Осада собора

После окончания на минувшей неделе Собора Русской православной церкви митрополит Ювеналий посетовал, что большинство СМИ писало не о Соборе, а о том, что происходило за его стенами

Увы, мирской публике интересней пикеты, молитвенные стояния, столкновения сторонников и противников Чукотского епископа Диомида (все же лишенного сана в последний день Собора) у стен храма Христа Спасителя (ХХС), нежели объемные доклады постоянных членов Синода. По законам пиара без скандала привлечь внимание к церковному официозу невозможно.

ВОЙНА ПЛАКАТОВ

В день открытия Архиерейского собора корреспондент «Огонька» явился в ХХС ранним утром. Море черных клобуков уже заполнило правый придел верхней церкви ХХС—на Собор приехало почти 200 иерархов. Правда, подойти к ним было нельзя—от немногочисленных мирян, молившихся в левом приделе, епископов отделяли патриаршая кафедра, перегородки и суровая охрана. Немногочисленные миряне выглядели очень оригинально—совершенно не так, как прихожане ХХС на обычной службе. Большинство имели за плечами тяжелые рюкзаки и сумки, а в руках держали иконы. Одеты миряне были скромно, даже несколько неопрятно, а выглядели устало—явно «не местные». Все стало ясно через полчаса, когда архиереи, помолившись и выслушав напутствие патриарха, боковыми коридорами проследовали в зону зала церковных Соборов, а миряне вышли на улицу.

Миряне эти оказались участниками молитвенного стояния и крестного хода, объединивших сторонников Чукотского епископа Диомида, антиэкуменистов и антиглобалистов, членов движения «За право жить без ИНН» и других церковных активистов. Постепенно их собралось почти тысяча человек—значительно больше, чем гостей и участников самого Собора. Миряне и примкнувшие к ним священники (в основном с Украины) устроили у стен ХХС настоящий митинг. «Нет экуменизму!», «Когти прочь от Диомида!», «Владыка Диомид—за чистоту православия!», «В Русском Синоде еретикам не место!» было начертано на рукописных транспарантах.

«Православный корпус» движения «Наши» вышел на свой пикет в 14 часов к памятнику Фридриху Энгельсу с лозунгами: «Мы за Собор!»; «Не хотим в чукотскую пещеру!»; «Русь едина и неделима»; «Мы ЗА богословие святых отцов и ПРОТИВ епископа Диомида». Дальше, если судить по сообщениям агентств, произошла драка «наших» и диомидовцев у ХХС. На место событий прибыли лидер «Православного корпуса» «Наших» Борис Якеменко и «глава православных граждан Москвы» Кирилл Фролов. Они комментировали инцидент собравшейся прессе. Напряжение нарастало. Поначалу «Интерфакс» сообщил, что в «драке» участвовало 15 человек, но позже Якеменко «уточнил»: дерущихся было около 400, однако обошлось без жертв. Хотя, цитирую по РИА Новости, диомидовцы «призывали к расколу церкви, прославляли Грозного и Раскольникова».

ЗАОЧНЫЙ ГЕРОЙ

Итак, имя ныне бывшего епископа Анадырского и Чукотского Диомида (Дзюбана) не раз звучало на этом Соборе. По имени его теперь знают все, но мало кто видел в лицо. 24 июня, аккурат в день открытия Собора, ему исполнилось 47 лет. В теленовостях даже показали «именинника» в первых рядах соборян, но то была «техническая ошибка». Диомид на Собор не приехал, затруднив этим разбор своего дела. Согласно канонам, епископа можно судить лишь очно, после троекратного приглашения на Собор.

Диомид признался «Огоньку», что во время зимних поездок по суровой епархии он простудился и страдает невралгией. «Я не могу сидеть,—пояснил он.—Могу только стоять или лежать, а в условиях Архиерейского собора это трудно осуществимо». Митрополит Кирилл (Гундяев), добивающийся примерного наказания борца с ИНН, иноверцами и экуменистами, его болезням не поверил. «Факты, которые он представил,—заявил митрополит,—не являются свидетельствами реальной болезни». Рабочая группа, разбиравшая воззрения епископа Диомида, рекомендовала Собору лишить его священного сана. Что, собственно, и произошло.

Окончательное решение по «делу Диомида» предопределил в своем докладе патриарх: «Фактически мы столкнулись с проблемой почти открытого противостояния… Использовались не свойственные церковному каноническому строю методы—распространение «открытых писем»». Как заметил научный сотрудник Института Европы РАН религиовед Роман Лункин, «поскольку в России почти отсутствует умеренная православная общественность, руководству РПЦ МП некого противопоставить общественности радикальной, которая легко объединилась вокруг епископа Диомида».

С УЧЕТОМ МНЕНИЯ ИЗ-ЗА РУБЕЖА

Помимо «дела Диомида» Собор рассмотрел «Православную доктрину прав человека», Устав церковного суда, вопрос автономии Украинской церкви Московского патриархата (УПЦ МП), совершил канонизацию святых. «Правозащитную доктрину» готовили в недрах ОВЦС МП, откуда несколько лет назад вышла и «Социальная концепция» патриархии. Как показывает опыт, на повседневную церковную жизнь такие документы не влияют. Либеральная доктрина прав человека основана на приоритете индивидуальных прав и свобод. Поскольку же доктрина православная построена на критике либеральной, то она, так или иначе, провозглашает приоритет «общего-традиционного» над «частным-эгоистичным». Как писал один из авторов доктрины, зампред ОВЦС МП протоиерей Чаплин, «есть вещи, которые более важны, чем уничтожение того или иного количества людей или даже жизни всего человечества. Это святыни и вера».

Примерно то же, что с правами человека, проделал Собор с церковным судом. Когда-то на Поместных соборах 1917—1918 годов и 1988 года Церковь пыталась внедрить в свою жизнь систему разделения властей. Однако сейчас митрополит Кирилл заявляет: Церкви чуждо всякое разделение властей. Церковный суд, очевидно, будет декоративным институтом—просто под указом о наказании провинившегося или вольнодумного священника будет стоять подпись не одного архиерея, а еще двух-трех руководящих работников епархии.

Определенная информационная прозрачность нынешнего Собора связана с тем, что в нем впервые участвовало несколько архиереев бывшей самостоятельной Русской зарубежной церкви во главе с ее новым первоиерархом митрополитом Иларионом (Капралом). Они поселились в гостинице «Даниловская» и были в некоторой степени доступны для мирян. В своем докладе на Соборе Иларион напомнил, что Всезарубежный собор 2006 года санкционировал воссоединение с РПЦ МП лишь при условии ее выхода из Всемирного совета церквей и экуменического движения. Выхода не последовало, в результате, как сообщает зарубежный митрополит: «Ряд священнослужителей, приходов и монастырей ушли из Зарубежной церкви… Люди вовсе не без оснований опасаются, что исполненный боли и надежды призыв Четвертого Всезарубежного собора к священноначалию Церкви в России пересмотреть участие во Всемирном совете церквей останется неуслышанным. Более того, может создаться впечатление, что это участие после подписания Акта о восстановлении единства Русской церкви не только не сократилось, но даже активизировалось… Даже если мы общаемся с инославными исключительно с целью убедить их в правоте православия, но при этом соблазняем своих собственных верующих и видим, как они уходят в раскол, мы обязаны переоценить свои позиции».
***
Собор выдался жарким. Но самый жаркий Собор все же впереди. В июле, в дни празднования 1020-летия Крещения Руси, в Киеве пройдут сразу два Собора УПЦ МП: Архиерейский и Поместный, с участием священников и мирян. Украина занимает первое место в мире по числу церковных приходов православного обряда. А епископат УПЦ МП превысил треть от общего числа епископов Московского патриархата. Украинская церковь, имеющая в рамках РПЦ МП самую широкую автономию, упорно движется к полной самостоятельности, автокефалии. Если она добьется этого, то, как честно признаются в Москве, разорвется последняя нить, связывающая Украину и Россию в единое духовное целое. Но главное, РПЦ МП перестанет быть крупнейшей православной Церковью мира, а этот статус дорогого стоит. Жаркое соборное лето еще не закончилось.

САМОКРИТИКА

Избранные места из доклада Алексия II на Архиерейском соборе
 
«Определения Архиерейских соборов нашей Церкви предписали лицам в священном сане отказаться от выдвижения своих кандидатур на выборах, от членства в партиях… Крайним исключением стали отступления от них. Надеюсь, что таких отступлений впредь никогда не будет» (имеется в виду участие в апреле—мае этого года архиепископа Павла (Лебидя) в выборах Киевского совета и его членство в Партии регионов в качестве учредителя).

«Информационная деятельность Церкви до сих пор остается на периферии интересов многих епархий. Некоторые из них даже не удосужились организовать у себя полноценный, достаточно содержательный интернет-сайт. Очевидно, это свидетельствует не об отсутствии событий, а о неумении представлять их обществу».

«Одной из проблем церковной жизни остается недостаточная сплоченность духовенства и мирян. Неумение объединить усилия, разделить труды служит серьезным препятствием на пути свидетельства миру об Истине Христовой. Во многих местах настоятели не проявляют должного интереса к деятельности соседних приходов, встречаясь со своими собратьями один-два раза в год».

«Порой в одном и том же городе соседствуют приходы, материальное процветание которых очевидно, и общины, которые крайне ограничены в средствах. Следует сделать все возможное, чтобы подобное социальное расслоение было чуждо Церкви».

«Ложные мотивы, которыми порой руководствуются отдельные монашествующие, препятствуют правильному устроению жизни в обители. Например, обет послушания и само послушание часто мыслятся не как средство исцеления больной человеческой природы, а как повод принудить человека к исполнению какого-то практического дела... В некоторых монастырях получает распространение практика молитвенного почитания не прославленных Церковью лиц. Это антиканоническое явление сеет смуту и соблазны в умах людей. Иногда архипастыри рукополагают иноков молодых, недостаточно опытных или пожилых по возрасту, но недавно принявших постриг, и те сразу становятся духовниками».

Александр СОЛДАТОВ

Огонек

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе