КЛИРИКИ И КЛЕРКИ

  С прискорбием приходится признать, что богословие, догматы, каноны и прочее нынешнюю церковную "элиту" мало интересуют. На смену церковному взгляду на мир приходят, так сказать, "чистые" дипломатия и политика. 

  Еще несколько лет назад официальные церковные СМИ и многочисленные клерки в рясах рьяно доказывали, что во время посещения Святейшим Патриархом Алексием Собора Парижской Богоматери не было совместного с католиками молебна, а просто православные и паписты молились самостоятельно, отдельно друг от друга. Сегодня же впавшая в состояние столбняка православная общественность читает вполне официальные сообщения о том, что католические епископы "присутствовали за православной литургией", отслуженной митрополитом Иларионом (Алфеевым) в одном из католических храмов Милана. Такие обтекаемые формулировки рассматриваются в качестве убедительного аргумента для всякого, кто станет напоминать об апостольских правилах, запрещающих молиться с еретиками. Ведь, как нам объясняют, имело место не сослужение, а дипломатическо-экуменический протокол! К многочисленным разновидностям литургии, имеющимся у современных римо-католиков, следовало бы добавить еще одну: литургию дипломатическую. Впрочем, инициатива в данном случае принадлежит как раз православным! 


  Должны ли мы теперь думать, что принципиальнейшие богословские расхождения, духовность, метафизика и прочие отвлеченности последовательно и сознательно игнорируются и приносятся в жертву во имя глобальной экуменической политики, органически встроенной в другую "глобальность" — глобальность глобализма? 

  Но даже этот новый всплеск дипломатической активности ОВЦС выглядит невинной шалостью на фоне очередного экуменического действа в Мюнхене с участием представителей РПЦ, где вся картина приобрела какие-то уж поистине гипертрофированные и карикатурные формы. Если сегодня православные, "предстоящие" за экуменическим богослужением, не используют икон, дабы "не смущать протестантов", то какое значение имеют на этом фоне продолжающиеся в разных местах всевозможные "богословские собеседования"? Жизнь, реальность в любом случае первична! Никаких формальных решений в духе экуменического "соединения Церквей" не принимается; однако экуменическая идеология все активнее внедряется в повседневную практику! 

  Сегодня всё большее число православных, не потерявших веры и церковного сознания, начинает испытывать серьезнейший духовный дискомфорт, не в силах более пассивно воспринимать происходящее как какой-то совсем отвлеченный процесс, не имеющий отношения к их повседневной жизни в Церкви и всему делу спасения. 

  Нельзя не сказать, что первый и очень тревожный звонок для нашей церковной бюрократии уже прозвенел! Обнародовано весьма резкое письмо молдавских клириков и мирян против экуменизма, обращенное к Патриарху Кириллу. Авторы и "подписанты" письма не только представили убийственные доказательства того, что экуменическая скверна проникла внутрь мирового Православия гораздо глубже, чем мы думали (ныне уже можно считать доказанным, что православные, входящие в юрисдикцию Константинополя, а также Румынской и Болгарской православных Церквей, вступили в прямое евхаристическое общение с коптами, армянскими монофизитами и даже римо-католиками), но и абсолютно твердо заявили о том, что являются принципиальными противниками раскола. "Разобраться" с ними, как с пресловутым Диомидом, по всей видимости, не удастся. Косвенный ответ официальных лиц РПЦ на молдавское письмо, в котором они утверждают, что наш нынешний экуменизм — это просто "диалог" с инославными, на фоне доказательств, представленных лидером антиэкуменического движения молдавского духовенства протоиереем Анатолием Чибриком, выглядит более чем неубедительно. 

  Действия церковной бюрократии порой таковы, что возникают сомнения в какой-либо церковности и самой вере этих людей. Чего стоит решение традиционный Крестный ход на праздник святых Кирилла и Мефодия заменить неким "патриаршим шествием", куда людей сгоняли по разнарядке от префектур! Из тридцати тысяч планировавшихся участников (СМИ сообщают, что собрали сорок) для православных приходов Москвы была выделена квота в одну тысячу человек, остальное составили люди, присланные вузами, предприятиями и общественными организациями. Церковная администрация, которая собственноручно расписывается в своем нежелании или неумении собрать собственно церковный народ — весьма красноречивый штрих к общей картине. Крестный ход — это освящение города, когда храмовая молитва выходит на улицы; участие в такой молитве возможно лишь по зову сердца; спрашивается, молились ли люди, которых начальственная воля грубо оторвала от учебы, работы и других насущных забот? Последний шокирующий ход бюрократии в рясах — это попытка сделать участницей Всемирного Русского народного собора пресловутую Ксюшу Собчак, которая (следует отдать должное) проигнорировала публичное приглашение официальных лиц РПЦ. С очередным миссионерским проектом пока облом… 

  Мнение православного народа в церковной "элите" никого не интересует. На сегодняшний день всем более-менее понятно, что Межсоборное присутствие будет штамповать решения, заранее подготовленные кучкой церковных клерков, которые абсолютно не собираются отвечать на наши антиэкуменические и антимодернистские богословские аргументы, действуя по принципу: "Собака лает, караван идет." 

  Главный враг церковной бюрократии — народ Божий, те истинно православные люди, которые, ощущая себя перед лицом Христа, смотрят на жизнь с позиций веры, а не политической целесообразности, финансово-экономической выгоды и элитно-клановых раскладов. Именно поэтому всякий раз, когда где-то начинает накапливаться сгусток подлинной духовной энергии и религиозного энтузиазма, бюрократия пикирует на этот очаг, всеми силами, любой ценой стремясь его разорить. Сейчас уже вполне ясно, что процесс сращивания церковной и светской бюрократий предполагает ни больше ни меньше, как смену самой паствы. Но Промысел победить нельзя. Парадоксальным образом оказывается, что тотальное наступление церковной бюрократии приводит к самому насущному: возгреванию веры, накалу религиозного чувства. Ибо все большее число церковных людей, наблюдая зримые черты последних времен, избавляется от гордыни, перестает уповать лишь на свои слабые человеческие силы; перед ними открывается бесконечная метафизическая перспектива древней Церкви, жившей радостным эсхатологическим ожиданием: Ей, гряди, Господи Иисусе!

Владимир Семенко 

Газета "Завтра"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе