Сухум смотрит на Восток

Признание суверенитета может привести к возвращению в республику тысяч мусульман

Абхазия – земля древнего христианства, здесь находятся известные центры православия, прежде всего Новоафонский монастырь. Гораздо меньше известно о том, что значительная часть населения республики – мусульмане. О своеобразии абхазского ислама «НГР» рассказал муфтий Абхазии Тимур Дзыба.

– Какова на сегодняшний день доля исповедующих ислам жителей Абхазии?

– Примерно 35% абхазов – мусульмане. Сохраняется эта пропорция и в отношении всего населения республики, потому что у нас проживают представители и других мусульманских народов – северокавказских, а также татары, башкиры, турки. Исторически сложились районы компактного проживания мусульман: в Гудаутском районе около пяти-шести мусульманских сел, еще несколько в Сухумском и Очамчирском районах.

– В некоторых государствах разработан механизм пропорционального представительства разных религиозных общин в законодательных собраниях и органах власти. Нет ли подобного в Абхазии?

– В нашем обществе нет принципиального деления на христиан и мусульман, отсутствуют политические интересы отдельных религиозных общин, поэтому нет необходимости в системе подобного пропорционального представительства. Нет потребности и в создании какой-либо партии по конфессиональному признаку. И искусственно создавать такое деление никто не желает. Религия для абхазов – дело личное.

Другое дело, что существуют проекты закона о регулировании религиозной деятельности. Около двух лет различные варианты этого закона обсуждаются в нашем обществе. Все больше людей в Абхазии обращаются к религиозной традиции своих предков. Частично религиозная жизнь регламентируется Конституцией республики. В Абхазии признаны основными две религии – православие и ислам. Главные религиозные праздники объявлены выходными днями, в том числе Курбан-байрам. Тем не менее мы живем в светском государстве, и это тоже надо учитывать при формулировании нового закона.

– В XIX веке значительная часть абхазо-абазинского населения покинула Черноморское побережье Кавказа и удалилась в добровольное изгнание в мусульманские страны. Поддерживают ли сегодня жители Абхазии связи со своими соотечественниками за рубежом?

– Основная масса потомков абхазских изгнанников-мохаджиров проживает в Турции. Также есть диаспоры в Сирии, Иордании, Египте. В результате вторичной эмиграции сформировались общины в Германии, США, Великобритании. За пределами Абхазии проживают полмиллиона абхазов, хотя точных подсчетов никто не вел. В самой же Абхазии около 80–85 тысяч абхазов, а вообще население в республике насчитывает порядка 300 тысяч человек.

После войны 1992–1993 годов при первом президенте Владиславе Ардзинбе был создан Комитет по репатриации абхазов. Программа возвращения соотечественников поддерживается на государственном уровне. За эти годы в Абхазию переселилось чуть более тысячи человек. Это число невелико, что объясняется рядом причин: до сих пор в республике сохранялась нестабильная политическая ситуация, трудно было реализовывать процесс возвращения в условиях неопределенного статуса республики. Потенциальных репатриантов отпугивает также бедственное экономическое положение. После признания Россией независимости Абхазии ситуация, я уверен, изменится в лучшую сторону. Наши жители станут активнее ездить в Турцию к родственникам, те будут посещать Абхазию и Россию.

Контакты будут крепнуть, а затем и репатриация станет интенсивнее. Признание независимости облегчит до минимума визовый режим. Откроется морское сообщение с Турцией, приостановленное в 1994 году из-за международных санкций.

Думаю, политики договорятся и об облегчении визового режима для посещения России абхазами из-за границы. Тем более что все репатрианты получают абхазское гражданство. Сделав первый шаг, надо делать и следующие.

Государство возложило миссию связи с соотечественниками за рубежом на специальный комитет, но связи осуществляются и в частном порядке, в основном на семейном уровне. Наш комитет связывается с общественными организациями северокавказских диаспор в Турции, Германии и других странах. Их представительства есть и в Абхазии. В день признания независимости Россией многие звонили из-за границы, поздравляли своих родственников. К большой нашей радости, за годы изгнания связи эти не утеряны. Язык, культура сохраняются в диаспоре.

– Мохаджиры были вынуждены покинуть родину после того, как Российская империя отвоевала Кавказ у Османской империи. Не накладывает ли эта историческая обида отпечаток на отношение потомков изгнанников к сегодняшней России, верного союзника нынешней независимой Абхазии?

– Действительно, это трагическая страница нашей истории. Но надо учитывать исторические и политические обстоятельства того времени. Времена меняются. Сегодня Россия демонстрирует совершенно другое отношение к своим соседям и собственным гражданам. Поэтому возвращение репатриантов нисколько не изменит отношения абхазов к России. Свою историю мы помним и ничего не забыли. Но сегодня мы видим, что Россия не допустила геноцида осетинского и абхазского народов и признала независимость наших республик. Все это видит и наша диаспора за границей. Неправильно думать, что они теперь принесут с собой какую-то историческую злобу.

– Поддерживаются ли связи в религиозной сфере среди мусульман Абхазии и других стран?

– В этом вопросе мы ориентируемся в первую очередь на мусульманское сообщество Российской Федерации. В 2006 году подписано соглашение о сотрудничестве с Советом муфтиев России. Всю религиозную литературу мы получаем из Москвы, Казани, Уфы, Кабардино-Балкарии. С Турцией по религиозным вопросам связь у нас минимальна.

– Современные исследователи отмечают низкий уровень религиозности у жителей Абхазии, за исключением, пожалуй, потомков тех, кто вернулся из мусульманских стран. Возможно, массовая репатриация мохаджиров резко увеличит число соблюдающих предписания Корана абхазов?

– Действительно, наша беда в том, что религиозный уровень тех, кто называет себя мусульманами или христианами, невысок. Это связано с тем, что люди сегодня лишены возможности получать религиозное образование. Мусульманских учебных заведений в Абхазии нет. Есть две мечети, даже не мечети в архитектурном смысле слова, а молитвенные дома, куда люди могут приходить не только помолиться, но и получить первоначальные знания об основах ислама, о важных в жизни человека обрядах. В Гудауте под эти цели временно отдано здание бывшего горсовета, в Сухуме 12 лет назад тоже было передано под мечеть административное здание. Наша мечта – построить настоящую мечеть в Сухуме. Государство готово нам выделить земельный участок, этот вопрос прорабатывается на уровне премьер-министра. Наши соотечественники за границей и Совет муфтиев России готовы профинансировать строительство. У христиан больше возможностей исповедовать в полной мере свое вероучение, есть храмы, монастыри. Но и среди мусульман Абхазии есть вполне усердные в вере люди, причем большинство из них – потомки тех, кто никогда не покидал землю Абхазии. Нас радует, что молодежь все больше интересуется религией.

Возможная репатриация потомков мохаджиров, я уверен, улучшит ситуацию. Но ни в коем случае не надо думать, что, дескать, приедут репатрианты, и встанет вопрос о создании шариатского государства. Разговоры о том, что резко поменяется демографическая ситуация и в республику проникнут экстремистские идеи, не имеют под собой никакой почвы.

Андрей Мельников

Независимая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе