Боец невидимого фронта

Наверняка все знают, что главный в школе директор, однако у него в обширный, просто невероятный фронт работы, большая ответственность за всё, что происходит в образовательной организации.

Но, как известно, без хороших помощников ему не обойтись. В учебно-воспитательной деятельности – это заместители по данному вопросу. Школа – это не только дети, учителя, а сложный технический механизм, включающий здание, парты, оборудование в столовой, тепловой узел, канализацию и т.п. Мало кто задумывался об этой стороне дела.


Неудивительно, что директору приходиться немало времени уделять данной стороне дела, т.к. без неё невозможно жизнеобеспечение образовательного процесса. Тем более на сегодняшний момент существует много проверяющих организаций, которые вправе вообще закрыть школу, если существуют неполадки в данной сфере. Напрашивается вопрос: кто в школе второй хозяин? Кому жаловаться если вдруг что-то вышло из строя и кто отвечает за сохранность имущества? Школьный завхоз, конечно. Наш заместитель директора по административно-хозяйственной части – человек деловой, общающийся строго по делу. Екатерина Александровна Полякова. Она неустанно следит за хозяйственным инвентарём школы, его своевременным восстановлением и пополнением, за соблюдением во всех ее сферах правил техники безопасности, производственного санитария, пожарной безопасности. 

22.jpg
Чего скрывать: понаблюдать за работой Екатерины Александровны мне рекомендует директор школы Валерий Владимирович Черняков. По моему мнению, это высокая оценка начальника труда подчинённого. 

– Товарищ Власов, а знаете ли вы, что благосостояние школы зависит от работы нашего замечательного завхоза!? – как-то задаёт он мне риторический вопрос.

И я в тайне рад, что этот человек мне предоставляет пищу для творческой и журналистской работы. Бог его знает, что с нами случится лет этак через двадцать, а мои впечатления от работы деятельного человека сохранятся, пока мир неотвязно оплетает Всемирная Паутина, скажем. 

Пока мы, учителя, поучаем нерадивый народ, бойцы невидимого фронта во главе с заместителем директора по административно-хозяйственной части (далее просто завхоз)  содержат школу в целости и сохранности, умело распоряжаясь материально-техническими ресурсами. Только совсем непосвященный может считать, что работа завхоза – «не бей лежачего», как говорится, но проблем в школе полно, и они растут в геометрической прогрессии, если начать ими интересоваться. 

Мало кто из учителей обращает внимание на завхоза, если нет причин. Пообщаться педагоги могут и между собой, в учительской. Но завхоз не просто должностное лицо, занимающееся инвентаризацией и командующее уборщицами, а важноотвественный для организации человек. От того, как он выполняет должностные обязанности, в определённой степени зависит продуктивность трудового процесса, ведь именно стараниями заведующего хозяйством удаётся создавать комфортные условия для работы всего коллектива. Это довольно специфическая профессия и не всякий человек подходит на эту должность. Говорят, что завхоз – это бесперебойный функционал организации. Это так, по крайней мере, об этом мне рассказывает педагог дополнительного образования  Антон Николаевич Лопаев:

– Виктор, конечно, завхоз важный человек в школе. О многих вещах мы не думаем в силу нашей занятости учебным процессом. Но ведь школа – это не только дети и взрослые, а стены, пол, оборудование, болты в стульях, в конце концов, рассада в теплице и кустарник на пришкольном участке. Об этих вещах нужно заботиться часто, иначе они ломаются или пропадают. 

IMG_20150801_174824.jpg
Антон Николаевич, молодой педагог, один из тех людей, который приводит оригинальный пример работы завхоза. Растопыривая пальцы на манер граблей, он скребёт меня с обеих сторон и ехидно спрашивает:

– Как ты умудришься работать, если с одной стороны учителя требуют, а с другой – различные департаменты, норовя оштрафовать? Надо изловчиться и сделать так, чтобы всем было хорошо. И волки сытые и овцы живенькие! Завхоз – это человек, прежде всего, со смекалкой и терпением. Это думающий человек, Виктор, принимающий ответственные решения. Работа завхозом предусматривает наличие умения определять выгоду от постоянно поступающих предложений, необходимо ориентироваться в ценах. А наша Екатерина Александровна профессионал в области ведения хозяйственных дел в школе. Помещения-условия у нас в школе годные для работы, не правда ли? Если плохо проведённый урок попросту не заметят или простят, то завхоз подтверждает свою работу неоспоримыми фактами, ссылаясь на акты состояния помещений, статистические данные. 

Из моих наблюдений: сколько раз я замечаю директора школы в компании завхоза – они словно прогуливаются по коридорам школы и второй мотивирует руководство выделить дополнительные средства либо внести необходимые изменения в график работы обслуживающего персонала. 

– Дополнительно, Виктор, заведующий хозяйством должен уметь правильно заполнять документацию по своему профилю, быть компетентным в области норм законодательства, – объясняет мне Антон Николаевич. 

Педагог дополнительного образования  А.Н. Лопаев делает ремонт в помещении мастерской, пользуясь шпатлёвкой, предоставленной руководством школы, а именно Е.А. Поляковой. Забираясь на стол, облепленный серо-бело-коричневым строительным излишеством, мастер на все руки Лопаев говорит, что любое изменение в интерьере кабинетов нужно согласовывать с завхозом и директором школы. Оценивая перспективу, завхоз способен помочь, предоставив имеющийся в наличии стройматериал. Любые инициативы в данном случае должны быть обсуждаемы безотлагательно. 

Ведёшь урок тихонько в своём кабинете, объясняя ребятам премудрости иностранного языка, а к тебе тихо заходит стройная женщина бальзаковского возраста, со светлыми волосами, в очках серебристой оправы и окидывает помещение оценивающим взглядом, кратко комментирует, мол, это быстро. И тут же исчезает. Это наша Екатерина Александровна; она – человек-загадка в том смысле, что мало кто располагает сведениями о её работе и ответственности. Предметы интерьера вроде бы на месте, есть свет и свежий воздух, тепло, есть вода, не забита раковина. А что там ещё надо? Никогда раньше особо не задумывался, какие усилия необходимо приложить, чтобы обеспечить это привычное благо? 

IMG_20160312_200627.jpg
Я вижу, с каким рвением Екатерина Александровна устраняет неполадку с помощью плотника, электрика или рукастого учителя технологии, безотказного, усатого малого. Поражаешься её энергии, представляя этого стремительного человека в деле – она прекрасна, к чему не прикоснётся, то   сделает красиво, чисто и прочно. Не прочно – нельзя, это школа, иначе школьные экспериментаторы-дети найдут, что оторвать, открутить, разрезать или просто разукомплектовать из того, что, по нашему мнению, совершенно нельзя оторвать, открутить, разрезать, разукомплектовать. Не может она оставаться в спокойствии, если увидит заявку в журнале или услышит соответствующую жалобу. Она спешит решить проблему в самое короткое время. На месте старых вещей появляются новые. Они появляются или ремонтируются, словно из воздуха, когда вы не видите и не знаете об этом.   

Екатерину Александровну Полякову встречаешь в коридоре, в столовой, в кабинете учителя технологии или технического персонала. Она интересуется результатом работы и в минуты отдыха, некоего затишья, она может расспросить вас о том, что вы думаете о тех или иных вещах. Политика Екатерину Александровну волнует мало, зато люди вокруг и посильная помощь им – это её тема. 

Говорят, что завхозы – люди больше не творческие, а боевые единицы технического плана. Вы бы видели, какую замечательную цветочную оранжерею Екатерина Александровна возвела в переходе между школой и детским садом – это извилистый воздушный коридор, соединяющий два объекта. 

– В чём ваш секрет, Екатерина Александровна? – спрашиваю я. – Работа завхоза неблагодарна!

– Воспитание, Виктор Витальевич, залог всего, что представляет работу, успех, общение в коллективе и т.д.

– Вы учились на завхоза?

– Как сказать! По образованию я бухгалтер. Но что нужно знать, чтобы работать завхозом? Разве освоить несколько инженерных специальностей и одну педагогическую? Не совсем. Я представляю, что нужно школе, чтобы учителя имели условия для работы. Да, всем трудно. Материальная база неважнецкая, но работу и стараний никто не отменял. 

Не получится сделать всё и сразу, ладно, тогда придётся делать по частям – такой, я подозреваю, девиз Екатерины Александровны, наблюдая за результатами её труда. Порой я боюсь её останавливать на ходу – она, как однодюймовый удар Брюса Ли, необъяснима издалека и так понятна, когда делится мыслями.  

Я полагаю, что Екатерина Александровна намечает себе план на день, что нужно сделать и куда прийти, чтобы не забыть. Школа и детский сад – объекты обширные, за ними и за персоналом нужен глаз да глаз. Нередко этот человек несётся, сломя голову, забывая поесть и отдохнуть. Школа это место, где почти не получается расслабиться. Её работа – словно постоянно двигающийся конвейер. Нет передыха. Лето пришло – обширный ремонт, сдача теплового узла, проверка вентиляции, противопожарных устройств, подготовка здания к началу учебного года. Осень настала – завершить недоделки ремонта, распределить парты, наладить работу столовой, зима нагрянула- обеспечить тепло, бесперебойное функционирование всех внутренних систем водоснабжения и канализации. Весна застучала в двери – смотри за прочностью крыши, чтобы не протекло, активно стучись в двери начальствующих кабинетов, чтобы выделили материалы и средства на ремонт. И вот опять лето… Да это какое-то колесо, в котором бесконечно крутится завхоз и при том успевает заполнять необходимые отчеты, справки, информации, пояснения и тому подобные важные документы!

IMG_20160312_202344.jpg
Конечно, она трудится не одна, вместе с ней команда технического персонала, каждый из которых, выполняет свою важную функцию. Екатерина Александровна умеет найти подход к любому своему работнику, поэтому ни разу я не наблюдал, чтобы она позволила повышать голос на кого-то.

Да, работа у завхоза сложная и практически незаметная до того момента, пока что-либо в школе не произойдет в системах жизнеобеспечения. Как только это случается, так мы и несёмся в кабинет завхоза. А случается это, что-то, практически ежечасно. Да, завхоз  – важная фигура в сложном образовательном механизме!

Автор
Виктор Власов, омский учитель
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе