Репрессии против иранских христиан: правда и вымысел

Во время прошлогоднего обострения иранской внутриполитической обстановки, во многих средствах массовой информации, развернулась очередная компания с обвинениями Тегерана в ущемлении прав и преследовании иранских христиан за их убеждения. Так с чем же связано такое их внимание к Ирану?

Правовое положение христиан в Иране.

Конституция Исламской Республики Иран, принятая после исламской революции в 1979 году, закрепляет в качестве государственной религии шиитское направление ислама, но одновременно она признает и закрепляет права основных религиозных меньшинств, проживающих в стране. К числу таких признаваемых меньшинств, согласно статье 13 Конституции относятся и иранские христиане, которым гарантируются право на свободное осуществление религиозных обрядов и возможность поступать в гражданских и семейных делах, согласно своему учению. Статья 14 Конституции дополнительно указывает, что правительство должно с добротой и исламской справедливостью относиться к немусульманам и соблюдать их права человека, если они не участвуют в заговорах и не выступают против ислама и Исламской Республики Иран. Ну а статья 26 Конституции дает возможность создавать и вести деятельность организациям религиозных меньшинств, если они не нарушают принципы независимости, свободы, национального единства, исламские нормы и основы государства. Иранским христианам статья 64 Конституции гарантирует и представление в парламенте (меджлисе), согласно этой конституционной норме один депутат избирается от ассирийцев и халдеев и два депутата представляют армян.

Сейчас в Иране христиан около 300 тысяч человек из 70 миллионного населения республики, большинство из них – до 200 тысяч человек составляют армяне, а второй по величине группой являются ассирийцы и халдеи. Кроме этих есть и христианские общины поменьше. В Иране действует до 600 христианских церквей, в их числе есть, например и православный Свято-Николаевский Собор в Тегеране. В этих церквях христиане свободно проводят религиозные церемонии и обряды. Также как и другие признаваемые религиозные меньшинства, христиане могут издавать свою религиозную литературу и выпускать различные газеты и журналы, официально отмечать церковные праздники, и т.п. Кроме того, хоть вся система образования в Иране и едина, но существуют школы, в которых организовано обучение детей из таких общин. Там на отдельных уроках дети, кроме общеобязательной программы изучают также свой язык, культуру и религию. Естественно, что на христиан, также как и на всех иранцев распространяются даваемые государством основные социальные гарантии и права. В соответствии с христианскими обычаями и традициями регулируются и возникающие правовые вопросы семейного и гражданского права, которые основываются на религиозных нормах. Сделаны исключения и из некоторых других законов, так христианские общины могут производить и употреблять вино, в соответствии со своими традициями. Государство обычно старается не сильно вмешиваться в их внутреннюю жизнь, но оказывает помощь в случае необходимости, так например значительные суммы выделяются на поддержание многих исторических христианских церквей и памятников.

Конечно, христиане в Иране испытывают и серьезные ограничения, связанные с тем, что это все-таки шиитское государство и иранская государственная и правовая системы основаны на религиозных нормах. Из-за этого же иранские власти очень серьезно относятся к любым попыткам ведения миссионерской деятельности и обращения мусульман в другую веру. Такая деятельность в стране запрещена, и иранские спецслужбы жестко пресекают попытки ее ведения. Помимо этого, как нередко бывает и в других странах, меньшинства испытывают большее давление со стороны непорядочных представителей государственной власти. Но, несмотря на это, все же следует признать, что при сравнении с большинством окружающих стран положение иранских христиан можно признать неплохим. Так в одном из ближайших региональных союзников США – Саудовской Аравии даже иностранцы не могут свободно проводить свои обряды, и не может даже идти и речи об открытии какой-либо христианской церкви в стране. А из соседнего Ирака, после вторжения и оккупации его американскими войсками происходит настоящий массовый исход христиан, так как они стали одной из главных целей для террористов и просто бандитов. И сейчас, даже спустя уже почти 7 лет после начала войны и оккупации страны, убийства и нападения на христиан в Ираке не прекращаются.

Почему же такое внимание уделяется Ирану?

Конституция и законы Исламской Республики Иран разрешают деятельность не только традиционных для Ирана христианских церквей, таких как, например Армянская Апостольская Церковь, Ассирийская Церковь Востока или Халдейская Католическая Церковь, но и различных новых протестантских евангелических течений. Эти евангелистские организации проникли в Иран в XX веке, и пришли они из западных стран, в первую очередь из Соединенных Штатов Америки. Это неудивительно, так как именно США в XIX-XX вв. стали основным оплотом для ряда очень мощных неохристианских культов, от баптистов, методистов, пресвитериан, пятидесятников, адвентистов седьмого дня и т.д. до мормонов, свидетелей Иеговы и пр. Отличия некоторых из них от традиционных церквей и основных положений христианства настолько велики, что многими серьезно оспаривается их принадлежность к христианству вообще. Даже внутри протестантских церквей нет единства мнений по поводу принадлежности этих относительно новых религиозных течений именно к протестантству, поэтому адвентистов, пятидесятников и т.п. иногда выделяют в отдельную группу – неопротестантов.

Отличительной чертой большинства этих неохристианских культов является их крайне агрессивная миссионерская деятельность и попытка навязывания своей веры и культуры везде, где только возможно. Но особое внимание уделяется деятельности в странах, проводящих самостоятельную политику – России, Китае, Индии и т.п. Для проникновения в эти страны и распространения их влияния, они используют как собственные ресурсы, так и покровительство правительства США, которое при малейших проблемах в каких-либо странах начинает обвинять эти государства в нарушении прав человека.

Не избежал подобного внимания с их стороны и Иран. Сейчас количество протестантов в Иране оценивается в районе десяти тысяч человек, однако, их может быть и больше из-за ведущейся скрытой миссионерской деятельности. Естественно это беспокоит иранские власти, которые не желают насаждения чужеродной веры и культуры у себя и опасаются, что за этими группами могут стоять западные разведки. Это приводит к арестам отдельных активистов и ограничениям деятельности.

Показательным и наиболее известным случаем в прошлом году было дело с двумя иранками – Марзие Амирзаде и Мариам Ростампур, которые перешли из ислама в христианство, а точнее стали членами одной из евангелистских групп. Они были арестованы и им были предъявлены обвинения, главным из которых было обвинение в деятельности, направленной против государства. Однако вслед за этим, через множество, в первую очередь американских сайтов и СМИ прошел вал обвинений в адрес Ирана, вплоть до того, что этих двух женщин уже приговорили к смертной казни за их веру. Особенно интересно, что все это совпало с предвыборной президентской кампанией в Иране и беспорядками, начавшимися после выборов. Зато потом малозамеченным прошел тот факт, что в конце 2009 года суд снял с них обвинения в антигосударственной деятельности, после чего они обе были выпущены из тюрьмы.

Вряд ли можно назвать случайным тот факт, что жалобы на преследования со стороны властей поступают не от крупнейшей христианской церкви Ирана – Армянской Апостольской церкви или других традиционных церквей, а именно от действующих в Иране евангелистских неопротестантских организаций, особенно от Jama'at-e Rabbani – иранской ветви «Ассамблеи Бога» (Assemblies of God).

Ассамблеи Бога

«Ассамблеи Бога» - это одно из крупнейших объединений церквей пятидесятников, которое возникло в Соединенных Штатах Америки в начале двадцатого века и к настоящему времени выросло до международных масштабов, ведя активную деятельность во многих странах. В самих США эта организация входит в десятку крупнейших протестантских деноминаций с почти тремя миллионами последователей. Известно, что в течение многих лет активным членом общины пятидесятников, входящей в «Ассамблею Бога» была например бывший кандидат в вице-президенты США от республиканской партии и бывший губернатор Аляски Сара Пэйлин. Интересным в этом случае выглядит ее видеообращение к «Ассамблеи Бога» про войну в Ираке, в котором она сказала: «Молитесь за наших военных – мужчин и женщин, – борющихся за правое дело. И за эту страну, за наших национальных лидеров, посылающих их на выполнение задачи, поставленной Богом. Это то, в чем мы должны быть уверенными, когда молимся, – в том, что существует план, и план этот – Божий план»

Одним из отличий пятидесятников является то, что они считают, что в результате Крещения Святым Духом на верующих нисходит особая сила, внешними проявлениями которой являются говорение на иных языках (глоссолалия), способность к пророчествам, чудесным исцелениям, различению духов и т.п. Так это, например, описывается в книге «Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования», историка и богослова А.Л. Дворкина: «В 1906 г. Сеймур получил место в негритянской «общине святости» в Лос-Анджелесе, где он начал проповедовать «третье благословение» и глоссолалию. Конгрегация вскоре изгнала незадачливого проповедника. Но Сеймур не сдался: в начале апреля он арендовал для молитвенных собраний заброшенное здание старой методистской церкви по адресу: Азуза стрит, д. 332. Девятого апреля Сеймур заявил своим прихожанам, что тот, кто не говорит на языках, еще не крещен Духом, добавив, что сам он личной Пятидесятницы еще не пережил и призывает всех «святых» молиться с ним, покуда Дух не снизойдет на них. После молений и поста на все собрание «ниспал огонь»: люди стали падать на пол, говорить языками, истерически смеяться, рыдать, трястись, производить неконтролируемые движения. Этот день и стал подлинным днем рождения пятидесятничества. События развивались бурно: собрания на улице Азуза стали ежедневными, продолжались с десяти утра до полуночи. К концу 1906 г. в Лос-Анджелесе образовалось уже девять пятидесятнических общин. Многие проповедники и миссионеры, работавшие в Азии, Африке и Европе, услышали об этих событиях и поспешили в Лос-Анджелес, чтобы своими глазами увидеть это «пробуждение» и затем понести «огонь» дальше, в родные пределы. Так пятидесятиичество стало международным фактором»



Богослужение неопятидесятников

Сейчас эти религиозные организации ведут свою деятельность и в России, а например, ту же «Ассамблею Бога» можно найти в списке деструктивных тоталитарных сект и групп, обладающие значительным числом признаков таковых, согласно Приложению к Итоговой декларации Международной конференции «Тоталитарные секты - угроза религиозного экстремизма» . Эта конференция проводилась в 2002 году в Екатеринбурге, ее организатором была Екатеринбургская епархия Русской Православной Церкви и проходила она под эгидой Полномочного представителя Президента в Уральском Федеральном округе.

Таким образом, видно, что деятельность «Ассамблеи Бога» и подобных ей религиозных групп, вызывает подозрения не только у иранских властей, но и у представителей традиционных христианских церквей в других странах. А то, что любые действия именно против них получают такую широкую известность и освещение в западных СМИ неудивительны, ведь основная база этих неопротестантских течений находится в США. К тому же это помогает вести пропагандистскую компанию против Тегерана, что для американских властей тоже немаловажно.

Надо заметить, что обвинения в нарушениях религиозных свобод часто используются не только против Ирана, но и в отношении КНР, Мьянмы и других стран, чья политика подвергается критике американского правительства и которые не позволяют свободно распространять нетрадиционные для этих стран культы. Широко известные ежегодные доклады Государственного Департамента США о свободе вероисповедания в мире вызывают постоянные протесты и в России. Так в комментарии к прошлогоднему такому докладу, который был дан департаментом информации и печати МИД РФ, этот документ назван политически ангажированным и передергивающим факты.

Комментарий редакции:

В современной России существует немало сторонников давления на Иран с требованиями приведения его законодательства в соответствие с либеральными нормамаи и отмены ограничений на деятельность христианских миссий. Однако, в таком случае следует быть готовым к тому, что сходные требования будут предъявлены и России со стороны множества нетрадиционных религиозных течений, которые уже неоднократно выражали свое недовольство "засильем православия" в нашей стране и игнорированием Закона о свободе совести 1997 г., согласно котрому все религии равны для государства. Неопятидесятники, мормоны, сайентологи, адвентисты, иеговисты и прочие неопротестантские и ньюэйджевские культы проводят регулярные конференции, на которых выступают с критикой Российского государства и церкви с тех же позиций, что их коллеги на Западе критикуют Иран. Если Россия и Православная церковь активно вмешаются в процесс критики иранского религиозного законодательства, то результатом этого будет отнюдь не переход значительного числа иранцев под сень православия. В первую очередь это еще более отдалит наши страны друг от друга, а сама Россия станет объектом для миссионерства  и удвоенной критики со стороны неопротестантов. 

Материалы по теме:

Интервью с игуменом Александром (Заркешевым), настоятелем Свято-Николаевского собора в городе Тегеране, ИРИ

История русского Православия в Иране

Сеид Абд-уль-Маджид Мирдамади. Христианство в Иране

 Восток+Запад  
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе