Женщина в православной церкви

У церковных и светских людей есть общая иллюзия, касающаяся церковной жизни: и тем и другим весьма часто представляется, что Церковь вне перемен. Нерелигиозно настроенные люди говорят об этом в диапазоне от сожаления до негодования. Православные же предпочитают гордиться собственной неизменностью. А перемены все же есть. Нужно только настроить глаза так, чтобы разрешить себе их заметить. Так что же меняется в русском православии на рубеже тысячелетий?

Главная перемена – это изменение женской роли в церковной жизни.

Женщины всегда были большинством в Церкви. Но это было молчащее большинство. «Высокая культура» - то есть культура школ и храмов – была мужской.

Такой она была и в античности, и в мире Ветхого Завета. От некоторых ветхозаветных текстов остается впечатление, что женщина воспринимается как движимое имущество («не желай жены ближнего твоего, рабыни, вола, осла» - Исх 20,17). Мир публичной педагогики и проповеди для женщины был закрыт.

Конечно, женщина – человек, а по христианскому представлению способность к творчеству есть одна из Богообразных черт человека. Поэтому в христианстве на женское книжное творчество запрета не было. Церковь приняла в свое Богослужение Рождества и Страстной Седмицы песнопения, написанные в IX веке монахиней Кассией (и, кстати, отнюдь не анонимные, но подписанные ее, женским именем).

Классическим источником по византийской истории остается и книга Анны Комнин «Алексиада», описывающая жизнь ее отца – императора Алексия Комнина (12 век).

Образование, получаемое девушкой, также не осуждалось. Оттого германский закон 1225 года, регламентирующий раздел имущества при разводе супругов, формулировал так: «жене идут все овцы, гуси, лари, пряжа, постели, перины, подушки, кольца, убрусы, псалтири и всякие божественные книги, обычно читаемые женщинами, сундуки, ковры, мягкие сиденья, занавески…». Издатели дореволюционной хрестоматии по Средневековью, откуда я взял эту цитату, к этому месту сочли необходимым сделать пояснение: «В средние века женщины, в общем, грамотнее мужчин».

И все же при определении места женщины в жизни христианской общины было принято вспоминать прежде всего слова апостола - «жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор. 14,34-35).

Есть текст. Но есть еще и история понимания этого текста. Слова апостола Павла, запрещающие женщине возвышать глас свой в церковном собрании, понимались как внутрицерковная заповедь в течение девятнадцати столетий. Понимались настолько жестко, что женщины не могли даже петь в церковном хоре. Знаменитые Блоковские строки – «девушка пела в церковном хоре….» – это свидетельство об уже начавшихся переменах: к концу XIX века ситуация начала меняться. Женские голоса сменили мальчиков в церковных хорах. Поначалу – «де факто». Затем уже всерьез (Архангельский стал первым композитором, который стал писать специально для женских голосов в церковных хорах).

После революции, когда мужчины ушли из храмов, женщины стали исполнять прежде чисто мужские послушания церковных чтецов и даже алтарников.

Особняком стоит дата 1971 года. В этот год впервые в истории Церкви делегатами Поместного Собора стали женщины (даже на архидемократическом Соборе 1917-1918 годов женщин, в том числе и игумений, не было). Участвовали женщины и в работе Поместного Собора 1990 года, избравшего Патриарха Алексия II.

В 90-е годы пришла пора религиозной свободы – и отнюдь не всё вернулось «на круги своя». Женщины стали проповедовать: писать статьи и книги, издавать и редактировать богословские журналы, вести уроки Закона Божия в церковных и светских школах, богословия в светских университетах (в XIX веке законоучитель это только батюшка). В Тихоновском Богословском институте даже литургику – науку о богослужении – преподает женщина (М. С. Красовицкая)! И там же уже прошло несколько успешных защит богословских диссертаций женщинами.

В современной же культуре наконец-то зазвучали те голоса, которые принадлежали прежде «молчащему большинству». В Церкви зазвучал голос женщин. Православная женская богословская мысль рождается только на наших глазах.

И я рад, что именно монастырь, причем укорененный в древнейшей и славнейший обители Руси – московское подворье Троице-Сергиевой Лавры издает богословские труды женщин (Олеси Николаевой и Ирины Силуяновой).

Я рад этому парадоксу: именно монахи дают возможность зазвучать в Церкви голосу женщин.

Русская мысль, №60 (4593), 31 марта - 6 апреля 2006

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе