Крещение Руси и крещение человека: “Нет на земле такого зрелища и красоты такой”

В таком казалось бы личном событии, как обретение веры, пятилетняя девочка конца XX века и средневековый князь оказались чрезвычайно похожи, вспоминает инокиня Евгения (Сеньчукова) свое собственное крещение.
Фото: pravyakutia.ru


Но удивления особого нет. Все понятно: не только 1030 лет назад Господь призвал на служение Себе этого средневекового князя, но и сегодня Он призывает всех нас.


Инокиня Евгения (Сеньчукова)


Год сейчас юбилейный – 1030 лет Крещения Руси, и это число, как всякая круглая дата, – хороший повод задуматься: чем для нас важен вспоминаемый эпизод, какую роль оказал на нашу историю… Спорить не приходится: Крещение Руси стало для нашей страны и государствообразующим, и народообразующим, и культурообразующим событием. Но мне бы хотелось поговорить не о том, что произошло за десять веков до нашего рождения, а о том, что в каждом из нас общего со святым равноапостольным князем Владимиром. В конце концов, христианство персоналистично, и то, как вера влияет на конкретного человека – не менее важно, чем вопрос о ее исторической значимости.

Рассуждать буду из своего собственного опыта. Так нагляднее.

Тридцать лет назад в моем доме появился толстый художественный альбом, посвященный тысячелетию Крещения Руси. На первой обложке – знаменитая новгородская икона “Чудо Георгия о змие”, а на последней – “Святой Георгий” Василия Кандинского. Уж не знаю, что там можно было в пять лет, только научившись читать, понимать в русском искусстве, но этот альбом я листала часами. От височных колец X века к супрематизму. От черепков из Старой Ладоги к “Философам” Нестерова. Серебряные и золотые кадила, икона “О Тебе радуется…”, дарохранительницы XVIII века, непонятное словосочетание “деисусный чин”… Завораживало.

Довольно скоро я попросила отвести меня в церковь и крестить. Думаю, это было первое мое сознательное решение. Вера даже в наивном “эстетическом” виде – это важный этап взросления. Примерно так же религия действует и в истории. В агиографической литературе очень много странных эпизодов: тонкие сны, странные совпадения, сильные эмоции, под влиянием которых люди обращаются к Богу – это не рациональное осмысление реальности, а просто яркие впечатления. Пока человек юн и неопытен, пока не очень хорошо владеет логикой или вовсе не хочет ею пользоваться, он строит свое мировоззрение именно на ярких впечатлениях.

Юный, в том числе и исторически юный человек не мог бы стать героем анекдота про поиск места для парковки: “Господи, если Ты поможешь мне поставить машину на стоянку… А, нет, спасибо, я сам нашел”. Совпадение для него – всегда чудо. Юный, в том числе и исторически юный человек не мог бы входить в Святую Софию в Царьграде, как турист в Айю-Софию в Стамбуле – и просто восхищаться прекрасными мозаиками и архитектурным совершенством строения. Красота для него – сакральна, она – Небо на земле.

Это не глупость и не простодушие. Это, если хотите, детскость. Замечательный психотерапевт Наталья Инина объясняет, что человек – это не прямая, на которой отмечены события прошлого и настоящего, а матрешка, внутри которой находится базовое “Я” – ребенок, который приобретает опыт и взрослеет, но остается все тем же. Соглашусь с этим определением. Вера и взывает к нашему базовому “Я” – дорассудочному, дологическому, дорациональному, даже дорефлексивному, так что обращение через личный опыт прежде всякого анализа достойно не меньшего уважения, чем обращение после чтения Рамбама, Аль-Газали, Григория Паламы и Карла Маркса с целью выбора наиболее правильной религии.

Если мы вспомним обстоятельства крещения князя Владимира согласно “Повести временных лет”, то не увидим в них почти ничего “разумного”, хотя в принципе выбирать веру он старался очень даже трезво: выслушал представителей различных религий, отправил своих послов для знакомства… Однако решающую роль играет не разум, а сердце.

Первый аргумент послов базируется на эстетике: “Нет на земле такого зрелища и красоты такой”. Последний – отсылает к авторитету “мудрейшей бабки” – святой Ольги. На Корсунь Владимир идет, уже собираясь креститься. Скептики, конечно, пожмут плечами: что ж за христианство такое, если на своих же единоверцев войной можно идти да еще и победу одержать не вполне честным путем. Да очень просто: неоформленное еще христианство, наивное, стихийное, именно что неразумное. Мудреть умом и душой князь будет после принятия крещения, а не последнюю роль в его воцерковлении сыграет, вероятно, греческая жена Анна – недаром братья отправляют ее замуж за “варвара”, убеждая: “Может быть, обратит тобою Бог Русскую землю к покаянию”.

Не будем сейчас поднимать вопрос о детальной точности изложения – большинство историков полагают, что события развивались не совсем так. Каноническая версия полезна описанием моделей и установок, актуальных в конечном итоге для любой эпохи. Как раз это и удивительно, и иллюстративно, и ценно – в таком казалось бы личном событии как обретение веры пятилетняя девочка конца XX века и средневековый князь оказались чрезвычайно похожи.

Да и удивления особого нет. Все понятно: не только 1030 лет назад Господь призвал на служение Себе этого средневекового князя, но и сегодня Он призывает всех нас. Так что если вера “догнала” – не надо бояться ее противоречивости и “странности”. Неофит может смело довериться своему религиозному чувству – как настоящая любовь, оно на первых порах не требует доказательств.



Автор
ИНОКИНЯ ЕВГЕНИЯ (СЕНЬЧУКОВА)
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе