Великие реформаторы в реальности: Цвингли

Гуманист-теолог Ульрих Цвингли осуществил в Цюрихе обновленный христианский идеал и более радикальную, нежели лютеровская, реформу. Его учение основывалось на рационализме Эразма Роттердамского и "неодолимой воле Божьей". Он перешел от официального пацифизма к политической деятельности и погиб на поле брани.

Ульрих, или Хульдрих, Цвингли (Ulrich, или Huldreych, Huldrych, Huldreich, Zwingli) родился 1 января 1484 года, несколькими неделями позже Мартина Лютера, в зажиточной крестьянской семье, в коммуне Вильдхауз графства Токенбург (именно так местные жители произносят немецкое название Toggenburg). В настоящее время здесь находится швейцарский кантон Санкт-Галлен. Некоторые народные поверья утверждают, что при крещении Цвингли якобы нарекли в честь святого Римско-католической церкви епископа Аугсбурга Ульриха Аугсбургского, который скончался в Санкт-Галлене, где спустя пять столетий на свет и появился швейцарский реформатор. Лишь спустя какое-то время сам Цвингли начал называть себя Huldrych ("Милостивый", "Благосклонный").


Лингвисты склонны полагать, что имя Ульрих происходит от древневерхненемецких слов uodal ("наследное владение") и rich ("могущественный"). Только после смерти Цвингли имя Хульдрих сделалось популярным у всех реформаторов вместо неприемлемого имени католического святого Ульрих. Фамилия Zwingli происходит от слова Twing. "Твинг" означает "огороженная ферма" или "хутор". Сам Ульрих иногда считал, что его фамилия близка к немецкому слову Zwilling ("близнец") и поэтому в нескольких текстах называл себя на латинский лад Geminius. Мартин Лютер и другие противники Цвингли называли его Zwingel (от глагола zwingen - принуждать, заставлять), поскольку он заставил понимать Святое Писание в своем духе. Будущий реформатор был третьим из 11 детей местного политика Иоганна Ульриха Цвингли (Johann Ulrich Zwingli) и его супруги Марии Бруггман (Maria Bruggmann). Располагая достаточными средствами, его родители могли дать ему хорошее образование. В возрасте шести лет Ульрих Цвингли покинул родную деревню и в течение следующих четырех лет обучался у своего дяди, декана (настоятеля) Бартоломеуса Цвингли, в Везене.


Читайте также: Основатели учений в реальности: Лютер


В 1494 году он стал учеником в латинской школе в Базеле, а затем продолжил обучение в Берне, где известный ученый-гуманист Генрих Лупулус недавно открыл первую в Швейцарии школу изучения древних языков. Здесь Ульрих начал писать стихи и освоил игру на всех известных тогда инструментах. Благодаря музыкальным способностям, Ульриха пригласили к себе в монастырь братья-доминиканцы, но этому воспротивился его отец.


Пятнадцатилетний юноша продолжил свое образование в университете в Вене, куда поступил в 1498 году. С 1502-го по 1506 год он учился в Базельском университете, по окончании которого получил академическую степень magister artium. В Средневековье это означало, что он прошел основополагающий курс так называемых "семи свободных искусств", или artes liberales, состоящих из тривиума (грамматика, риторика и диалектика) и квадриума (арифметика, геометрия, музыка и астрономия). Цвингли обладал даром красноречия и читал Библию в оригинале, написанную на греческом языке и иврите. Таким образом, Цвингли был образованнейшим человеком Средневековья, постигнувшим фундаментальную науку своего времени.


В сентябре 1506 года Цвингли был рукоположен в сан священника, а уже 21 сентября он торжественным обедом отмечает свое назначение на должность приходского священника в Гларусе. Приход Цвингли был очень велик: он занимал почти целую треть кантона. "Назначение", — сказано неправильно. Должность была выборной, и за какие такие заслуги жители Гларуса призвали 22-летнего богослова, не понятно. По одной версии, Цвингли кто-то порекомендовал. По другой — гларусцы решили выбрать своего собственного священника и не принимать кандидатуру епископа Констанца. Резиденция Епископства в Констанце (Bistum Konstanz) находилась на берегу Боденского озера и относилась к Германии, следовательно, претила швейцарским патриотам. Историки не без основания считают, что из троицы великих европейских реформаторов Лютера, Кальвина и Цвингли, более всех в общественном мнении проигрывает последний, которого не жалуют даже в специальных церковно-исторических трудах.


С чисто богословской точки зрения, Цвингли, как религиозный реформатор, проигрывает более ярким своим сотоварищам и противникам. Однако не стоит забывать, что он был не только теолог, но и общественно-политическая фигура. Именно десятилетнее пребывание в Гларусе выковало из кабинетного ученого-гуманиста Ульриха Цвингли историческую личность, великого реформатора.


Он любил античных авторов за правдивость, за их гражданские и республиканские доблести. Цвингли организовал в Гларусе латинскую школу, в которой стал превосходным наставником, о котором с должным пиететом отзывался сам Эразм Роттердамский.


Но Цвингли был прежде всего патриотом. Превосходно владевший классической, но мертвой латынью, он заговорил на варварском, но живом немецком наречии. В своих проповедях и литературных произведениях ("Лабиринт", "Басня о быке и некоторых животных") Цвингли живо отзывался на все вопросы современности. Особенно его беспокоила проблема наемничества. Мужественные и храбрые швейцарцы, которые не только составляли (кстати, и до сих пор составляют) гвардию Римского папы, но и служили ландскнехтами в иноземных армиях и телохранителями при королевских особах Европы, все чаще становились предметом гнусного торга в качестве "пушечного мяса". 13 и 14 сентября 1515 года произошла знаменитая битва при Мариньяно, названная итальянским кондотьером и маршалом Франции Тривульцио battaglia dei giganti ("битвой гигантов"), в которой погиб цвет швейцарского воинства, нанятого за чужие деньги. Цвингли на правах полкового священника неоднократно сопровождал войска и в полной мере вкусил весь азарт патриота. Гибель соотечественников отрезвила забубенную головушку. На проповеди и обличения Цвингли представители победившей на тот момент французской партии ответили ответной критикой.


Пастырь не только получал от Папы ежегодную пенсию, которую тратил на приобретение дорогих в то время фолиантов, но и не отличался высокой нравственностью. Клерикалы выражали свое недовольство его страстью к музыке, порой фривольным шуткам и вообще к веселому нраву преподобного. В течение двух лет Цвингли проживет "во грехе" с вдовой, на которой женится в 1524 году. До этого он успеет отменить безбрачие священников (целибат) и добиться того, чтобы проповедь основывалась исключительно на Священном Писании. Цвингли был убежден, что Библия есть единственная норма веры и поведения, а Христос — единственный посредник между Богом и человеком. Все же остальные каноны и правила, которыми руководствуется церковь, не имеют под собой оснований. Церковь, по его мнению, должна быть независима от государства, а светская власть должна опираться на "божественные законы". В 1525 году выходит один из первых догматических трактатов Реформы, опус Цвингли "Об истинной и ложной религии", в большей своей части совпадающий с учением Лютера за исключением вопроса о причащении.


В короткой заметке невозможно осветить даже малую толику того, что успел сделать за 47 лет своей жизни Цвингли. Даже не касаясь вопросов учения, биография реформаторов все равно будет неполной. Реформа Цвингли охватила Базель, Берн, Сент-Галлен и Шафхаузен, но семь других кантонов оставались католическими. Первая битва закончилась миром в Каппеле. Но с новой силой разгоралась вторая Каппелевская война между Цюрихом и католическими кантонами Люцерн, Ури, Швиц, Унтервальден и Цуг.


Цвингли погиб 11 октября 1531 года в битве при Каппеле на реке Альбис. Он не принимал участия в битве, а только воодушевлял сражающихся и утешал раненых. Когда он наклонился к одному из павших, его повалил наземь камень, ударивший в шлем. Цвингли лежал на том месте, где упал, когда его нашли мародеры. Они принялись издеваться над ним, не признав в нем знаменитого реформатора. Сначала Цвингли предложили исповедаться. После отказа, кто-то из солдат прикончил еретика. Над мертвым реформатором прямо на поле битвы организовали судилище. Труп Цвингли четвертовали и сожгли, а пепел, смешанный с пеплом свиней, рассеяли по ветру. Спустя несколько дней один из его бывших учеников, Томас Платер, нашел в куче пепла совершенно не тронутое пламенем сердце Ульриха Цвингли.


Игорь Буккер


Правда.Ру


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе