От А до Я православного вероучения

В начале мая состоялось пленарное заседание Синодальной богословской комиссии РПЦ, на котором обсуждалась подготовка планирующейся на осень очередной богословской конференции и вообще перспективы развития в России богословской науки. В пленуме кроме патриарха Кирилла, впервые выступившего перед комиссией, членом которой он был долгие годы, в качестве главы церкви, приняли участие ректоры духовных школ; входящие в Учебный комитет РПЦ протоиереи Валентин Асмус и Максим Козлов; секретарь Синодальной богословской комиссии протоиерей Владимир Шмалий; руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец и другие члены Богословской комиссии.

В частности на заседании обсуждалась тема создания свода доктринальных основ православного вероучения — «современного систематического изложения православного вероучения, своего рода развернутого катехизиса, который был бы адресован как членам Церкви, так и более широкой заинтересованной аудитории», как сказал патриарх Кирилл.


Такой документ был бы чрезвычайно полезен для церкви и с вероучительной, и с практической точки зрения — ведь среди батюшек нет единства даже по такому насущному вопросу, как готовить человека к причастию: одни требуют строгого поста с полуночи, непременной исповеди и т.д.; другие разрешают некоторые послабления. Что на этот счет говорят каноны, история, традиции, современная практика? Пока узнать это из какого-то единого источника практически невозможно. «Систематического изложения православного вероучения», одобренного соборным разумом, у Русской церкви нет.

Игумен Петр (Мещеринов):

Составление современного Православного Катехизиса — дело чрезвычайно нужное. Одна из основных проблем нашей церковной жизни заключается в том, что большинство церковных людей (и, увы, даже немало пастырей) на самом деле плохо знают (а то и вовсе не знают) веры Православной Церкви. По этой причине часто за Православие выдаётся невесть что — субъективные мнения, порой не только не имеющие отношения к христианству, но и противоположные ему. Многие пастыри позволяют себе излагать такие мнения «от лица Церкви», а их пастве сложно бывает обращаться к святоотеческим творениям, чтобы убедиться в истинности или ложности тех или иных точек зрения со строго церковных позиций. Для того чтобы их изложить доступно, и нужен катехизис — каждый не только прихожанин, но и просто интересующийся человек будет знать, что является истиной Церкви, а что — нет. Хочется надеяться, что новый катехизис даст церковные ответы и на многие актуальные на сегодняшний день вопросы — такие, например, как отношение к инославию, соотношение неизменяемого и изменяемого в церковной жизни и т.п. Конечно, с составлением основного свода учения Церкви мы опоздали лет на двадцать, но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.

Проф.-свящ. Георгий Кочетков:

Новый катехизис просто необходим для всей церкви. Это очень существенный вопрос. Но нужно понимать, что это не прописи, это не то, что можно изложить однозначно. Святые отцы всегда противоречили в чём-то друг другу, всегда были дерзновенными, всегда давали повод для критики, всегда какая-то часть их наследия потом не входила в наследие всей церкви. Тем не менее они святые отцы. Как сказал о. Георгий Флоровский, у каждого святого отца есть какая-то своя маленькая «ересь», кроме святого Григория Богослова. 

Поэтому очень важно, что будет взято за основу. Нельзя не учитывать опыт о. Сергия Булгакова, Н.А. Бердяева — не букву, а именно опыт всего религиозно-философского русского возрождения XIX-XX века. Если его проигнорировать, этот катехизис будет ужасен, даже если он будет состоять из одних святоотеческих цитат. Если же этот опыт будет использован, то есть надежда. 

Честно говоря, если бы меня спросили, как надо это дело делать, я сказал бы так: пусть в наших духовных школах, которые всегда отличались определённой степенью схоластичности, создадут нормальный схоластический учебник, как делал митрополит Филарет, но только лучше, конечно. И пусть учтут при этом те многочисленные катехизисы, которые уже были написаны в XX веке, начиная от детских и кончая очень взрослыми, такими как «Введение в православное богословие» Христоса Яннараса, катехизис епископа Александра Семёнова-Тянь-Шанского, «Как мы веруем» архиеп. Павла Финляндского, «Православие» Павла Евдокимова, «Православие» о. Сергия Булгакова, «Православная церковь» митрополита Каллиста (Уэра) и т.д. Да, они очень не схоластические, это живая речь, живое свидетельство, которое доказало свою жизненность на протяжении десятилетий. 

Думаю, что надо создавать разные версии и давать их на обсуждение церкви. И открыто сказать, что там, может быть, не сразу всё будет удачно. Если тех, кто будет критиковать эту работу, не будут преследовать, тогда будет толк. А потом, после того, как это сделают, пусть скажут, что все остальные варианты тоже пригодны, но только не как официальная книга, одобренная Синодом, а как то цветение духа, цветение жизни, без которого ничто не может быть сделано. И если будет так, то, я уверен, этот труд не пройдёт впустую. 

Но что меня насторожило: на обсуждение не пригласили никого из членов нашего движения — не обязательно меня, но хотя бы Давида Мкртичевича Гзгзяна, которого уже не раз приглашали на подобные встречи, — это признак, по-моему, не очень добрый. Если есть стремление создать некую «единую и неизменяемую формулу веры», то это обречено на провал.

Проф.-свящ. Георгий Кочетков — ректор Свято-Филаретовского института

Ежедневный журнал
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе