон и создатель Красной империи Иосиф Сталин.

Об этом шла речь на чтениях. Вокруг этого разгорались дискуссии и споры. Но не было глубинного неприятия друг друга, ненависти и вражды, а было ощущение русского братства. Завершая встречу за братским столом, мы чествовали нашего дивного пастыря отца Александра в день его рождения. И был момент, когда сидящие за столом монархисты, исповедники Ивана Ильина, русские космисты, очарованные философией Николая Фёдорова с его воскрешением из мертвых — всё наше братство грянуло хором "Артиллеристы, Сталин дал приказ". И мне не забыть, как во время этого хорового громогласного пения глаза у всех сияли русским победным светом.

Екатеринбургское сообщество, образовавшееся вокруг отца Александра Меняйло, не одиноко в России. Подобные сообщества и духовные центры я посещал в Липецке, Брянске, Нижнем Новгороде, они начинают возникать в других городах России. Для их создания нужен маленький кристаллик, который упадёт в перенасыщенный раствор русских ожиданий. Таким кристалликом должен быть человек, чья воля, вера и духовный порыв превосходят заботы о материальном и мирском, стремятся к духовным категориям, среди которых Россия — это небо, полное света фаворского.

Александр Проханов

Газета "Завтра"

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе