«Без оценок, учебников и ранцев». Все ли прекрасно в британской школе и с чем там приходится мириться

Как выбирают школу, помогают детям и собирают на нужды класса английские родители.

Иногда нам кажется, что только российское образование постоянно реформируют, «а вот на Западе» все отлично со школами и обучением. Но и в Великобритании родители ищут для детей такую школу, где бы ребенок проявил максимум своих талантов и не потерялся. О плюсах и минусах британской школьной системы рассказала Мария Барабаш, мама троих детей и автор проекта «Дети учат детей».


– В Лондон мы переехали тринадцать лет назад, когда дочери Насте было 10 лет. Настя пошла в последний класс начальной школы. Мы выбрали для нее государственную школу рядом с домом. И уже через год ей пришлось поступать в среднюю школу. Там было раздельное обучение, то есть девочки учились отдельно от мальчиков. 

Потом у нас с мужем родился сын, через три года дочь. Когда Настя уже училась в университете в Брайтоне, который она закончила в этом году, младшая Катя пошла в началку, а Мэтью поступил в среднюю частную школу. 

Так что на примере собственных детей я изучила уже все ступени английской образовательной системы. Какие главные отличия российского образования от английского – в хорошую и плохую сторону?


Мария Барабаш с семьей



Слишком ранний старт

Дети в Англии начинают учиться намного раньше своих российских сверстников. В 3 годика ребенка часто отдают в детский садик при школе. Иногда всего на 3 часа в день, но бывает, что и на 6 часов. Последний вариант удобен для работающих родителей. Но, как правило, все-таки таких малышей водят в сад на 3 часа. 

В 4 года дети поступают в так называемый класс «ресепшн», подготовительный. А в 5 лет уже начинается настоящая школа. То есть дети поступают в школу в 5 лет. В подготовительный класс идти не обязательно: детей можно воспитывать дома или водить в частный садик. Но проблема в том, что если ты не отдал ребенка в подготовительную группу той школы, которая тебе нравится, то потом попасть туда в первый класс будет очень трудно. Вроде бы выбор есть, но фактически его и нет. Поэтому почти все дети в Англии начинают ходить в школу в 4 года.

Я считаю, что это очень рано. Другое дело, что это не совсем настоящая школа: за партами там не сидят. Дети учатся в маленьких группках, играют, часто выходят на свежий воздух. Вся их деятельность ориентирована на потребности ребенка в этом возрасте, и в этом большой плюс. 

Но все же учеба начинается слишком рано. Я хорошо помню, когда в России начали отдавать в школу в 6 лет вместо семи, какие шли битвы в СМИ, как возмущались многие психологи, что это рано, мы лишаем ребенка детства. А тут – в 4-5 лет! Все психологи и педагоги считают, что ребенок в этом возрасте должен много бегать, играть, развивать мелкую моторику, фантазию, а не ходить строем. Это законы детского развития, физиологии. И пусть даже дети в началке много двигаются, гуляют на свежем воздухе, но все равно получается, что они должны надевать форму и с 9 до 15 часов проводить в режимном учреждении. Хотя, с другой стороны, для работающих английских родителей это очень большой плюс, ведь дети под присмотром педагогов и заняты делом.



Отсутствие сна в саду и в начальной школе

Поскольку дети идут в школу очень рано, то закономерен вопрос: как обстоят дела с дневным сном? Оказывается, никак. Российские родители пребывают обычно просто в шоке от тамошних обычаев. 

Дети перестают спать днем в среднем года в два. Если они идут в садик, не спят даже там: никаких спален с кроватками, как в России, для них не предусмотрено. А если малыш захочет передохнуть, то его уложат в его же одежде на матике или матрасике, прикрыв, может быть, пледом. 


Но и для английских родителей увидеть, как в российских семьях в 9-11 часов вечера дети вовсю активничают и их не укладывают спать – тоже шок.


Британские специалисты считают, что правильно и физиологично, когда дети спят длинный отрезок времени ночью и у них есть режим. Ребенок рано ложится и рано встает. 

От таких порядков у меня было поначалу двойственное ощущение. Я все-таки за то, чтобы дети хотя бы лет до трех спали днем. Но у нас в России во многих семьях укладывают малышей очень поздно, а потом они поздно встают, особенно если не ходят в сад – потому что маме так удобно. То есть это тоже никак не основано на физиологии ребенка, а делается для комфорта родителей. А потом, когда ребенок поступает в российскую школу, ему бывает порой очень сложно перестроиться на ранний подъем.



Нет альтернативы для мамы

Вся система ухода за ребенком в Англии устроена, с моей точки зрения, по-спартански. Во-первых, нет длинного декретного отпуска. В Америке это вообще месяц, а в Англии 9 месяцев или максимум год. И потом ты должна решать: либо остаешься дома, и тебе никакого декретного отпуска с сохранением рабочего места не предоставляют, а значит, велик шанс потерять работу. Либо надо выходить на работу, когда малышу едва исполнился годик. И в этом случае ребенка придется отдавать в ясли. Государственных яслей нет, а частные – самые дорогие в Европе, они стоят 50-100 фунтов в день. Няня обходится семье примерно в ту же сумму, а то и больше. 

Многие рожают довольно поздно, уже сделав карьеру, и такие женщины, родив, как правило, чаще выходят на работу. Ведь после долгого перерыва в стаже можно выпасть из жизни. Там принято сильно откладывать рождение детей, а потом рожать двух-трех – одного за другим. Первый год вообще вся мамина зарплата может уходить на ясли, нянь и садик.

Потом приходит пора школы, и для работающих родителей школа, которая закрывает почти целый рабочий день – это манна небесная.

Есть, конечно, еще семейное обучение. Ты пишешь заявление, что берешь на себя обучение своего ребенка и оставляешь его дома. Это альтернатива обучению в государственной школе. Но потом, если ты захочешь отдать ребенка, например, в среднюю школу, то поступить в хорошее место будет сложновато.



Никаких учебников и тяжелых ранцев

В самой школе мне английские порядки скорее нравятся. Там все довольно неформально, а в школах нет никаких учебников и тяжелых ранцев. 

Наши дети учились в Англии в государственных начальных школах. Им выдавали в начале учебного года небольшую папочку с ручкой. Там были листочки с заданиями. 

В английской школе начинают учить читать по книжечкам с постоянными героями и героинями. 

Мне это нравится намного больше, чем обучение чтению с алфавита. Сейчас, конечно, и во многих российских садиках и школах используют разные передовые слоговые методики обучения чтению. Популярны методики Глена Домана или кубики Зайцева. В России их оценили многие родители, потому что ребенку проще запоминать слоги, чем выучить все буквы и потом соединять их в слова. Вот и в Англии тоже идут по такому пути – запоминают визуально либо целиком слово, либо слоги.

Начинают учить чтению сразу же с книжечек. Не с букв и даже не со слогов, а с книжечек с забавными героями и историями из их жизни. В школе в каждом классе детям выдают такие книжки-сериалы – очень яркие, с красивыми картинками. Каждый день всем детям такая книжечка выдается на дом. Это единственное домашнее задание на протяжении нескольких лет. С мамой дома надо прочитать эту книжку. Там обычно либо герой-мальчик, либо девочка, либо детская компания. Сначала буквально одно слово на странице: «Привет!», «Это я!», «Это мама». Родители должны прочитать это с малышом и в желтеньком дневнике написать какой-то свой комментарий. Например, что у нас не идет, что не получилось. Или, наоборот, все легко прошло.

Поначалу все происходит очень нежно, дети потихонечку учатся чтению. С ними занимается учитель или ассистент учителя в классе. Как только они видят, что этот уровень ребенок прошел, ему начинают предлагать следующий уровень, где степень сложности увеличивается. 

Постепенно к чтению присоединяется счет. Те же памятные нам с детства палочки, кубики и очень много всяких занятий, связанных с переливанием, пересыпанием. Это не методика Марии Монтессори, но все очень похоже. В классе очень много игрушек, игровых материалов, дети много рисуют. Все книжки и пособия дети получают в школе.


Родителям ничего даже покупать не надо – ни учебников, ни книг, ни тетрадей. Абсолютно все выдают.


В 7-8 лет к чтению и счету добавляется предмет, который называется sсience, наука. Это такая комбинация физики, химии, биологии, окружающего мира, естественно-научный предмет. На уроках ребята ставят опыты, пишут сочинения, другие работы.



В частной школе нагрузка больше

Начальные школы обычно люди выбирают ближе к дому. Обычно в государственную школу дети идут в 9 часов утра, в частной школе уроки могут начинаться в 8.30. В частных школах загружать детей сразу начинают намного больше. К концу государственной и частной начальной школы между детьми может быть приличная академическая разница. Дети в частной школе знают намного больше, где-то на целый год (класс) они вырываются вперед.

Я сначала не очень понимала, зачем отдавать ребенка в платную начальную школу, ведь образование очень дорогое. Вот в средней школе – да, наверное, уже есть смысл платить такие огромные деньги за школу. Там уже идет более серьезная учеба. Но зачем такие суммы тратить на началку, когда и там, и там неплохо учат.

Я поняла это позже, когда мы столкнулись с поступлением ребенка после государственной начальной в частную среднюю школу. Вот тогда-то эта дыра, пробелы в обучении становятся очевидными, и надо срочно наверстывать упущенное. Мэтью упорно работал целый год, чтобы поступить в ту частную среднюю школу, которую мы с ним выбрали. И ему это удалось.



Школу выбрать можно, учителя нельзя

Когда ты выбираешь школу, то ориентируешься на рейтинги. Есть специальный надзорный орган, который раз в несколько лет инспектирует школу и по всем параметрам выставляет ей оценки. В Англии существует три градации в этих рейтингах школ – outstanding, good и satisfactory (если ниже этого уровня, то школу впору закрывать). Но, конечно, эти рейтинги отражают не все позиции, которые могут заинтересовать родителей.

Поэтому лучше всего просто походить по школам и посмотреть, что за дети там учатся. В Лондоне, как и в любом другом большом городе, есть не очень безопасные для детей места, и в школе может быть не то окружение, которого вы желали бы своему ребенку.

В России часто ищут хорошую учительницу на первые годы школьной жизни, пусть даже и в средненькой школе, но вот такую добрую наставницу. У англичан такого нет.


Учителя там меняются каждый год. Не из-за текучки, а просто такая система.


У меня противоречивое отношение к этому. С одной стороны, это хорошо для тех детей, кто не совпал с учителем. Ну невзлюбил учитель ребенка, бывает же такое. Год поучился, но следующий учитель может быть удачнее для вашего ребенка.

Но если говорить о теории привязанности, что для ребенка очень важен значимый взрослый, на которого он равняется, то здесь есть и минусы. Школа ведь занимает огромную часть детской жизни, и если совпадения с учителем не произошло, могут возникнуть проблемы. Он не успевает реализовать свою потребность в значимом взрослом и его поддержке. Он только привяжется к учителю, только у них начнется коммуникация, а тут – бах, и ему нужно привыкать к новому учителю. Мы привыкаем, конечно, к любым условиям, и ничего форс-мажорного у моих детей не было. Но учителя, которые нравились больше и меньше, были.



Родители не знают, что происходит в школе

Основной минус в британской школе для меня в том, что ты никогда не понимаешь, что там происходит. Коммуникация с родителями там минимальна. Напрямую с учителем поговорить сложно. Если ты что-то хочешь обсудить с ним, то надо заранее назначить встречу.

Когда ребенок сильно безобразничает, вас в школу, конечно, вызовут. Но скорее уже к директору, к которому вы пойдете в сопровождении учителя. Родительские собрания бывают крайне редко, буквально два-три раза в год.

Учебников нет, программы четкой тоже. Ребенка, конечно, можно спросить, но какой маленький ребенок вам точно скажет, что было в школе. Скорее он расскажет, что он ел и с кем играл. Понять, что они там делают, можно только на встрече с учителем.

Родителей не собирают всех вместе. Ты записываешься на конкретное время и один на один с учителем в течение 10-20 минут обсуждаешь своего ребенка, его сложности и успехи. И в этот момент тебе выдают коробочку твоего ребенка с его тетрадками по математике, по английскому, по наукам.

И уже когда ты посмотришь эти тетради, то обнаружишь, что делают они на уроках довольно много: пишут сочинения, решают математические примеры. Я обычно все это фотографирую на телефон, чтобы дома потом рассмотреть все подробно, потому что домой эти тетрадки не отдают. Считают, видимо, что школа несет ответственность за обучение ребенка и нечего родителей нагружать такими частностями. Но порой мне все же не хватает подробностей об учебной жизни детей. У нас в России обычно вовлеченность родителей в процесс образования школьников намного больше.

Электронных дневников в государственных начальных школах нет. У частных школ-пансионов есть нечто подобное. На школьном родительском портале размещается полная информация о ребенке, начиная от его академических достижений и кончая поведенческими моментами. Родитель всегда на расстоянии может увидеть, что там происходит.



Как заработать деньги на «нужды класса»

Финансирование государственной школы сейчас сократилось, экономическая ситуация в стране вообще не очень благополучная после Brexit – решения о выходе Великобритании из ЕС. Поэтому мы в последнее время все чаще получаем письма от директора с призывом активно участвовать в финансировании школы. 

Но там это происходит не так, как в России: «купите нам телевизор и занавески». Силами родительского комитета, инициативной группы родителей мы несколько раз в год устраиваем в школе общешкольные ярмарки. Такая ярмарка происходит весь день.

Например, ваш класс отвечает за международный ресторан. Все приносят из дома разные блюда, напитки, там есть бар. Люди приходят голодные и с удовольствием покупают еду. Естественно, крепких напитков нет, но для родителей там есть «пимс» (это что-то вроде слабоалкогольного крюшона), пиво или шампанское. Кто-то приносит из дома свои игрушки, и ты за полфунта можешь их купить, на лоты выставляют много книг из семейных библиотек. Устраивают детские соревнования – «без рук укуси пончик» или «вылови утку из пруда».

В среднем мы за такое мероприятие можем собрать до 10 тысяч фунтов. Конечно, не очень большие деньги в масштабе школы, но на них можно либо отремонтировать детскую площадку, либо оплатить какие-то вылазки в течение года на автобусе всем классом – в театр, в музей, на море или в какое-то другое интересное место. Волонтеры-родители присоединяются и едут с детьми, чтобы помогать учителям.


В этом плане мне очень нравится, что там родители вовлечены в школьную жизнь своих детей.


Конечно, кто-то больше, кто-то меньше. Но в целом ты чувствуешь, что твой вклад очень важен, ценен, и эта школьная движуха там постоянно происходит.

В дорогих частных школах тоже проходят такие мероприятия. Там проводят аукционы. Ты приносишь что-то свое, что продают с аукциона. Иногда это ваучеры – на поход в ресторан, на бэби-ситтинг на несколько дней, поход в офис Google или куда-то еще, выгул собаки, мастер-классы по кулинарии. Люди покупают все эти лоты, а деньги идут в школу или на какие-то встречи, концерты, экскурсии. В частной школе может пройти встреча со звездой, и цены там совершенно другие, конечно.

Вовлеченность родителей, я бы сказала, там выше. Мы все время получаем от директора письма (вся коммуникация происходит по e-mail). Нам пишут, что прошло на неделе, какие планы. Разумеется, у школы есть свой сайт.


Мария Барабаш с семьей



Оценок нет

Оценок в английской начальной школе нет, и это тоже ее огромный плюс. Жесткая система оценивания, которая у нас повсеместно распространена, там отсутствует. Есть, конечно, амбициозные дети, кому необходимы оценки, они им нравятся. Такому ребенку нужно, чтобы ему сказали, что он такой классный и получает пятерку. Но большинство детей оценки унижают, пугают, расстраивают, мотивацию они только убивают. Поэтому английские школы в этом плане дадут русским фору.

Минус только в том, что ты не очень понимаешь, на каком уровне твой ребенок. Если только ты не мама-тигрица, которая постоянно следит и бдит. Я не такая, я люблю делегировать полномочия школе. 

У них есть своя система оценивания, и они ее время от времени меняют. Например, в конце года нам выдают отчет по каждому ребенку. И там будет написано: по достижениям ребенка в целом, его плюсы и минусы, по каждому предмету небольшой абзац. И итоговая оценка будет такая: 3А, 3B, 3C или 4С. Это в третьем классе. 3 – это уровень его класса, А – высшая оценка. А если 4С, то он уже даже немного убежал вперед.

Такое оценивание более деликатно по отношению к ребенку, но чуть менее понятно для родителей. Мне больше нравится эта система, чем российская 5-балльная. У детей же так бывает, когда он хорошо занимается, потом вдруг какой-то провал, ему ставят двойку, и потом эта двойка влияет на его итоговую оценку.

В средней школе детей всегда делят на потоки. Например, по языку их разделили на начинающих и продолжающих, более сильных учеников. Если ты успеваешь, тебя по ходу дела могут перевести на более высокий уровень.

Стрим, разделение на потоки, может быть и в государственной школе. Разница в уровне знаний по предмету может быть такой существенной, что сидеть ребенку в классе с сильными детьми и ничего не понимать – бессмысленно. Но и там тоже есть движение. Не обязательно ждать следующего года, тебя могут перевести в более сильную группу.



Несерьезный подход к иностранным языкам

В государственных школах обучение иностранным языкам довольно формальное. Их, конечно, вводят на последних нескольких годах обучения в школе. Но я это всерьез не воспринимаю. Тем более, что наши дети билингвы, они говорят на двух языках. Мы уезжали на полгода во Францию, и там они начинали учить в школе французский. Потом вернулись, а в Лондоне французский всего раз в неделю. Это, конечно, несерьезно.

Англичане вообще не очень большие фанаты изучения иностранных языков. В средней школе ты можешь выбрать язык и пару лет поизучать его. Популярны сейчас французский или испанский, в некоторых школах китайский, последний изучают даже в государственных школах. Редко – немецкий, итальянский.

Совсем другая ситуация в частных школах. Когда Мэтью пошел в среднюю частную школу, у него сразу же, с первого года, добавились латынь, французский и «мандарин» (китайский).


В частных школах латынь по-прежнему популярна, они считают, что это ключ ко всем европейским языкам, и первые пару лет всех детей заставляют учить ее.


Мэтью латынь очень понравилась, там не очень сложная грамматика и тексты были довольно забавные. 

Мэтью и Катя сейчас сами… преподаватели. Я предложила своим русским знакомым заниматься с ними английским по скайпу. Дети с энтузиазмом отнеслись к такой возможности – ведь болтать с ровесником намного интереснее, чем делать скучные «топики» и задания по грамматике на иностранном языке. Хочешь расспросить про Лондон маленького лондонца? Пожалуйста, у тебя есть такая возможность, и язык у маленьких российских детей действительно идет лучше, когда он болтает с английским сверстником.



Ездим через весь город, а в школе никаких телефонов

В средней школе намного больше предметов, чем в началке. Сравнительно мало школ полного цикла. Это тоже большое отличие от России – почти не бывает, чтобы ты поступил в школу и до выпуска там доучился. Скорее это будет так: ты учишься с 4 до 11 лет в началке. Потом с 11 до 16 лет – в средней школе. И в этих средних школах либо есть еще два года последней ступени (6th Form), либо в 16 лет ты можешь сдать экзамены и уйти в большую жизнь, на профтехобучение и т.д.

Если ребенок учится хорошо, то два года он будет в школе продолжать учиться до поступления в университет. Обязательное образование до 16 лет.

В средней школе предметов становится намного больше. Если это хорошая школа, то обычное дело – ездить в школу через весь город. Много новых людей, ребенку нужно осваиваться, находить новых друзей, что, конечно, не просто.

Мобильные телефоны в начальной школе дети обычно не носят. К последнему классу началки (к 10-11 годам) ребята уже могут приходить с телефонами, но пользоваться ими во время учебного дня нельзя, их отключают и отдают учителю.

В британских школах другая система каникул. Летние – короче, в частных школах дети уходят на летний перерыв в конце июня – начале июля, а в государственных – вообще в 20-х числах июля. 1 сентября, как в России, нет, занятия могут начинаться в разных школах в разные дни, между 3 и 10 сентября. Затем неделя каникул в конце октября, длинный рождественский перерыв, неделя в конце февраля, длинные пасхальные каникулы (до 3 недель в государственных и до месяца в частных школах) и еще одна неделя в конце мая – начале июня.



Мальчики и девочки учатся раздельно

Начальных школ больше совместных – где мальчики и девочки учатся вместе. Но в средней школе чаще всего раздельное обучение. Они называют это «алмазные грани» – начинают вместе, потом расходятся, а последние два года опять учатся вместе.

Считается, что подростки, мальчики и девочки, по-разному воспринимают информацию. У них разница в скорости и в методиках, по которым им надо преподавать. По статистике результаты у девочек чуть выше. 

Наверное, это неплохая идея. Но если брать развитие ребенка, то для меня важна не только академическая составляющая, а все в комплексе. И тогда общение, особенно с противоположным полом, все же оказывается крайне важным для жизни.

Сейчас все уже говорят, что ты можешь быть семи пядей во лбу, закончить МГУ или Оксфорд, но если ты не умеешь коммуницировать, то будешь аутсайдером. И какой-нибудь тихий троечник, который понимает психологию человека, умеет налаживать контакты, общаться, может обогнать тебя и быть крайне успешным человеком.

Это умение общаться вырабатывается и в обычной жизни, даже в конфликтах.


Конфликты мальчика с мальчиком – это совсем не то же самое, что мальчика с девочкой. На мой взгляд, это очень важно.


У меня старшая дочь училась в девчачьей школе. Когда мы ее туда отдавали, школа нам понравилась, она была не против, я думала, что если тут веками такая система, наверное, в этом что-то есть. Но потом я пришла к выводу, что совместная школа все же лучше, и второй сын пошел в такую школу. Система потихоньку двигается в сторону совместного обучения, но традиционные англичане склонны по-прежнему отдавать своих детей в школы раздельного обучения.



Психологической поддержки почти нет

В государственных началках никаких штатных психологов нет. Это уж как повезет, насколько будет психологом сам учитель. В средних государственных школах тоже нет штатных психологов, но есть тьюторы. Это такие «классные руководители», и они, по идее, должны следить за всеми процессами, которые происходят в классе. Они дают вам сигнал, если что-то не так, какие-то конфликты, либо у ребенка проблемы личностного плана или в отношениях со сверстниками.

Но я не могу сказать, что я в восторге от этой поддержки. Мы живем в Лондоне. Так же, как и в Москве, существуют минусы большого города. Стрессы, переполненные большие школы – все это очень влияет на ребенка.

Школа, в которой училась старшая Настя – огромная, 3 тысячи учащихся. В параллели 10 классов, в каждом классе по 30 человек. В частных школах, конечно, ситуация может быть совсем другой.

Школа может быть большой, но может быть и маленькой. В классе у Мэтью 20 человек. Это новая школа. Англичане, как правило, любят более старые школы, с традицией и историей. Но у нас не совсем типичная семья: муж ирландец, я русская, и нас там пока все устраивает. Класс у сына небольшой по сравнению с государственной школой.

В частных школах с психологической поддержкой, конечно, лучше. Там следят, вылавливают проблемы и начинают с этим работать, привлекают родителей. Конечно, есть буллинг, травля. Как и везде, к сожалению, это очень серьезная проблема.


В хороших школах есть антибуллинговые правила, их можно написать, однако это не значит, что их соблюдают.


Очевидные хулиганы – их, конечно, отлавливают быстро, проводят с ними работу. Но подростки бывают такие хитрые и изысканные в этом буллинге, что их за хвост не ухватишь. А ребенок может страдать и не знать, как с этим справиться. А если ребенок боится или не привык просить помощи у взрослых, в семье, то вы можете просто не узнать этого. 

Учителя, как правило, не склонны к издевкам над учениками или наказаниям. Хотя телесные наказания в британских школах отменили совсем недавно, в 80-е годы. Могли линейкой стукнуть. Сейчас, конечно, этого нет. Никаких Дэвидов Копперфильдов или Оливеров Твистов.

Но в частных школах дисциплина серьезнее и родители только «за». Но эта дисциплина основана на уважении к ребенку, к его достоинству. Их дисциплинируют человеческими методами, проводят много тренингов.



Карантинов в школе нет, а спорта очень много

В садик и в школу нередко дети ходят с соплями. В домах холодно, но детей не кутают. Коротенькие штанишки – это не художественное преувеличение. Единственная уважительная причина, по которой можно не пойти в школу – это когда у тебя понос и рвота. В целом над детьми так не трясутся, как у нас. Карантинов по случаю детских инфекций нет. Если у одноклассников твоего ребенка ветрянка или корь, родителям просто сообщают, что в школе кто-то заболел. Родители считают, что лучше переболеть в детстве.

У англичан очень много спорта, в том числе в школах. Они считают, что «в здоровом теле здоровый дух». Спорта очень много, особенно командных видов: ведь в процессе игр происходит естественный тим-билдинг. Один из любимых видов спорта в британской школе (особенно в частной) – это регби. Что приводит в ужас детей из России, мало кто из них понимает и любит эту игру. Правила очень жесткие, она контактная.


Регби – один из самых популярных видов спорта в английских школах. 
Фото: yourvippartner.com


Безусловный лидер также футбол, в частных школах есть теннис, верховая езда, фехтование, крайне популярна гребля. В государственных такого и близко нет. Боевые искусства – дзюдо, каратэ также актуальны. Любой спорт можно себе заказать, особенно в частной школе.

Очень большое внимание уделяется искусству и музыке. В школах хорошие художественные департаменты. Когда старшая дочь училась в государственной школе, там были огромные студии, отличные материалы – им выдавали и краски, и холсты. Они с детства начинают учиться разным техникам, это все отлично поставлено. Дочь настолько увлеклась этим, что потом пошла в старшую школу со специализацией «дизайн, искусство». Там был очень большой конкурс. Но скорее все же ребенок пойдет в последние два года по академическому пути, чтобы потом поступить в университет.



Результаты экзаменов для некоторых – трагедия

Огромная разница с российской школой в том, что английские школьники сдают много экзаменов за среднюю ступень, а на последние два года должны выбрать всего три или четыре предмета. И потом очень глубоко их изучать. 

С одной стороны, в этом большой плюс. В России многие дети просто убивают время, занимаясь сразу всеми предметами. С другой стороны, в 16 лет мало кто понимает, кем он будет в жизни. Ограничить себя тремя предметами – это перебор, на мой взгляд. В Ирландии, например, такого нет. Там меньше предметов, чем у нас, но все равно больше, чем в Англии.

И очень сильная разница в итоговой аттестации. Ты подаешь документы в пять желаемых вузов в декабре-январе. И они, основываясь на твоих предположительных результатах (которые им высылает школа), предлагают тебе место с какими-то условиями или без условий. В первом случае они все-таки ждут твои результаты. Во втором – в любом случае тебя берут. Но иногда, если им школа написала, что у вас три А, а вы на экзаменах получили два А и B, то в этот конкретный университет вы можете уже и не попасть.

Экзамены сдают в мае-июне, а результат вы получаете только в августе. До августа вы в полном неведении, все на нервах. И день получения результатов для каких-то детей – трагедия, если вдруг реальные результаты оказываются не такими высокими, как предварительные. Правда, потом можно рассчитывать на дополнительный набор в некоторые вузы (это называется clearing). Сам ребенок должен быстро среагировать и выслать в институт все результаты экзаменов, мотивационное эссе и любые дополнительные портфолио. Таким образом можно «вскочить в последний вагон» и поступить на какое-то свободное место.

Эта система поступления мне не очень нравится. Конечно, можно и из государственной школы попасть в Оксфорд. Но нужно отлично учиться и быть талантливым в какой-то не только академической области.

Автор
Маргарита Кобеляцкая, Мария Барабаш
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе