На кону Манежка, или как преподавать религию в школе

Споры о том, нужно ли изучать религию в школе, начались еще в 2004-м, после заседания Совета по делам науки при Президенте. Одни опасались, что введение «основ религиозных культур» – не что иное, как массированная атака Русской православной церкви на школу. Так и могло произойти, если бы вдруг не вспомнили, что Россия – многонациональная страна, что в ней есть мусульмане (а заодно и буддисты с иудеями). К тому же школа у нас отделена от церкви. И тогда постепенно возникло решение, что курс этот будет делиться на шесть модулей: четыре религиозных - основы православной, исламской, буддийской и иудейской культур. И два светских - основы мировых религиозных культур и основы светской этики.

Тем не менее, количество недовольных множилось: с одной стороны это были католики с протестантами, которые не были упакованы в модули. А с другой – все та же РПЦ, стремившаяся к тотальному внедрению православия. Именно поэтому от работы над книгой по «Основам светской этики» поочередно отказывались питерские и московские ученые. Так, Вадима Перова из СПбГУ попросили исключить пассаж о том, что для религиозной этики главная ценность – это Бог, а для светской - человек, на том основании, что они не понравятся священнослужителям. Дьякон Андрей Кураев, к которому попал черновик учебника, раскритиковал его в своем блоге. А Патриарх Кирилл на Рождественских чтениях призвал верующих разъяснять содержание предмета "светская этика", который предлагается на выбор наравне с религиозными курсами: "Многие склонны полагать, что речь идет о правилах приличия. Наши сограждане должны знать, что светская этика — это атеистическая мораль" (то есть, – не-мораль – Н.И-Г).


Какой веры четвероклашки


И все-таки, курс «Основы религиозных культур и светской этики» в 2009-м году начали экспериментально вводить в последней четверти 4-го и первой – 5-го класса, сначала в 19-ти, а потом – в 21-м субъекте РФ. А с 2012-го года он будет преподаваться по всей стране. Результаты апробации подводили на этой неделе на заседании Общественного совета Минобрнауки.


Выяснилось, что родители (а именно они делают свой выбор) в массе своей проголосовали за светские предметы: "основы светской этики" выбрали 42% семей, "основы мировых религиозных культур" – 18%, православие предпочло 30%, ислам – 9%, буддизм – 1%, иудаизм – менее 1%. То есть, атеистически-культурологическое направление курса предпочло 60 процентов. Это понятно: родители не хотят драк и выяснения отношений в школе, которые неминуемо последуют, когда учеников неравными кучками поделят на православных и мусульман, а также прочих буддистов с иудеями. То есть, если раньше младшеклассники и не задумывались над вопросом, кто какой национальности и какой веры, то теперь очень даже задумаются. И если прежде экстремистские националистические организации начинали вербовать своих членов ближе к 18-ти, то теперь начнут с весьма нежного возраста. Их положение облегчено. Причем, силами государства.


«Свою главную задачу - воспитание терпимости, толерантности этот курс не решает, - подчеркнул главный редактор радиостанции "Эхо Москвы", член Общественного совета при Минобре, Алексей Венедиктов. - Показательная ситуация в Чеченской Республике: 99,9 процента школьников выбрали модуль по основам ислама. И только 0,12 процента решили изучать православие. Все выбирают "про себя", а не про других».


Можно себе представить, какими изгоями чувствуют себя эти 0,12 процентов православных среди моря мусульман (из 19 681 четвероклассника Чечни только 24 человека выбрали православие). Такая же ситуация и с мусульманами в русской глубинке. Учителя говорят, что «меньшинства» выбирают религию большинства класса. И это понятно. Как правило, класс делится лишь на две неравных группы. А русская или мусульманская глубинка выбирают свою монорелигию.


В качестве какого-то выхода из ситуации Алексей Венедиктов предложил в конце курса по каждой отдельной религии ввести 4-5 уроков по основам всех четырех вероучений. Ведь цель курса – показать, что есть и другие люди, у которых – иные обычаи, они по-другому едят, одеваются. Если бы дети в раннем возрасте узнавали не только про традиции и верования своей семьи, но и семьи соседа по парте, может, и вырастали бы другими. Это могло бы стать первым этапом приближения к пониманию другого. «Ведь в основе Манежки – непонимание, боязнь другого».


Нужна История мировых религий


А не лучше было бы сделать по-другому? Ввести общий для всех курс «Истории мировых религий»: ведь квалифицированных учителей, способных преподавать отдельно основы буддизма или иудаизма, очень мало. Но кто и как напишет такой учебник для четвероклассников? Ведь десятилетним детям практически невозможно преподавать не только историю разных религий, но и светскую этику. Игорь Карачевцев, директор гимназии № 166 С-Петербурга, победитель конкурса "Учитель года России – 2003", несколько лет назад говорил обозревателю «Русского журнала»: «В “светской этике” много концепций: и древнегреческие, и концепции ХVIII века, и нового времени. В немецкой этической философии один взгляд, в русской религиозной – другой. Есть определенная трудность. Ученики с трудом усваивают многоликость точек зрения. А в 4-м классе ребенок может воспринимать лишь две точки зрения: одну хорошую, а одну – плохую. А здесь – все хорошие, но все разные. Это понимание воспитать можно только постепенно. Осознание этого приходит студенту, аспиранту или человеку с большим опытом».


Конечно, в идеале нужно, чтобы дети знакомились с Историей мировых религий и со светской этикой в старших классах. Как это и было изначально задумано. И был даже написан учебник «Религии мира: история, культура, вероучение» под редакцией академика Александра Чубарьяна. С сентября 2007-го года началась его апробация в некоторых школах Москвы. Первые разделы рассказывали, что такое религия, как она возникла. Дальше шло описание шести религий: православия, католичества, протестантизма; иудаизма, ислама и буддизма (и некоторых других религий). Второй важный аспект – проблема нравственности, морали. Если религия поможет в вопросах воспитания, - прекрасно. Есть еще один момент: дети ходят в музеи. А все картины великих мастеров имеют библейское содержание. А в этом учебнике - специальный раздел: религия и искусство.


Конечно, в эпоху ЕГЭ, когда образование ориентировано на натаскивание к тестам, а не на размышления (к тому же, программы и без того страшно перегружены), такой предмет окажется мало востребован старшеклассниками. Курс «основ религиозных культур и светской этики» нужен только при условии тотальной разгрузки и пересмотра школьных программ. А главное – пересмотра целей образования. А это может произойти только в результате его подлинной (а не формальной) реформы


Наталья Иванова-Гладильщикова


Russian Journal


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе