Шариатская обязанность — объединение

Главы крупнейших мусульманских организаций РФ приступили к исполнению своей шариатской обязанности — объединению

Главы Совета муфтиев России, Центрального духовного управления мусульман и Координационного центра мусульман Северного Кавказа Талгат Таджутдин, Равиль Гайнутдин и Исмаил Бердиев соответственно вознесли совместное ду´а (мольбу) о благословении Всевышнего. Так сегодня был дан «зеленый свет» процессу объединения мусульман России.

После совершения обряда в резиденции Совета муфтиев России (СМР) состоялось первое заседание рабочей группы по объединению официальных исламских религиозных центров.

«Наша задача — дать "зелёный свет" процессу согласования и объединения, чтобы вы слышали друг друга, обменивались мнениями и согласовывали позиции», — цитирует «Интерфакс-Религия» слова главы СМР Равиля Гайнутдина, обращённые к членам рабочей группы.

Cоветник главы СМР Ахмад Азимов, бывший ведущим церемонии торжественно открытия мероприятия, отметил, что начавшийся процесс консолидации является «историческим как для мусульман, так и для всего государства». По его словам, российские приверженцы ислама выражают надежду, что данная инициатива дойдет до логического завершения, так как объединение — это шариатская обязанность, сообщает «Ислам. Ру».

В свою очередь глава Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России Талгат Таджуддин заявил, что когда речь заходит об объединении мусульман, «на самом деле говорится о восстановлении того единства, которое было между мусульманами нашей страны».

 При этом Таджуддин подчеркнул, что речь идет «не о создании какой-то новой структуры, но об объединении наших усилий в духовно-нравственном возрождении». По его словам, проблемы сохранения традиционного ислама и создания единого исламского образовательного пространства в России требуют «согласованных действий» всех исламских организаций страны.

Также председатель ЦДУМ призвал всех муфтиев не делать «никаких заявлений от своего имени»: все решения о будущем объединении мусульман теперь полномочны принимать только он, Гайнутдин и глава Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) Исмаил Бердиев.

 Сам Бердиев заявил только, что сейчас «много говорить не надо, а надо начинать работу».

Следующее заседание рабочей группы состоится в Булгаре, месте, откуда началось распространение ислама в России. Третье заседание пройдет в Дербенте.

После того, как рабочая группа выработает предложения по объединению, их представят президенту Дмитрию Медведеву, и будет организована Согласительная комиссия.

Как писали ранее «Известия», серьезный интерес к созданию единой организации проявляет президент Чечни Рамзан Кадыров. Именно он выступает с активной поддержкой идеи объединения трех религиозных структур мусульман России.

Призывы к объединению мусульман звучали и раньше, «но не находили поддержки, в первую очередь политической», сообщала газета. «Однако на этот раз инициативу поддерживает президент Чечни Рамзан Кадыров. Эксперты не исключают: в случае успеха глава Чечни может возглавить объединенную структуру». 

Влиятельные исламские кланы сошлись в схватке за власть над душами и кошельками мусульман России, отмечала в своей публикации «Наша Версия». За Центральным духовным управлением мусульман стоят башкирские интересы, за Советом муфтиев — татарские, а за Координационным центром мусульман Северного Кавказа — чеченские.

«Помимо этих организаций массированная материальная подпитка Чечни из федерального бюджета вскормила и местную духовную элиту, решившую отвоевать себе место не только в праздничном телеэфире наряду с Таджуддином и Гайнутдином, но и в самой широкой среде российских мусульман, — говорилось в публикации «НВ». — У российского ислама внезапно выросло целых три головы, каждая из которых вскармливалась из отдельной миски и имела собственные суждения как религиоведческого, так и политического характера. И трём головам рано или поздно пришлось бы определиться, как им быть с одним-единственным туловищем — с теми, кто молится в мечети и празднует Курбан-байрам».

«Действительно, далеко не все поддерживают позицию Талгата Таджуддина, — пояснил корреспонденту «Нашей Версии» глава Исламского культурного центра Абдул-Вахед Ниязов. — Ни для кого не секрет, что против позиции своего лидера выступили астраханский и петербургский муфтии, оформив таким образом некий «марш несогласных» внутри организации. В Совете муфтиев России также есть приверженцы иной позиции относительно возможности объединения российских мусульман. Отличается позиция и у руководства Духовного управления мусульман Татарстана, но в то же время в Координационном центре мусульман Северного Кавказа наблюдается полное единодушие по вопросу объединения».

Лидер петербургских мусульман Джафар Пончаев намерен всячески противостоять нынешнему объединению, так как, по его мнению, оно лишь обострит противоречия среди единоверцев, а закончиться это может печально.

«Нам странно наблюдать гиперактивность в этом вопросе со стороны Талгата Таджуддина. Непонятно, кто и что за ней стоит», — заявил муфтий в интервью «НВ».

 Известный исламовед, доцент МГЛУ Роман Силантьев полагает, что попытка объединить Совет муфтиев России, ЦДУМ и КЦМСК вряд ли окажется успешной.

«Скорее она вызовет новый виток противоречий, поскольку любой передел сфер влияния ведет к потере постов серьезных "игроков" на мусульманском поле, — утверждал Силантьев. — Кроме того, претензии кавказских мусульман на руководство могут вызвать раздражение у татарских мусульман».

«Совет муфтиев России, в особенности Московский муфтият, получает несопоставимо большее, чем ЦДУМ, финансирование, — отмечал Силантьев. — Одни только легальные иностранные инвестиции составляют около миллиарда рублей ежегодно. А значит, силы всё же не равны, и уравнивать их выгодно далеко не всем. В случае же объединения Совета муфтиев и ЦДУМ большей частью этих средств будет распоряжаться Талгат Таджуддин, поскольку его влияние на исламское сообщество России значительно выше, чем у Равиля Гайнутдина».

По мнению исламоведа, в случае объединения Гайнутдину «придётся навсегда забыть о своих претензиях на роль главного выразителя интересов российских мусульман, ведь при реализации предложенной Таджуддином схемы нынешний глава Совета муфтиев станет лишь одним из почти 10 первых лиц российской уммы».

Более того, Силантьев полагает, что попытка объединения мусульман России является спецоперацией, цель которой — создание общественно-политической структуры, лидеры которой получили бы возможность доступа и влияния на первых лиц России. В случае успешной реализации этой инициативы, по словам исламоведа, «федеральной власти пришлось бы вести диалог уже не с привычными муфтиями, а с политиками и бизнесменами от ислама, которых раньше не пускали и на порог серьезных ведомств».

«Дополнительным, но важным бонусом для светских мусульманских лидеров стал бы иммунитет против отставок (для государственных чиновников), раскулачивания (для олигархов) и судебных преследований за хищение средств и связь с экстремистами (для общественных деятелей), — утверждает доцент МГЛУ. — При этом в перспективе лидер общественного крыла российских мусульман смог бы претендовать на пост мусульманского вице-президента страны, инициатива о введении которого была озвучена Советом муфтиев еще летом 2005 года».

Русский обозреватель

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе