Диверсификация из «ямы»

Кадры по-прежнему решают все, только найти их становится гораздо труднее

Чтобы развиваться, Россия должна поменять сырьевую модель экономики на инновационную, и Ярославская область здесь движется в соответствии с намеченным фарватером: открываются современные предприятия, осваиваются новые технологии, компании готовы инвестировать серьезные проекты... И вот здесь возникает проблема. Многие инвесторы выбирают наш регион еще и потому, что он располагает научными и образовательными ресурсами. А они заканчиваются. Так же, как полезные ископаемые. 

– Сегодня рушатся связи между вузами и школами, которые были заложены в конце семидесятых годов прошлого века, – сокрушается проректор по организации учебного процесса ЯГТУ Алексей Маланов. – Благодаря этим связям раньше мы могли рассчитывать на поступление к нам школьников, не просто хорошо знающих профильные предметы, а готовых к самостоятельной исследовательской и инженерной работе. В школах, а их при ЯГТУ было около пятнадцати, занятия вели преподаватели университета, лучшим из них выдавались «сертификаты доверия». И оценка этого учителя на выпускных экзаменах в школе принималась в качестве оценки вступительного экзамена в вуз.


Сегодня, по словам проректора, таких школ все меньше. Система довузовской подготовки частично сохранилась в ярославском лицее №86, которому, кстати, в ближайшие дни исполняется 20 лет. 

– Я удивляюсь тому, что ученики этого лицея едва ли не лучше всех сдают ЕГЭ, – добавляет Маланов. – И при этом в них сохраняется тяга к аналитической работе, к умению самостоятельно искать истину, а не просто запоминать ответы тестов.

Алексей Геннадьевич умолчал о проблеме лицея-юбиляра. Дело в том, что очередное новшество в законодательстве, призванное усилить качество образования, в части лицеев и гимназий его... ослабило. Речь идет о подушевом финансировании: муниципальное образовательное учреждение получает из бюджета средства, размер которых прямо пропорционален числу учеников. Чем больше детей учится в школе, тем больше она имеет средств на развитие. 

– А у нас нет начальной школы, – говорит директор лицея №86 Ольга Большакова. – Следовательно, улучшить финансирование мы можем только за счет увеличения наполняемости классов, а это скажется на качестве обучения. Сейчас и так на одного ученика младших классов выделяется такое же количество средств, как и на одного старшеклассника. Хотя недельная нагрузка у первого 21–25 часов, а у второго – 36 часов и более. Поэтому, я считаю, финансирование должно зависеть от ступени образования. 

Лицей – это еще полбеды. А что будет с вузами, если их примутся финансировать по «пропорциональному» принципу? 

– Этот разговор уже бессмысленно вести в будущем времени, – считает проректор по науке ЯрГУ Михаил Ястребов. – Количество преподавательских ставок уже довольно давно исчисляется по количеству обучающихся студентов. Только если раньше критерием расчета было число принятых на первый курс, то теперь – число фактически обучающихся студентов. Отчислили одного – лишились одной десятой ставки. Отчислили десятерых – потеряли ставку целиком. Поэтому отчислять сейчас невыгодно, и студенты это знают, что не может не сказываться на их мотивации и на качестве образования. 

По мнению сотрудников вузов, ситуацию усугубляет демографическая «яма», в которой сегодня находится наше общество. Когда выпускников много, в вузы поступают в основном отличники. Когда меньше – в их рядах прибавляется хорошистов. Сегодня же стать студентом имеет шанс практически любой. И новая форма сдачи выпускных или вступительных экзаменов ситуацию в целом не меняет. 

Что же общество рассчитывает получить, модернизируя таким образом систему образования? 

– Мы сегодня можем говорить только о том, что за счет опытных педагогических кадров, которые принципиально не хотят готовить плохих инженеров, нам удается держать хотя бы отчасти серьезный уровень, – говорит Алексей Маланов. – Но уже сегодня преподаватели ЯГТУ работают под серьезным прессом родителей, считающих, что уж их-то дети достойны отличных оценок. При этом инвесторы, те же владельцы «Комацу», которые приходят в наш регион, своих требований снижать не хотят. Уровень развития техники на новых производствах такой, что требуются рабочие со знанием, например, физики, не меньшим, чем у инженеров. И если мы хотим идти вперед, то высшее образование в регионе необходимо развивать, отталкиваясь от потребностей современных технологий. 

Анатолий КОНОНЕЦ

"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе