КОГДА ЦЕРКОВЬ НЕ МОЖЕТ НЕ ВОЗВЫСИТЬ СВОЙ ГОЛОС

Уважаемый Алексей Михайлович!
 Средства массовой информации и службы статистики отмечают неуклонно увеличивающуюся роль Русской православной церкви в современном российском обществе. Говорят даже, что авторитету Церкви наши граждане отдают предпочтение перед другими социальными институтами. Тем не менее в последнее время как раз на Церковь и ее предстоятеля обрушился шквал различных обвинений и «разоблачений». При этом надо понимать, что православные люди никогда не боялись высказывать свое отношение к социальным язвам общества, справедливо считая их следствием общего падения нравов и разнузданности, а иногда и просто пропаганды греха.

Мы всегда готовы к дискуссиям на любые темы, при этом незыблемой ценностью считая богоданную свободу человека иметь свое мнение. Но есть моменты, когда Церковь не может не возвысить свой голос. Речь идет о тех случаях, когда хулится Имя Божие и когда говорится ложь. Нам незачем оправдываться, ибо наш Судия - Господь, но простые люди, поверив лжи и клевете, рискуют потерять в своей жизни пути к Царствию Небесному и спасению. А этого мы допустить не можем. Таковыми мотивами и вызвано наше обращение к вам по поводу статьи «Он даже муху выпускал на волю» в N 128 от 21.07.2012 г.
Хочу сразу оговориться, что о трагической судьбе Ильи Махнева мне стало известно спустя несколько дней после его смерти из письма его тети и рапорта иеромонаха Петра (Василенко), после чего я, в составе епархиальной комиссии, расследовал обстоятельства этого дела. Вернемся к самой статье. Я постараюсь насколько можно полно дать ответы на вопросы, в ней поставленные, прибегая к прямому цитированию и ссылкам на имеющиеся документы.

1. «Все это время [с 27.10.2011 г.] ...родные просят помощи в выявлении объективной оценки обстоятельств...»

С момента трагедии прошло девять месяцев, за это время оценку ситуации дали следующие комиссии:

- следственный комитет г. Переславля-Залесского;

- епархиальная комиссия Ярославской епархии;

- прокурорская проверка Ярославской и межрайонной прокуратуры;

- комиссия областной администрации Ярославской области;

- комиссия по делам несовершеннолетних по г. Переславлю-Залесскому;

- комиссия по делам ребенка;

- комиссия органов опеки;

- комиссия Московской патриархии.

Если все эти различные органы не дали объективной оценки, то объективной оценкой автор статьи, видимо, считает свою собственную.

2. «...К сожалению, эти старания [Ильи Махнева в учебе] замечены не были...»

Несмотря на низкую успеваемость и многочисленные нарушения распорядка, Илья был направлен с группой лучших воспитанников в поощрительную поездку на Байкал летом 2011 года с целью его социализации и стимулирования к учебе и в поездку в Крым.

3. «...Вся духовная жизнь в пустыни свелась к формальному совершению служб, правил, круглосуточному вычитыванию Псалтири...»

Насельники пустыни - взрослые люди, добровольно в нее приходящие. Они живут по своим правилам и никому другому их не навязывают. Что касается воспитанников, то у них из суточного круга богослужений есть только утреннее и вечернее правило (15 - 20 минут), а у младшеклассников - сокращенное правило. В силу возраста дети ведут себя в любом храме и на любой службе несобранно.

4. «Дети слушали церковные тексты и мало что в них понимали, стояли на службе и думали: «Когда же она кончится?..»

Вполне естественно, что дети не понимают всех богослужебных песнопений и текстов. Для этого существуют занятия по Закону Божию (надо сказать, что ведь и взрослые, например, в опере, не понимают многого без либретто), а говорить от имени детей, о чем они думали на службе как минимум некорректно.

5. «За два с лишним года никто не поговорил с ним [Ильей Махневым], не вызвал на прямой разговор, не узнал его по сути...»

Психологи гимназии дважды серьезно беседовали с Ильей - 29.01.2011 г. и 01.06.2011 г., неоднократно беседовала с ним и классный руководитель Г. П. Ладочкина, совет обители, священники.

6. «Врачи-психиатры, к которым привела его мать, не нашли у него ни шизофрении, ни паранойи... а всего лишь особенность личности...»

Илья не просто обследовался, он проходил курс лечения в психиатрической больнице в Ярославле в период с 11.04.2011 г. по 01.06.2011 г. с диагнозом «смешанное расстройство личности (шизоидные, инфантильные, эмоционально-неустойчивые черты)», он принимал сильнодействующие препараты - амитриприлин, флуоксетин, феназепам - и состоял на учете у психиатра в городской больнице Переславля-Залесского с диагнозом «шизофреническое расстройство, депрессивный синдром».

Русская православная церковь не отпевает самоубийц, за исключением случаев, когда человек был психически болен и следовательно не мог отвечать за свои поступки. Исходя из того, что Илью отпевали, представляется, что его родственники предъявили соответствующие медицинские документы.

7. «Незадолго до своей гибели Илья возвращался из Ярославля...»

Это случилось 01.06.2011 г., а трагедия произошла 27.10.2011 г., то есть спустя без малого пять месяцев. После инцидента с сигаретами 02.06.2011 г. состоялось собрание воспитательского совета гимназии, куда были приглашены Илья и его мать. По их просьбе дело даже не было придано огласке.

8. «21 октября 2011 года... Илья был отчислен...»

Этот проект приказа так и не был подписан, и после письменной просьбы матери и самого совершеннолетнего Ильи от 22.10.2011 г., а также ходатайства воспитательского совета от 24.10.2011 г. он был оставлен в гимназии до окончания учебы. Об этом в гимназии знали все.

9. «Спустя неделю Елена Ивановна вместе с сыном собралась навсегда покинуть пустынь...»

Илья никуда отъезжать не собирался, а спокойно учился и не пришел на занятия только в день гибели. По этой же причине он и не искал встречи с отцом Петром, а Елена Махнева, наоборот, по свидетельствам соседей по квартире, последние пять дней жизни Ильи и в день его гибели ежедневно куда-то уезжала. Отношения с сыном, и без того непростые, у нее совсем разладились.

10. «Посмертной записки рядом не оказалось...»

На самом деле записка была, прочитав ее, любой, даже  ничего не понимающий в психиатрии человек поймет, в каком состоянии находился Илья.

11. «И никто из одноклассников не пришел проводить Илью в последний путь. Им было запрещено...»

Елена Махнева увезла тело Ильи, никому ничего не сказав, и похоронила его в Сергиевом Посаде. О времени и месте похорон никто ничего не знал.

12. «Не смог промолчать настоятель прихода в Дании...»

Хотелось бы процитировать кое-что еще из послания отца Сергия - настоятеля прихода в Дании:

«...Конечно, вы правы! Я ощущаю себя очень виноватым во всем, что произошло. Нужно было больше уделять времени Илюше, и не только ему... если бы знать, в каком душевном состоянии он находился...»

13. «...его мать [Елена Махнева] все еще ждет ответа на свое письмо в патриархию...»

У меня есть очень сильное сомнение в том, что Е. Махневу устроит любое другое мнение, кроме ее собственного: «...к трагедии привела длительная травля меня и моего сына».

У епархиальной комиссии (впрочем, кажется, и у других комиссий) сложилось другое мнение.

Но остались вопросы:

1. Почему 50-летняя женщина, зная проблемы своего сына и историю его заболевания с самого его рождения, сознательно и тщательно скрывала это от всех? Ведь Илье нельзя было учиться в общеобразовательной школе, а только в специализированном заведении под наблюдением врачей.

2. Почему врач переславской больницы скрыл от отца Петра истинный диагноз Ильи? Такое «человеколюбие» трудно объяснить с позиций христианской морали.

Мы сознательно не стали искать ответы на свои вопросы. Ведь Ильи уже нет. Мы молимся, чтобы Господь дал разум всем участникам этой истории сделать правильный вывод и не повторять своих ошибок. Надеемся и на ваше понимание...



С уважением, монах Никодим (Федоров), секретарь-референт епархиального архиерея.
Золотое кольцо
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе