Имя им Легион Марии

Экзотическая африканская Церковь считает всех европейцев отступниками от Христа


В Найроби можно найти храм на любой вкус. Африканцы – народ очень набожный, поэтому людей, совершающих разного рода богослужения, можно встретить в столице Кении практически везде. А если пойти в район трущоб Кибера, то церкви будут попадаться буквально на каждом шагу. Именно среди бараков Киберы мне встретился странного вида человек, в длинном синем балахоне и с деревянным автоматом в руках. Вместо мушки прицела над дулом красовались три креста. Владелец бутафорского «оружия», тридцатилетний Абрахам Отиено пригласил меня на богослужение в церковь Legio Maria (лат. Легиона Марии).


В ближайшее воскресенье я добрался до района Маконгени, где находится «кафедральный» собор Легиона Марии. После прошедшего ночью дождя почти вся церковная территория покрыта растоптанной грязью. Не успеваю я сделать несколько шагов внутри церковной ограды, как меня окликают и просят снять обувь. «В святом месте все ходят босиком», – говорит появившийся из-за спины мужчина в балахоне. Он отводит меня в небольшую комнатку, где сидят три священника. Узнав, что я пришел фотографировать, они просят сделать пожертвование на Церковь:


– Мы ведь в какой-то мере себя тоже жертвуем, когда разрешаем нас снимать.


Я кладу небольшую купюру на стол. Один из «отцов» замечает, что я должен пожертвовать еще столько же лично им. Я «жертвую» еще и уже собираюсь выходить, как меня снова останавливают:


– Здесь ходить без нагрудного знака с нашим Мессией запрещено. Мы тебе сейчас принесем один. Он стоит всего 200 шиллингов (около 60 рублей).


У меня снова берут деньги и взамен надевают похожий на панагию медальон. На нем изображен Симео Ондето – Черный Иисус, один из основателей Легиона Марии.


В 60-х годах прошлого столетия, сразу после обретения Кенией независимости, Симео Ондето, представитель племени Луо, образовал новую Церковь, которая отделилась от Католической и объявила последнюю еретической. Симео вместе со своей сподвижницей Гауденсией Аоко объявили себя Иисусом Христом и Девой Марией. По их версии, они оба были взяты на небеса, где получили от Бога и пророков указания по созданию новой Церкви.


Именно на небесах Симео и Груденсия были «просвещены» о своих мессианских «инкарнациях». Согласно учению Легиона Марии, Бог трижды посылал людям «мессий». Первый раз это был ветхозаветный первосвященник Мелхиседек. Потом приходил Христос, которого отвергли и убили «европейцы». Симео учил, что именно римские легионеры, распявшие Иисуса на кресте, олицетворяют всех белых людей с Запада. Наконец, в ХХ веке Бог снова послал своего Мессию на землю. Но на этот раз только к чернокожим африканцам, на которых Господь возложил свою последнюю надежду.


Сподвижница нового «Иисуса», Гауденсия Аоко, тоже укрепляла в новоиспеченной Церкви свое влияние, основанное на видениях и пророчествах. Она разоблачала Католическую Церковь, которая в те времена якобы утаивала от людей третью тайну Фатимы. По версии Аоко, Дева Мария сообщила португальским пастушкам о пришествии нового Мессии в Африку и о том, что все божественное благоволение теперь переходит на Черный континент. Когда ее спрашивали, откуда она об этом знает, Гауденсия отвечала, что она сама давала тем детям свои указания, явившись им до своего нового воплощения в Африке...


Босиком и с изображением чернокожего Мессии на груди я наконец выхожу на свежий воздух. У небольшой деревянной церквушки, гордо именуемой «собором», уже собрались люди. Все они одеты в разноцветные балахоны, у многих из прихожан в руках деревянные мечи, ножи и автоматы.


– Это символы духовного оружия, – говорит мне один из верующих. – Мы ими защищаемся от демонов.


Судя по сообщениям информагентств, члены Легиона Марии применяют свое вооружение не только для борьбы с бесплотными духами. С его помощью они также решают внутрицерковные споры.


Падая ниц, прихожане целуют грязь у порога и входят в храм. Женщины и мужчины встают по разные стороны зала. Вскоре в церковь входит торжественная процессия духовенства во главе с епископом. В Найроби, как и в Риме, его тоже зовут Папой. Богослужение Церкви Легион Марии почти такое же, как и старая нереформированная католическая месса. Большинство молитв совершается на латыни. На местных наречиях поются только «свежие» гимны о новом «мессии». Во время богослужения многие из прихожан входят в транс, падают на пол и бьются в экстазе. Один мужчина начинает переговариваться с «пророком Авраамом». Достав из рюкзачка рацию, он кричит на всю церковь: «Авраам, Авраам, ты слышишь меня? Прием! Прием!» Некая женщина, катающаяся по полу храма из стороны в сторону, вдруг достает бумагу, пишет на ней ручкой сплошные линии и кресты и вручает этот листок мне. «Это послание тебе от Святого Духа! После службы я тебе его переведу».


После причастия вся община выходит на улицу для совершения обряда изгнания демонов. Люди становятся в полукруг, а местные «пророки» принимаются поливать их «святой водой» из брызгалок и возлагать руки на преклоненные головы. Ко мне подходит женщина с мечом и кружкой воды в руке.


– Пей, – грозно говорит она. – Это святая вода.


Я пытаюсь отказаться. Лицо женщины кривится в страшной, отнюдь не благочестивой гримасе, она протягивает кружку к моему лицу.


– Дух велел тебе выпить это!


Я решаю не перечить «духу» и делаю пару глотков.


– А это твоему фотоаппарату!


Все содержимое полулитровой кружки выливается на мою камеру. Я не успеваю ее прикрыть. Женщина исчезает, а фотоаппарат перестает работать. Впавшие в транс прихожане начинают враждебно поглядывать на меня, и я спешу уйти подальше от этой церкви, так и не узнав, что же было в той «записке от Святого Духа». Но вряд ли там было что-то про мое собственное спасение. Ведь, по учению Легиона Марии, мы, европейцы, уже упустили свой шанс две тысячи лет назад.

Влад Сохин - фотограф, путешественник

Независимая газета

Поделиться
Комментировать