Русская Пасха

Беседа с протоиереем Олегом Стеняевым о новомучениках и исповедниках Российских.

– Отец Олег, что для каждого из нас означает Воскресение Христово?

– Действительно, все праздники имеют для нас практическое значение. Рождество Христово сродняет Сына Божия с каждым из нас. Его Смерть в Страстную Пятницу есть принесение жертвы умилостивления за наши грехи; в Пасху, воскресив Сына Своего из мертвых, Бог Отец показал, что принял эту жертву. Вознесение Христово есть вхождение самой нашей человеческой природы (а значит, и каждого из нас) в мистическую жизнь Святой Троицы. Сказано: «…и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом – благодатью вы спасены – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» (Ефес. 2:5–7). То есть все, что происходит с нами, происходит во Христе и со Христом. С Ним мы рождаемся и с Ним умираем, с Ним и воскреснем, а в Нем уже и посажены на небесах (как Тело Его) одесную Бога Отца.

– А если мы недостойны?

– «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Ефес. 2:8–9). А то, что Церковь Его и есть Его Тело, то сказано: «И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12:27). Как Тело Его мы и были вознесены в Нем на небеса и воссели в Нем одесную Бога Отца.

– Cказано: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его» (Откр. 3:21). Наша-то в чем победа?

– Давайте вспомним, как на Западе изображают Георгия Победоносца: рыцарь в латах, играющий мышцами. Весь он перенапряжен, ему пот даже изображают на лбу, на теле. В православной иконописной традиции это одухотворенный юноша, который спокойно сидит на коне. Даже копье он придерживает буквально   пальцем. Подлинная победа не совершается механическими усилиями. В духовной жизни, как говорил старец Паисий Святогорец, не нужны бицепсы. В православном миропонимании главная победа это победа духа над плотью, а не торжество плоти над другой плотью. Поэтому для нас настоящий герой это тот, кто прежде всего внутри себя одержал победу. Смотрите, в правом верхнем углу православной иконы великомученика Георгия – всегда благословляющая десница Христа или изображение Его Самого. Истинный победитель – Сам Господь. А мы можем стать соучастниками Его победы, если посвящаем свою жизнь Христу, как это делали святые.

– Как посвятить свою жизнь Христу?

– Святые мученики, новомученики буквально исполнили заповедь: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою (то есть жизнь свою) за други своя» (Ин. 15:13). Когда они за свидетельство об Иисусе Христе принимали мученическую кончину, это было возможно для них только благодаря Благодати Христовой, укрепляющей их. Потому что сами по себе мы не можем преодолеть испытания, муки, которые встречаются на нашем жизненном пути. Христос Победитель может победить и за нас с вами. Мы не избавляемся от борьбы, но с Господом мы из любых обстоятельств выходим победителями. Например, человек болен. Что делать? Посвятить свои страдания Богу. Принять их как из руки Божией. Мы же знаем, что без воли Отца Небесного даже волос с головы нашей не может упасть (Мф. 10:29–30). Воспринимая любую скорбь не как досадно-случайное недоразумение, а в качестве посланного нам условия спасения, мы и посвящаем свою жизнь Богу. И таким образом можем сострадать страдающему Христу.

Христианин обращает свою жизнь в крестоношение. Берет крест, который ему посылает Господь, и несет его без ропота, с благодарением. Так и проявляется жертвенность, в которой мы уподобляемся Господу нашему. Я наблюдал одного наркозависимого, который во имя Христа отказался от наркотиков. Когда человек наркозависим, каждая клетка его тела находится в химической зависимости. Он переживал в течение нескольких месяцев такие муки, что мы даже представить себе не можем. Настоящий мученик. Он проявлял невероятное терпение, посвятив свои страдания Христу. И Господь принял его подвиг, вызвысил душу этого кающегося наркомана. Этот человек достиг внутреннего умиротворения. Пройдя через скорби, сподобился Сретения Воскресшаго Христа. Именно так христианская вера наполняет смыслом все: и мучения, и страдания, и лишения, и болезнь. И даже там, где для неверующих смерть воспринимается как небытие, мрак, мы встречаем Христа и Свет Божественной любви, которая объемлет нас в нашем последнем испытании, когда саму смерть мы воспримем как последнюю епитимью от Бога, посланную для нас.

– Откуда известно, что Бог Отец, воскресивший Сына Своего, совоскресит и нас?

– Апостол Павел ответил: «Если же Дух Того [Бога Отца], Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела  Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:11).

– «Видехом Свет истинный, прияхом Духа Небеснаго», – слова благодарственного песнопения, поющегося после Причащения Святым Христовым Таинам…

– Христос, когда облекся в человеческую природу, стал сотелесником каждого из нас. Именно этим термином – сотелесник – святые отцы выражают то, как Господь приблизился к нам. И как наш сотелесник Он воскрес, вознесся на небеса и воссел одесную Бога Отца. Истинная человеческая природа Христа сопричастна нашей человеческой природе. Когда мы говорим, что в Иисусе Христе две природы, мы понимаем, что по Божеству Он единосущен Богу Отцу, а по человечеству Он единосущен каждому человеку, живущему на земле. Поэтому, воссев на небесах одесную Бога Отца в Своей истинной человеческой природе, Он и всех нас переносит на Престол славы. Ходатайствует Он за нас вечно Своим Телом, которое было изъязвлено за наши грехи и беззакония. И Бог Отец взирает на род человеческий через раны Сына Своего. И взирая на нас через Распятие Христово, Бог Отец видит нас не просто прощенными, помилованными, но и оправданными. И в день Воскресения Христова было засвидетельствовано о том, что жертва за грехи всего мира была принята Богом Отцом.

– Мы вступаем в единокровное родство и становимся сотелесниками Господу Иисусу Христу в Таинстве Причащения?

– Нет, мы сотелесники фактом рождения. Он облекся в человеческую природу, и когда Он воплотился, все люди на земле стали Ему сотелесниками, а Он – всем нам стал сотелесником. Крещеные, некрещеные – все стали сотелесниками.

– Тогда какой полноты единения с Господом мы сподобляемся в Таинствах Крещения (когда сочетаваемся Христу) и особенно – Причащения?

– Открываем Библию, Второе послание апостола Петра, читаем: «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества» (2 Петр. 1:3–4). Когда мы зарождаемся в этот мир, даже в момент зачатия, мы уже становимся сотелесниками Христа, потому что Он, вочеловечившись, облекся в человеческую природу. А когда мы причащаемся Его Тела и Крови, мы становимся причастниками Его Божеского естества. Мы становимся причастниками Божеского естества по благодати, по милости Божией. Это и есть тайна Божественной Евхаристии, к которой мы приступаем, именно благодаря тому, что Христос Своими страданиями омыл наши грехи, а в день Своего Воскресения из мертвых запечатлел для всего рода человеческого тайну Божиего прощения. Ибо когда Бог Отец воскресил Сына, Сын восстал силой ипостасного Божества в Духе Святом – это было свидетельством того, что жертва за наши грехи была принята. И в Причастии мы становимся причастниками Божеского естества.

– В чем смысл слов: «…славы Моей не дам иному» (Ис. 48:11)? Что означают слава Христова? Братьям же Зеведеевым, утвердительно ответившим на вопрос Христов: «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?» (Мк. 10:38), – Господь сказал: «…чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» (Мк. 10:39). И разве не эту чашу испили и не этим крещением Духа крестились новомученики и исповедники Российские?


Сошествие во ад. Икона XVI века


– Святые отцы пишут, что есть три типа людей: 1) человек плотский – тот, кто наслаждается страданиями других (таких людей мало на земле); 2) человек душевный – тот, кто хочет, чтобы ему было хорошо и чтобы другим тоже было хорошо (таких большинство); 3) человек духовный – тот, кто готов сам страдать, чтобы другим было хорошо. Когда мы говорим о жертвенном служении мучеников, мы опытно знаем, что их подвиг – это всегда живительная сила, благодаря которой Церковь поднимается на новый духовный уровень. Но при этом мы должны понять, что эта жертва не является искуплением. Мученик просто наиболее уподобляется в своем подвиге Христу, полагая душу свою за други своя (Ин. 15:13). Но искупитель для всех один – Господь наш Иисус Христос.

– Каким будет наше тело, когда воскреснет из гроба?

– Воскреснет именно наше тело, хотя оно и изменится, но это будет узнаваемое тело, которое сохранит индивидуальные особенности: «…тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие» (1 Кор. 15:53); и еще: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его…» (Иов. 19:25–27). По своим духовным и физическим качествам наше тело будет напоминать тело Господа Иисуса Христа по Его Воскресении из мертвых. Святитель Иоанн Златоуст считал, что если мы хотим пережить воскресение Жизни, а не воскресение смерти, то мы должны духовно воскреснуть для Бога уже в этой, земной жизни, тогда мы не переживем духовной смерти в аду: «Когда блудник делается целомудренным, корыстолюбивый – милосердным, жестокий – кротким, то и в этом заключается воскресение, служащее началом будущего…»

– Если новомученики, страдая ради Христа, страдали и за нас, чтобы сохранить нам дар истинной веры в Бога и исповедания Его, тогда что может быть свидетельством того, что народ принял своих героев?

– Точно так же, как мы чаем воскресения каждого конкретного человека, воскресают и целые общества. В XX в. Русская Православная Церковь взошла на свою Голгофу, в лучших представителях русского народа принеся жертву Богу. Вслед за Русской голгофой будет и Русская Пасха. Русское воскресение, о котором преподобный Серафим Саровский говорил, что когда никто не будет ждать, это произойдет! Когда произошел переворот 1917 г. и безбожники пришли к власти, они с неистовой яростью стали нападать на Русскую Православную Церковь. Когда мы приезжаем в Бутово, многие верующие говорят: здесь земля гудит под ногами. Сколько здесь расстреляно архиереев, священников, старост, алтарников, звонарей, свеченосцев! Среди них были дети, подростки по 12–14 лет. Почему их убивали? Потому что их не могли заставить отречься от Христа. И как признание своего бессилия умертвить их душу – убивали тела. Новомученики – знамя возрождения Церкви! Это герои веры и духа. Победы веры над злобой, духа над тлением. И наша Русская Православная Церковь, взошедшая на свою Голгофу, переживет свою Пасху именно потому, что те, от кого зависело отречься от Христа или нет, не отреклись от Него и остались до конца верны Богу. Каждый должен пережить во Христе собственное духовно-нравственное воскресение. И тогда можно говорить о том, что в русском сознании Пасха – это то, что ожидает нашу державу в будущем, когда из безликого СНГ она преобразится в состояние Святой Руси – единство славянских народов.

– Постоянно говорят о Русской Пасхе в будущем – то есть мы еще совершаем Пасху как переход (если обратиться к ветхозаветному первоисточнику этого слова)?

 – Сейчас Русской голгофы уже нет, так как гонения прекратились. Сейчас – состояние смерти. Эта пауза может кого-то беспокоить, как и апостолы по смерти Христовой были все в каком-то напряжении. А когда Христос воскрес, все уже праздновали победу Жизни над смертью. Если Россия преодолеет эту пропасть нравственной смерти, в том числе и благодаря подвигу своих новомучеников и исповедников, и наше общество переживет духовное воскресение – это будет русское чудо, которое укрепит и восстановит многих.

Автор
Беседовала Ольга Орлова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе